Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков» (февраль)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков»
Цели:
−анализ произношения слов, начинающихся со звука [йа], обозначение их буквой Я;
− анализ звука [а] после мягких согласных и обозначение его буквой Я (мя, ля, тя, дя);
− штриховка и письмо печатной буквы Я, я.
Ход НОД:
1.Организационный момент
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Основная часть
Ребята, к вам сегодня на занятие я пришла не с пустыми руками. Чтобы угадать, что я принесла, нужно отгадать загадку.
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки? (Яблоко)
- Выделите два первых звука в слове - отгадке. (Звук й’а)
- Давайте посмотрим внимательно. На нём изображена буква. (Показ буквы.)
Какая это буква? (буква Я).
- Дайте характеристику этой букве. Что вы о ней знаете? (Она гласная, поется).
- Я открою вам секрет: если буква Я стоит в начале слова она обозначает два звука [й′а]. Какие это звуки? ([й’a])
- Давайте прочитаем с вами слоги, которые видим на доске (дети читают слоги хором и индивидуально). Сначала все вместе (хором).
ТА МА ЛА ВА ДА РА
ТЯ МЯ ЛЯ ВЯ ДЯ РЯ
- Найдите слог, с которого начинается слово мама, мясо, работа, дядя, рябина, Даша.
- В первой строчке согласные звуки какие? Твердые или мягкие? (твердые)
- Какой гласный звук мы слышим? (мы слышим [а])
-Во второй строчке согласные звуки какие? Твердые или мягкие? (мягкие)
- Сейчас я открою вам второй секрет буквы Я. Когда она стоит после согласных букв, то обозначает не два звука [й′а], а только один звук – [а], буква Я смягчает согласную.
- Мы узнали с вами два секрета про букву Я (повторяю), теперь вы можете пройти на свои места.
Но прежде чем мы начнем работать в тетрадках, сделаем гимнастику для пальчиков. (видео)
- Мы познакомились с вами со звуком Я, а теперь познакомимся с буквой Я и выполним в тетрадях задание под цифрой 2. Нам необходимо заштриховать букву Я красным цветом. (Дети выполняют задание)
- А теперь давайте научимся писать букву Я. (Объясняю как писать и дети выполняют задание)
Физ. минутка.
Перед нами луг широкий (руки в стороны)
А над нами лес высокий (руки вверх)
Слева сосны, справа ели,
Головою зашумели (руки вверх, покачать ими)
Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)
Побежали быстро в дом.
- Следующее задание, которое мы с вами выполним – это задание под цифрой 4. Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
- Давайте попробуем составить звуковые схемы для слов радуга и моряк.
Перед вами лежат цветные карточки, точно такие же карточки у меня на доске . Каждый будет брать карточку нужного цвета и класть её перед собой. Я буду размещать карточки на доске.
-назовите первый звук в слове «радуга».
-первый звук р.
-Какой он?
-согласный, твёрдый.
-каким цветом обозначаем?
-синим.
-назовите второй звук.
-второй звук а
-какой это звук?
-звук а гласный.
-каким цветом обозначим?
-красным.
-назовите третий звук.
-третий звук д.
-какой это звук?
-звук с согласный, твердый.
-каким цветом обозначим.
- звук с обозначим синим цветом.
-назовите четвертый звук.
……
- Теперь точно такую же схему каждый составит в своих тетрадях. Смотрим на цвет карточки и берёт карандаш такого же цвета и ставим точку в окошке под нужной нам картинкой.
- Аналогично проводим разбор слова моряк.
- Помним! Так как буква Я стоит после согласной она дает один звук [a].
- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
- Давайте с вами вспомним как же мы делим слова на слоги. Найдём в тетрадях задание под цифрой 6. Нам необходимо определить количество слогов в данных словах. (Дети выполняют задание)
ИЛИ
- А теперь давайте поиграем. (дети встают возле стульчиков). Я буду называть слоги, а вы если услышите мягкий согласный звук-хлопаете в ладоши, а если услышите твёрдый согласный звук-прыгаете.
са ря ба тя за пя да ля па бя ра зя
- Молодцы. Садитесь.
Итог. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы теперь знаете о букве Я?
Наше занятие подошло к концу. За ваше старание каждый сможет выбрать себе наклейку.
ТА | МА | ЛА |
ВА | ДА | РА |
РЯ | ДЯ | ВЯ |
ЛЯ | МЯ | ТЯ |
Я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"
В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"
Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....
03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
Задачи: Образовательные:· Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...
Конспект на тему: «Буква Ь как показатель мягкости согласного звука»
Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-буквенного анализа (различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие с...