Конспект занятия на тему «Звук [ч] и буква ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Софронова Елена Ивановна

Конспект занятия на тему

«Звук [ч] и буква ч»

Интеграция НООД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: знакомство детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Задачи: - закрепить четкое произношение звука [ч];

- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, дидактическая игра: «Собери слово», физкультминутка, звуко-буквенный анализ.

Игровые: дидактические игры

Наглядные: картинки со звуком [ч]

Анализ занятия

Материал:

Карточки с зашифрованными словами, предметные картинки (ключ, мяч, кирпич, чебурашка, чашка, чайник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ch.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Звук [ч] и буква ч»

Интеграция НООД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: знакомство детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Задачи: - закрепить четкое произношение звука [ч];

- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, дидактическая игра: «Собери слово», физкультминутка, звуко-буквенный анализ.

Игровые: дидактические игры

Наглядные: картинки со звуком [ч]

Анализ занятия

Материал:

Карточки с зашифрованными словами, предметные картинки (ключ, мяч, кирпич, чебурашка, чашка, чайник)

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Чаще всего слышится звук [ч].

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите этот звук.

Дети: Ч-ч-ч.

Воспитатель: Звук [ч] можно пропеть?

Дети: Звук [ч] нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ч]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук [ч] какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Дайте полную характеристику звука [ч].

Дети: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие предметы изображены на картинке?

Дети: Чайник, чашка, чебурашка

Воспитатель: Какой звук Вы слышите, и где он находится?

Дети: Звук [ч], в начале слова.

Воспитатель: Посмотрите, на следующую картинку. Какие предметы на ней изображены?

Дети: Кирпич, мяч, ключ.

Воспитатель: Где слышится звук [ч]?

Дети: Звук слышится в конце слова.

Воспитатель: А теперь назовите эти предметы ласково.

Дети: кирпичик, мячик, ключик.

Воспитатель: Где слышится звук [ч]?

Дети: Звук слышится в середине слова.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Воспитатель: Рассмотрите, предметы на картинке.

Назовите, мне слова с двумя слогами, затем с тремя слогами.  

Почему в слове……

Физкультминутка «Кузнечики» (речь с движением)

Поднимите плечики,

Прыгайте кузнечики

Раз, два, раз, два – стоп!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгать очень нам легко.

Дидактическая игра «Собери слово»

Воспитатель: У Вас на столах лежат карточки, с буквами, каждый должен из букв собрать слово. 

Слова: врач, часы, мяч, вечер, кочка, человек, речка, дочка, ночь, ключ, луч.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Звуко-буквенный анализ

Воспитатель: Давайте, составим звуко-буквенный анализ слов, которые у вас получились.

Сколько слогов в слове?

Назови первый слог, назови второй слог.

Сколько букв в слове?

Сколько гласных букв?

Сколько согласных букв?

Воспитатель: Ребята, составьте предложения из набора слов

На, бабочка, сидеть, цветок.

Ловить, Верочка, сачок, кузнечик.

Играть, мяч, с , девочка.

Речка, мальчики, на, бежать.

В, червяк, грач, нашел, земля.

Итог

Воспитатель: С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Какие задания были трудными? Какие легкими?

Какие задания понравились больше?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект занятия на тему: "Звук и буква Ж"

Закрепление правильного произношения звука Ж, закрепление понятия согласный звук, упражнение в звуко-буквенном анализе....