Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности (обучение грамоте) "Царица-буква".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Грядецкая Олеся Сергеевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ТНР)

НА ТЕМУ «Буква и звук «Ц»».

 

Цель: формирование представлений о букве и звуке «Ц».

Образовательные задачи: формировать навыки выделения и произношения звука [ц] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

           уточнять артикуляцию и характеристику звука;

           совершенствовать умение определять позицию звука в слове;

           упражнять в образовании существительных с суффиксом –ниц-;

           познакомить с графическим обозначением звука;

           упражнять в составлении и анализе предложений.

Развивающие: развивать фонематические процессы;

           развивать внимание, память, мышление;

           развивать координацию речи с движением;

           развивать графические навыки.

Воспитательные: воспитывать умение выслушать вопрос и задачу;

           воспитывать умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения.

 

Оборудование: магнитная доска, маркеры, карточки с предметами, в названиях которых есть звук «ц», открытки «от царицы», карточки для нахождения и дописывания буквы Ц, звуковые схемы, сахарница, мыльница, хлебница, конфетница.

 

Ход занятия: Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! В такое замечательное утро давайте пожелаем друг другу успехов и хорошего дня! Сегодня мы вспомним, какие бывают звуки и продолжим знакомиться с буквами!

-Давайте вспомним какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные, которые вы знаете?

Почему они гласные? 

Ответы детей.

Назовите согласные.

Почему они согласные?

Ответы детей.

 

1) Посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую принесла в начале недели Рита

(картинка с царицей) и хотела ее подписать, но не знала с чего начать и попросила помощи.

Это не просто царица, а царица Знаний! Она сегодня будет смотреть и слушать, насколько вы находчивые, внимательные, умные и дружные ребята!

Давайте вместе произнесем слово…

Дети: -Царица!

Воспитатель:- Какой первый звук вы слышите?

Дети:- Ц!

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук «Ц». Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками). Что является преградой воздуху (язык, зубы). Значит он согласный.

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук «Ц». Горлышко дрожит?

Дети: -Нет.

Воспитатель: -Значит звук Ц какой?

Дети:- (глухой).

Дети дают характеристику звука.

Воспитатель:- И всегда твердый!

Посмотрите, какой красивой буквой обозначается этот звук (показывает на доске карточку с буквой).

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

 

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

 

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.»

- Ребята, на что похожа эта буква? Давайте попробуем в воздухе написать букву (пальцем в воздухе прописать букву Ц).

Воспитатель:- Давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы перед следующей задачей нам было легче работать. А скажите, если мама царица, то дочь- …..царевна!

2) Пальчиковая гимнастика: «Царевна».

У красавицы-царевны (волнистые движения кистями рук)

Было семь богатырей . (показывают семь пальцев )

Царевна их кормила, (загибать пальцы)

Молоком поила.

В доме прибирала.

Сказки им читала. 

Братьев всех любила, («замочек» руками)

И подарки им дарила.(развернуть ладошки).

 

3) Следующее задание:- Как только услышите звук «ц», вам нужно быстро его поймать! Хлопайте в ладоши! (ц, т, с, ц, з, цо, ыц, ас, то, цэ, цапля, сенокос, телефон, кузница, листопад, чай, пылесос, кольцо, мельница, пловец.)

- Попробуйте произнести такие слоги АЦ, ОЦ, ИЦ (закрытые)….  (открытые).

Дети выполняют задание.

 

 4) Воспитатель:- А теперь, ребята, нужно определить позицию звука в слове. Где мы можем слышать звук в слове?

Ответы детей (в начале, в середине и в конце).

 -Приглашаю вас к столу, чтобы выбрать себе любую понравившуюся картинку и найти подходящую схему позиции звука в слове, которое обозначает предмет на этой картинке (дети разбирают карточки и схемы, потом проговаривают свой выбор).

 

5) Физкультминутка «Царица».

Мы царицу будем целый день смешить,              (улыбки) 

Как снежинки, как пушинки                                  (кружатся на месте)

Будем радостно кружить.                                       (вправо, влево)

Будем пятиться как раки, не смотря на буераки; (шаги назад)

Спрячемся как крот в нору;                                    (присесть)

И появимся к утру!                                                  (высоко подпрыгнуть)

Царица захохочет, с нами поиграть захочет.

Скажет нам «А дошколята все - весёлые ребята!»(ходьба по кругу).

 

6) Воспитатель:- Ребята, а вот какое задание приготовила для вас царица. Она принесла такие предметы: сахар, мыло, хлеб и конфеты. Но не знает куда их положить. Поможете?

(дети по очереди кладут предметы в «сахарницу, мыльницу, хлебницу, конфетницу» и называют их).

 

7) Воспитатель: -Еще царица принесла с собой вот такие фотографии, выбирайте, кому какая нравится, составьте предложение и посчитайте, сколько в нем слов ( показывает карточки на которых изображены:

                                                                               

                                                                                 -царица играет в песочнице;

                                                                                 -царица ведет ослицу;

                                                                                 -царица собирает цветы;

                                                                                  -царица играет в индейцев;

                                                                                 -царица тянет гусеницу;

                                                                                 -царица ест пиццу;

                                                                                 -царица несет лестницу.

Ответы детей.

8) Воспитатель предлагает детям подумать, из чего того, что есть в групповой комнате, можно выложить букву «ц». Дети придумывают, выбирают что-либо и выкладывают на столе или полу силуэт буквы.

 

Воспитатель:- Ребята, вы молодцы! Рита, помогло тебе наше занятие? Теперь ты знаешь букву «ц» и сможешь ее написать.

У вас все получилось и потому царица Знаний с удовольствием ждет вас осенью в школе!

 

Итог: Воспитатель:- Вспомните, с каким звуком мы познакомились?

Что понравилось больше всего?

Что было самым трудным?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ТНР)

НА ТЕМУ «Буква и звук «Ц»».

Цель: формирование представлений о букве и звуке «Ц».

Образовательные задачи: формировать навыки выделения и произношения звука [ц] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

           уточнять артикуляцию и характеристику звука;

           совершенствовать умение определять позицию звука в слове;

           упражнять в образовании существительных с суффиксом –ниц-;

           познакомить с графическим обозначением звука;

           упражнять в составлении и анализе предложений.

Развивающие: развивать фонематические процессы;

           развивать внимание, память, мышление;

           развивать координацию речи с движением;

           развивать графические навыки.

Воспитательные: воспитывать умение выслушать вопрос и задачу;

           воспитывать умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: магнитная доска, маркеры, карточки с предметами, в названиях которых есть звук «ц», открытки «от царицы», карточки для нахождения и дописывания буквы Ц, звуковые схемы, сахарница, мыльница, хлебница, конфетница.

Ход занятия: Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! В такое замечательное утро давайте пожелаем друг другу успехов и хорошего дня! Сегодня мы вспомним, какие бывают звуки и продолжим знакомиться с буквами!

-Давайте вспомним какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные, которые вы знаете?

Почему они гласные?  

Ответы детей.

Назовите согласные.

Почему они согласные?

Ответы детей.

1) Посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую принесла в начале недели Рита

(картинка с царицей) и хотела ее подписать, но не знала с чего начать и попросила помощи.

Это не просто царица, а царица Знаний! Она сегодня будет смотреть и слушать, насколько вы находчивые, внимательные, умные и дружные ребята!

Давайте вместе произнесем слово…

Дети: -Царица!

Воспитатель:- Какой первый звук вы слышите?

Дети:- Ц!

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук «Ц». Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками). Что является преградой воздуху (язык, зубы). Значит он согласный.

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук «Ц». Горлышко дрожит?

Дети: -Нет.

Воспитатель: -Значит звук Ц какой?

Дети:- (глухой).

Дети дают характеристику звука.

Воспитатель:- И всегда твердый!

Посмотрите, какой красивой буквой обозначается этот звук (показывает на доске карточку с буквой).

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.»

- Ребята, на что похожа эта буква? Давайте попробуем в воздухе написать букву (пальцем в воздухе прописать букву Ц).

Воспитатель:- Давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы перед следующей задачей нам было легче работать. А скажите, если мама царица, то дочь- …..царевна!

2) Пальчиковая гимнастика: «Царевна».

У красавицы-царевны (волнистые движения кистями рук)

Было семь богатырей . (показывают семь пальцев )

Царевна их кормила, (загибать пальцы)

Молоком поила.

В доме прибирала.

Сказки им читала. 

Братьев всех любила, («замочек» руками)

И подарки им дарила.(развернуть ладошки).

3) Следующее задание:- Как только услышите звук «ц», вам нужно быстро его поймать! Хлопайте в ладоши! (ц, т, с, ц, з, цо, ыц, ас, то, цэ, цапля, сенокос, телефон, кузница, листопад, чай, пылесос, кольцо, мельница, пловец.)

- Попробуйте произнести такие слоги АЦ, ОЦ, ИЦ (закрытые)….  (открытые).

Дети выполняют задание.

 4) Воспитатель:- А теперь, ребята, нужно определить позицию звука в слове. Где мы можем слышать звук в слове?

Ответы детей (в начале, в середине и в конце).

 -Приглашаю вас к столу, чтобы выбрать себе любую понравившуюся картинку и найти подходящую схему позиции звука в слове, которое обозначает предмет на этой картинке (дети разбирают карточки и схемы, потом проговаривают свой выбор).

5) Физкультминутка «Царица».

Мы царицу будем целый день смешить,              (улыбки)  

Как снежинки, как пушинки                                  (кружатся на месте)

Будем радостно кружить.                                       (вправо, влево)

Будем пятиться как раки, не смотря на буераки; (шаги назад)

Спрячемся как крот в нору;                                    (присесть)

И появимся к утру!                                                  (высоко подпрыгнуть)

Царица захохочет, с нами поиграть захочет.

Скажет нам «А дошколята все - весёлые ребята!»(ходьба по кругу).

6) Воспитатель:- Ребята, а вот какое задание приготовила для вас царица. Она принесла такие предметы: сахар, мыло, хлеб и конфеты. Но не знает куда их положить. Поможете?

(дети по очереди кладут предметы в «сахарницу, мыльницу, хлебницу, конфетницу» и называют их).

7) Воспитатель: -Еще царица принесла с собой вот такие фотографии, выбирайте, кому какая нравится, составьте предложение и посчитайте, сколько в нем слов ( показывает карточки на которых изображены:

                                                                               

                                                                                 -царица играет в песочнице;

                                                                                 -царица ведет ослицу;

                                                                                 -царица собирает цветы;

                                                                                  -царица играет в индейцев;

                                                                                 -царица тянет гусеницу;

                                                                                 -царица ест пиццу;

                                                                                 -царица несет лестницу.

Ответы детей.

8) Воспитатель предлагает детям подумать, из чего того, что есть в групповой комнате, можно выложить букву «ц». Дети придумывают, выбирают что-либо и выкладывают на столе или полу силуэт буквы.

Воспитатель:- Ребята, вы молодцы! Рита, помогло тебе наше занятие? Теперь ты знаешь букву «ц» и сможешь ее написать.

У вас все получилось и потому царица Знаний с удовольствием ждет вас осенью в школе!

Итог: Воспитатель:- Вспомните, с каким звуком мы познакомились?

Что понравилось больше всего?

Что было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: "Осенними тропинками"

Занятие направлено на обобщение, закрепление и систематизации представлений детей об осени....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»

Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.·        Развить слуховое внимание, закреплять на...