НОД по обучение грамоте Тема: «Путешествие в страну Волшебницы - Зимы» 6 – 8 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый согласный звук в слове;  составлять схему предложения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад"

МАОУ" КСОШ-ДС"

 

НОД

по обучение грамоте

            Тема: «Путешествие в страну Волшебницы - Зимы» 

                                             6 – 8 лет

 

                                                                                                                                                   Составила:

воспитатель

                                                                                                                                                    В.И. Уреки

Тема: «Путешествие в страну Волшебницы - Зимы».

Задачи: выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый согласный звук в слове;  составлять схему предложения; совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи; формировать навыки контроля и самоконтроля; формировать самоконтроля за речью; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; дать возможность детям показать свои знания и умения; воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы; совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: конверт с письмом; вырезанные из бумаги; картинки с изображением зимы, картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка (зима) для составления схемы предложения; кружочки синего, зелёного, красного цветов; цветные карандаши; смайлики.

Ход занятия:

Восп. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними!

  Давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

       Здоровалочка

             «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

             Настрой:

Запоминает наша голова,

Важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно.

Смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем.

Для ответа руку поднимаем.

Много знаний получаем

И мы присядем на стульчики.

Восп.Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись – «Задания маленьким грамотеям» подготовительной группы «Звездочки». Внутри письмо, прочитать?

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Волшебница- Зима»

До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания».

Готовы?

Перед тем как начать выполнять задания, проведём физминутку для язычка.

«В этом домике дружок, живёт весёлый язычок…»

1. ЗАДАНИЕ О ЗВУКАХ

 

Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.

– Готовы? (Да)

        Вопросы:

– Из чего состоит наша речь?  (Из звуков)

– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

– Назовите гласные звуки (А, О, У, И,).

– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).

– Назовите согласные звуки, только те, которые мы знаем (М, Т, П, К, С, З).

– Почему они не поются? Что мешает? (преграда)

– А какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)

– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

2. Задание. Игра с карточками «Придумай слово»

Воспитатель показывает карточку и говорит слог, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.

– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)

Слоги:

КА (карман, кабан, касса, капля, каша, камень, капуста, какао).

МУ – (муха, мухомор, мул, мусор, мультфильм, Мурзик);

ПИ – (Пила, Папа, пижама, пиалка, пикник);

– А сейчас я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, З-зь К-кь, Т-ть, П-пь.)

  1. Задание «Лишняя буква». (Мольберт)

– Перед вами карточки с буквами. Найдите и закроите в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы закрыли именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

К У А О И

К А М Т С

        

Задание 4. Звуковой анализ (Мольберт)

«ЗИМА»; «МАМА»

Сколько звуков в слове «Зима» (4)

А сколько согласных звуков в слове «Зима?» (2 согл. зв., назовите их З, М.)

Где в этом слове находиться звук «З»; а звук «М»; «А»

Сколько гласных звуков в слове «Зима?» (2 гл. звуков); Какие эти звуки? (и,а)

Давайте узнаем сколько слогов в слове «Зима» (хлопки, 2 слога)

Прочитайте первый слог (ЗИ), второй слог (МА)

Сколько звуков в слове мама? (четыре)

Сколько гласных звуков? (два)Назовите их.

Сколько слогов? (два) Назовите слоги.

Прочитайте первый слог (МА), второй слог (МА)

Слоги в слове мама одинаковые?

Произносите их. ( МА- МА)

ФИЗМИНУТКА

«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
             (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,             
 (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

5. Задания за столами.

– А сейчас давайте пройдём к столамДети занимают места за столами.

Задание 5: «Составьте предложение по схемам».

Давайте вспомним из чего состоит предложение (из одного или несколько слов)

Воспитатель: - Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) (дети составляют предложения по схемам.)

Воспитатель: - Вы должны составить схему предложения.

1)     Пришла      зима.

2)    Пришла       холодная    _зима. 

3)    Пришла     весёлая   снежная   зима.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Задание 6. (За столы)

1.«Где находиться звук? (в начале, в конце или по середине)»

 (карточки)

2.«Смайлики»

У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что-то было не понятно, сложно, то грустный смайлик.

Стих: «Правила русского языка»

Рефлексия деятельности.

– Чем мы сегодня занимались на занятии?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

"Путешествие в страну Волшебницы Речи"

Конспект ОД. Можно использовать в качестве промежуточной фронтальной диагностики....