Занятия по развитию речи.Обучение грамоте.Знакомство с буквой Ц и звуком[ц]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тема: Звук [ц]. Буква Ц.

Цели: Знакомство со звуком и буквой  «Ц».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-учить детей давать акустико- артикуляционную характеристику звук [ц] ;

- учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Коррекционно- развивающие:

развивать связную речь, внимание, память.

- закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах;

-формировать навыки работы над предложением;

-развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;

-продолжать совершенствовать графические навыки.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и старательность при выполнении заданий.

Оборудование: картинка с изображением цапли, набор картинок для игры «Много чего?», буква Ц, карандаши,ручки, задания на листе.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой.

-А поможет нам её угадать загадка:

Удивительная птица

На одной ноге стоит.

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)

Основная часть:

- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?

- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.

При произнесении звука [ц]язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.

(Дети произносят звук [ц] хором.)

- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш],[ж] нет пары.

2. Речевая зарядка.

Ца- ца- ца- я умница.

Цо- цо- цо- покажи свое лицо.

Цу- цу- цу- я иду на улицу.

Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.

Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.

Ица- ица- ица- улетела птица.

Ец- ец- ец- вот и песенке конец.

3.А сейчас я вам предлогаю поиграть в нашу с вами любимую игру «Поймай звук»

Читаю слова, услышав звук [ц],дети хлопают в ладоши.

Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь, яйцо.

 

4. Физкультминутка. «У оленя дом большой»

5.Сейчас вам хором дружно вам нужно досказывать словечко по смыслу предложения которое я вам озвучу.

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце,

 цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла … яйцо,

 цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к … яйцу.

ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от … яйца!

цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к … яйцу!

цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим … яйцо,

цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце.

Молодцы!Сейчас я каждому из вас предлагаю вытянуть карточку ,чтобы поиграть в следующую игру.

6. Игра «Много чего?» (образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных)

Воспитатель показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке одно кольцо, а у тебя? Ребенок смотрит на свою карточку и отвечает: «А у меня на картинке много колец» и т.д)

Одно яйцо- много яиц

Кольцо- колец

Курица- куриц

Пуговица- пуговиц

Овца- овец

Цвет- цветов

Палец- пальцев

Блюдце- блюдец

Ножницы- ножниц

Огурец- огурцов

Цыпленок- цыплят

Колодец- колодцев

Мыльница- мыльниц

Мельница- мельниц

Сахарница- сахарниц

Певец- певцов

7. Игровое упражнение «Составь предложение»:

  • Пять, рука, на, пальцы.
  • Хлебница, стол, на, стоять.
  • Конфетница, в, конфеты, лежать.

           8. Знакомство с буквой Ц.

- Показ буквы. Чтение стихотворения:

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок- царапка

Как кошачья лапка.

- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.

- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.

- Пальчиковая гимнастика: «У мамы грустное лицо»

- Выполняют задание на листе.

9. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)

- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ц]. Буква Ц.

Цели: Знакомство со звуком и буквой «Ц».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-учить детей давать акустико- артикуляционную характеристику звук [ц] ;

- учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Коррекционно- развивающие:

развивать связную речь, внимание, память.

- закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах;

-формировать навыки работы над предложением;

-развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;

-продолжать совершенствовать графические навыки.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и старательность при выполнении заданий.

Оборудование: картинка с изображением цапли, набор картинок для игры «Много чего?», буква Ц, карандаши,ручки, задания на листе.

Ход занятия.

#1054;рг. момент.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой.

-А поможет нам её угадать загадка:

Удивительная птица

На одной ноге стоит.

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)

Основная часть:

- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?

- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.

При произнесении звука [ц]язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.

(Дети произносят звук [ц] хором.)

- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш],[ж] нет пары.

2. Речевая зарядка.

Ца- ца- ца- я умница.

Цо- цо- цо- покажи свое лицо.

Цу- цу- цу- я иду на улицу.

Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.

Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.

Ица- ица- ица- улетела птица.

Ец- ец- ец- вот и песенке конец.

#1040; сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу с вами любимую игру «Поймай звук»

Читаю слова, услышав звук [ц],дети хлопают в ладоши.

Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь, яйцо.

Молодцы ребята, давайте немного передохнем и сейчас я хочу чтобы вы с нашими гостями предложим провели физминутку «У оленя дом большой»

4. Физкультминутка. «У оленя дом большой»

#1057;ейчас вам хором дружно вам нужно досказывать словечко по смыслу предложения которое я вам озвучу.

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце,

цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла … яйцо,

цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к … яйцу.

ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от … яйца!

цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к … яйцу!

цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим … яйцо,

цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце.

Молодцы!Сейчас я каждому из вас предлагаю вытянуть карточку ,чтобы поиграть в следующую игру.

6. Игра «Много чего?» (образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных)

Воспитатель показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке одно кольцо, а у тебя? Ребенок смотрит на свою карточку и отвечает: «А у меня на картинке много колец» и т.д)

Одно яйцо- много яиц

Кольцо- колец

Курица- куриц

Пуговица- пуговиц

Овца- овец

Цвет- цветов

Палец- пальцев

Блюдце- блюдец

Ножницы- ножниц

Огурец- огурцов

Цыпленок- цыплят

Колодец- колодцев

Мыльница- мыльниц

Мельница- мельниц

Сахарница- сахарниц

Певец- певцов

7. Игровое упражнение «Составь предложение»:

  • Пять, рука, на, пальцы.
  • Хлебница, стол, на, стоять.
  • Конфетница, в, конфеты, лежать.

8. Знакомство с буквой Ц.

- Показ буквы. Чтение стихотворения:

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок- царапка

Как кошачья лапка.

- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.

- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.

- Пальчиковая гимнастика: «У мамы грустное лицо»

- Выполняют задание на листе.

9. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)

- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм!».

Развивающие задачи:Развитие монологической формы речи.  Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ.    Развитие умения оценивать рассказы друг ...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы

Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект занятия по развитию речи - обучение детей рассказыванию, старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение детей рассказыванию по серии картин "Старушка"....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Занятие по развитию речи (обучение грамоте) «Звук и бука К»

Занятие по развитию речи (обучение грамоте) «Звук и бука К»Цель: Формирование понятие о звуках и буквах как строительном материале слов.Задачи:1. Обучающие:- закреплять артикуляцию, характ...