Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Гусейханова Камилят Гаджимагомедовна

Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.

Задачи:

образовательные:

-умение детей характеризовать звук М

развивающие:

- развитие у детей фонематического слуха и восприятия

- расширение и уточнение активного словаря

воспитательная:

- воспитание у детей самоконтроля за речью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.

Задачи:

образовательные:

-умение детей характеризовать звук М

развивающие:

- развитие у детей фонематического слуха и восприятия

- расширение и уточнение активного словаря

воспитательная:

- воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование: игрушка медведь и машинка; карандаши, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто,

нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на

следующий год пойдет в школу.

2. Закрепление пройденного материала:

Воспитатель: Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше

путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с

новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились,

перечислите АУОИ – они какие? (гласные).

А какие еще есть звуки? (согласные).

Какие мы знаем согласные звуки? (П,Т,Н).

Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении

согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении

гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

3. Сообщение темы занятия.

Мишка нам принес загадку, давайте я вам ее загадаю:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Давайте произнесем это слово-отгадки и выделим первый звук.

Машина - [М].

Вот именно с этим звуком мы с вами познакомимся.

Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить

язычок.

Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)

МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо,

МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Воспитатель: вернемся к нашему звуку.

Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у

меня рот, когда я произношу этот звук? (Нет, закрыт).

Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и

посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и

произносят звук).

Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей

мешает? (Губы).

А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.

(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м). (Не получается).

Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду,

называются? (согласными). Звук м – согласный. Согласные звуки

обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное

обозначение согласного звука).

Упражнение «Ловим звук М».

Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки и

слоги. Если вы услышите звук м – хлопните в ладоши:

- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м

- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им

- А теперь в словах: кот, том, усы, сом, мост

Физминутка

Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Работа в тетрадках.

Раскрась предмет, в название которого есть звук «м»

5. Игра на развитие фонематического слуха «Где находится звук

«м»?»

Воспитатель: Я буду говорить вам слова, а вы должны будете:

1. Встать, если звук М находится в начале слова

2. Присесть на стул, если в середине слова

3. Присесть на корточки, если в конце слова.

(машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор,

кометы, мельница).

6. А теперь послушайте стихотворение про букву «М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

7. Лепка буквы М из пластилина.

8. Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)

Сегодня в доме появился новый житель, буква М.

Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с буквой и звуком С»

Знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при прои...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"

Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении     позиции звука [ш] и [с] в слове...