Индивидуальный маршрут по развитию речи
учебно-методический материал по обучению грамоте (младшая группа)
Цель индивидуального маршрута: расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Задачи:
- актуализировать предметный и качественный словарь;
- закреплять обобщающие понятия;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников
Возраст ребенка: 2 – 4 года.
Проблема: Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.
Цель индивидуального маршрута: расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Задачи:
- актуализировать предметный и качественный словарь;
- закреплять обобщающие понятия;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Периодичность занятия: 2 раза в неделю.
Длительность: 10 минут.
Номер занятия
| Упражнения на занятиях | Рекомендации родителям |
Октябрь | ||
Импрессивная речь Развивать лексические категории Занятие 1 Понимание конкретных существительных | «Покажи у мишки голову, лапы, уши…» «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…» «Возьми стул, куклу…» «Назови, что покажу» | Уточнение, обогащение словаря по темам: - человек, части тела |
Занятие 2. Понимание обобщающих слов | «Покажи на картинках» Игрушки Посуду | Уточнение, обогащение словаря по темам: - посуда |
Занятие 3. Понимание обобщающих слов | «Покажи на картинках» Одежду Животных и т.д. | Уточнение, обогащение словаря по темам: животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц - одежда, обувь, головные уборы |
Занятие 4. Понимание действий | «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет» | Провести игру: « Домики». У медведя дом большой, а у зайки – маленький. Наш медведь пошел домой, поскакал и заинька (развитие моторики, дети показывают руками величину домика и имитируют ходьбу медведя и прыжки зайки). |
Занятие 5. Понимание поручений (по речевой инструкции) | «Принеси мне мишку» «Принеси большой мяч» «Найди и принеси зайчонка» | Давать ребенку поручение, чтобы он понимал, что нужно сделать и выполнял задание по речевой инструкции. |
Занятие 6. Понимание форм ед. и мн. числа существительных | «Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы» | Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа существительных (с помощью картинок). |
Занятие 7. Понимание форм ед. и мн. числа глаголов | «Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы» | Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа глаголов (с помощью иллюстраций в книгах). |
Занятие 8. Понимание падежных конструкций | «Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу» «Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…» | Провести игру «На чем дети катаются?» Цель активизировать в речи предлог НА Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед). Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на Мальчик катается на самокате Вера едет на машине. И т.д. |
Ноябрь | ||
Занятие 9. Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме | «Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка» | Поиграйте с ребенком в подборе уменьшительно-ласкательных существительных: «Скажи ласково». |
Занятие 10. Понимание предложений (по содержанию знакомых сказок) | Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет» «Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала» | Развивать связную речь. Развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров. |
Занятие 11. Развивать артикуляционную моторику | Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Улыбка» «Хоботок» | Провести артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Лопатка» |
Занятие 12. Развивать артикуляционную моторику | Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Качели» «Маятник» «Лошадка» | Провести артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Иголка» |
Слоговая структура Занятие 13. Развивать слоговую структуру слова | «Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы) | Работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов: двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток), трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок) |
Занятие 14. Фонематический слух. Развитие оппозиционных звуков | «Как плачет кукла» (а-а-а) «Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а» «Вот гудит паровоз у-у-у» «Как кричит лошадка?» (и-и-и) Как плачет малыш?» (уа) «Плачет котенок – мяу» «Как коровушка мычит?» (му) «Полаем, как собачка» (ав) «Как мышки пищат?» (пи-пи-пи) «Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко) «Гуси, гуси- га-га-га» | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт») |
Занятие 15. Лексика Развивать номинативный словарь | «Назови словом части тела, предмета» (по картинкам) «Назови предметы одним словом» (по картинкам) «Назови, кто это?» (дом. животные) | Развитие словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Части тела», «Игрушки»,«Дом», «Квартира»,«Мебель», «Продукты питания». |
Занятие 16. Развивать предикативный словарь (стоит, сидит, играет, рисует) | «Скажи, кто что делает» (по картинкам) «Расскажи, что ты видишь на картинках» «Назови, какого цвета» «Назови, какой формы» | «Рассмотри и расскажи, что делает мама» (Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий. Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам |
Декабрь | ||
Занятие 17. Развивать атрибутивный словарь антонимы | «Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый) | Поиграйте с ребенком: «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить) |
Занятие 18. Предлоги | «Скажи, где находится» (в, на) | Поупражняйте ребенка в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
Занятие 19. Грамматический строй речи - ед. и мн. число существительных | «Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома) | Поиграйте дома: ете |
Занятие 20. ед. и мн. число глаголов | «Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи кричат. Мальчики играют.) | Поиграйте с ребенком: «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы) |
Занятие 21 Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными | «Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч) | Поупражняйте согласовывать прилагательные с существительными. |
Занятие 22. Развивать умение согласовывать местоимения с существительными | «Расскажи, чья это вещь» | Поупражняйте согласовывать местоимение с существительными. |
Январь | ||
Занятие 23 Словообразование Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом | «Большой стол – маленький…» «У кошки – котенок, у лисы - ….» «Назови животных и их детенышей» | Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
Занятие 24. Связная речь Развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам | «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Продолжи предложения» «Ответь на вопрос по картинкам» | Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности. |
Занятие 25 Развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа | «Расскажи сказку по картинкам» | Поупражняйте в пересказе и составлении рассказы по картине и по серии картин Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. |
Занятие 26 Работа с картинами | Тема: «Кого мы встретили в лесу» (работа с картинами) | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов (серый волк рычит, белый зайчик прыгает). |
Занятие 27 | Развивающая игра «Кто как кричит», «Кто как передвигается». | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», |
Занятие 28 | 4. Тема: «Курочка - пеструшечка» (по потешке) | Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц |
Занятие 29 | Развивающая игра «Игра с фигурками животных» | |
Занятие 30 Предлоги | Тема: «Прятки» (грамматическая игра) | Поупражняйте ребенка в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
Февраль | ||
Занятие 31 Работа с картинами | Тема: «Идет коза рогатая» (рассматривание картины) | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Занятие 32 | Развивающая игра «У кого кто» - (у козы- козлятки) - грамматический строй речи. | |
Занятие 33 Звуковая культура речи | Тема: «Как у нас во дворе» | Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности. |
Занятие 34 Связная речь | Чтение стихотворений вместе с детьми. | Развивать связную речь. Развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров. |
Занятие 35 | Развивающая игра «Разноцветный сундучок» - обучение детей навыкам согласования существительных и прилагательных. | Поупражняйте ребенка в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
Занятие 36 Связная речь | 1. Описание внешнего вида куклы Оли. Задача: Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы. | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Занятие 37 Составление предложений | 2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий). | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Занятиеи38 Связная речь | 1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках». Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды. | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Март | ||
Занятие 39 Словообразование | Игра «Что в мешке у Буратино». Задачи: Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа. | Поупражняйте ребенка в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
Занятие 40 Составление предложений | Составление описательного рассказа. Задачи: Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т, д, (н). | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Занятие 41 | Составление описания по предметной картине. Задачи: Учить составлять речи.короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц, учить регулировать темп | Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов |
Занятие 42 | Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме | Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
Занятие 43 | Дидактическая игра «Подскажи словечко» Цель: развивать логическое мышление, слуховое внимание | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», |
Занятие 44 | Расскажи по образцу «Лейка» Цель: учить пересказывать прослушанный рассказ | Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий. Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам |
Занятие 45 | Расскажи по образцу «Мак» Цель: учить пересказывать прослушанный рассказ | Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий. Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам |
Занятие 46 | «Какая это профессия» Цель: учить соотносить существительные с глаголами | Поупражняйте ребенка в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
Апрель | ||
Занятие 47 | «Где и что можно делать?» Цель: учить подбирать нужный глагол для определенной ситуации | |
Занятие 48 Развитие грамматического строя речи | Упражнение «Чего не стало?» Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. | Поупражняйте согласовывать прилагательные с существительными. |
Занятие 49 Развитие импрессивной речи | Упражнение «Скажи какой?» Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. | |
Занятие 50 Развитие силы голоса | Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. | Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности. |
Занятие 51 Звукопроизношение | Сказка «Поспешили - насмешили» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», |
Занятие 52 Речевое дыхание | Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. | Провести артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Лопатка» |
Занятие 53 Речевое дыхание | Игра «Чья птичка дальше улетит?» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. | Провести артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Лопатка» |
Занятие 54 Звукопроизношение | Рассказ «Песня-песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. | Провести артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Лопатка» |
Май | ||
Занятие 55 Связная речь | «Возьмем Мишку на прогулку» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). | |
Занятие 56 Связная речь | «Пришел Мишка с прогулки» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). | |
Занятие 57 Фонематический слух | "Лошадки цокают копытцами" Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей. Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика. | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», |
Занятие 58 Звуковая культура речи | Дид. игра «Большие и маленькие комары» Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары. | |
Занятие 59 Звуковая культура речи | Дид. игра «Кто внимательный» Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с]. Ход: Педагог показывает предметные картинки в названии которых слышатся звуки [з] или [с]. Педагог интонационно выделяет заданные звуки. Дети произносят тот звук, который услышали. | |
Занятие 60 Связная речи | Дидактическая игра «Скажи, что общего у предметов» Цель: развивать слуховое внимание, закреплять обобщающие понятия. | Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», |
Занятие 61 Словообразование | Дидактическая игра «Как сказать правильно?» Цель: учить образовывать множественное число глаголов | Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа глаголов (с помощью картинок). |
Занятие 62 Словообразование | Дидактическая игра «На лугу» Цель: учить изменять глаголы по числам и лицам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-668726-1442574986.jpg)
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога Ахмадиевой Г.К....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670039-1442665317.png)
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога
Индивидуальный маршрут профессионального развития старшего воспитателя Газизовой Эльмиры Фаритовны...
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога
Использование информационных технологий при обучении детей дошкольного возраста татарскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-690755-1567946960.jpg)
Индивидуальный маршрут профессионального развития воспитателя МБДОУ «ЦРР-детский сал №14 «Родничок» Воспитатель: Лобанова Марина Анатольевна Методическая тема: "Инновационные подходы в развитии речи дошкольников"
В данном материале содержится индивидуальный план самообразования воспитателя на пять лет работы с 2014-2019год....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1068840-1539344360.jpg)
Индивидуальный маршрут сопровождения.Развитие речи
Развивать компоненты устной речи ребенка: лексику, грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1277318-1602479078.jpg)
Индивидуальный маршрут с затруднением речи.
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1350373-1634483784.jpg)
Индивидуальный маршрут с затруднением речи Б.Д. 2020-21 учебный год
Данная индивидуальная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на обеспечение коррекции н...