Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков» (февраль)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Астахова Алина Игоревна

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я -  показатель мягкости согласных звуков»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

по теме «Буква Я,я -  показатель мягкости согласных звуков»

Цели:

анализ произношения слов, начинающихся со звука [йа], обозначение их буквой Я;

 анализ звука [а] после мягких согласных и обозначение его буквой Я (мя, ля, тя, дя);

 штриховка и письмо печатной буквы Я, я.

Ход НОД:

1.Организационный момент

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

Ребята, к вам сегодня на занятие я пришла не с пустыми руками. Чтобы угадать, что я принесла, нужно отгадать загадку.

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки? (Яблоко)

- Выделите два первых звука в слове - отгадке. (Звук й’а)

- Давайте посмотрим внимательно. На нём изображена буква. (Показ буквы.) 

Какая это буква? (буква Я). 

- Дайте характеристику этой букве. Что вы о ней знаете? (Она гласная, поется). 

- Я открою вам секрет: если буква Я стоит в начале слова она обозначает два звука [й′а]. Какие это звуки? ([й’a])

- Давайте прочитаем с вами слоги, которые видим на доске (дети читают слоги хором и индивидуально). Сначала все вместе (хором).

ТА МА ЛА ВА ДА РА

ТЯ МЯ ЛЯ ВЯ ДЯ РЯ

- Найдите слог, с которого начинается слово мама, мясо, работа, дядя, рябина, Даша.

- В первой строчке согласные звуки какие? Твердые или мягкие? (твердые)

- Какой гласный звук мы слышим? (мы слышим [а])

-Во второй строчке согласные звуки какие? Твердые или мягкие? (мягкие)

- Сейчас я открою вам второй секрет буквы Я.  Когда она стоит после согласных букв, то обозначает не два звука [й′а], а только один звук – [а], буква Я смягчает согласную.

- Мы узнали с вами два секрета про букву Я (повторяю), теперь вы можете пройти на свои места.

Но прежде чем мы начнем работать в тетрадках, сделаем гимнастику для пальчиков. (видео)

- Мы познакомились с вами со звуком Я, а теперь познакомимся с буквой Я и выполним в тетрадях задание под цифрой 2. Нам необходимо заштриховать букву Я красным цветом. (Дети выполняют задание)

- А теперь давайте научимся писать букву Я. (Объясняю как писать и дети выполняют задание)

Физ. минутка.

Перед нами луг широкий (руки в стороны)

А над нами лес высокий (руки вверх)

Слева сосны, справа ели,

Головою зашумели (руки вверх, покачать ими)

Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)

Побежали быстро в дом.

- Следующее задание, которое мы с вами выполним – это задание под цифрой 4. Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

- Давайте попробуем составить звуковые схемы для слов радуга и моряк.

Перед вами лежат цветные карточки, точно такие же карточки у меня на доске . Каждый будет брать карточку нужного цвета и класть её перед собой. Я буду размещать карточки на доске.

-назовите первый звук в слове «радуга».

-первый звук р.

-Какой он?

-согласный, твёрдый.

-каким цветом обозначаем?

-синим.

-назовите второй звук.

-второй звук а

-какой это звук?

-звук а гласный.

-каким цветом обозначим?

-красным.

-назовите третий звук.

-третий звук д.

-какой это звук?

-звук с согласный, твердый.

-каким цветом обозначим.

- звук с обозначим синим цветом.

-назовите четвертый звук.

……

- Теперь точно такую же схему каждый составит в своих тетрадях. Смотрим на цвет карточки и берёт карандаш такого же цвета и ставим точку в окошке под нужной нам картинкой.

- Аналогично проводим разбор слова моряк.

- Помним! Так как буква Я стоит после согласной она дает один звук [a].

- Молодцы. Хорошо справились с заданием.

- Давайте с вами вспомним как же мы делим слова на слоги. Найдём в тетрадях задание под цифрой 6. Нам необходимо определить количество слогов в данных словах. (Дети выполняют задание)

ИЛИ

 - А теперь давайте поиграем. (дети встают возле стульчиков). Я буду называть слоги, а вы если услышите мягкий согласный звук-хлопаете в ладоши, а если услышите твёрдый согласный звук-прыгаете.

са ря ба  тя за  пя да ля па бя ра зя

- Молодцы. Садитесь.

        

Итог. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы теперь знаете о букве Я?

Наше занятие подошло к концу. За ваше старание каждый сможет выбрать себе наклейку.

ТА

МА

ЛА

ВА

ДА

РА

РЯ

ДЯ

ВЯ

ЛЯ

МЯ

ТЯ

Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Конспект на тему: «Буква Ь как показатель мягкости согласного звука»

Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-буквенного анализа (различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие с...