Индивидуальный маршрут сопровождения.Развитие речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Рахуба Оксана Васильевна

Развивать компоненты устной речи ребенка: лексику, грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной работы по развитию речи

На 2019-2020 учебный год

Старшая группа.

 Цель:       Развивать компоненты устной речи ребенка: лексику, грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм;

 ____________________________   - воспитанник  испытывает трудности в развитии речи :

1. недостаточный словарный запас

2. допускает грамматические ошибки (аграмматизмы), затрудняется оформить логически фразу, предложение

3.не может составить рассказ, пересказать короткий текст (даже с помощью педагога)

 

Лесика

Расширять словарь по лексическим темам.

         

Грамматический строй речи.

1.учить отвечать на вопросы полными ответами.

 2.учить образовывать форму множественного числа существительных, форму множественного числа родительного падежа существительных по лексическим темам

            Связная речь.

1.учить составлять описательный рассказ по плану (схемы, мнемотаблицы) с помощью педагога

2.учить пересказывать короткие рассказы по вопросам педагога.

Дата

проведения

Тема занятия

Задачи

Формы работы

Динамика

Октябрь

1 неделя

30.09.2019-

04.10.2019.

Тема. ОВОЩИ

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

 Правильно называть один овощ и много овощей и наоборот

Огурец — ... (огурцы)

Помидор — ... (помидоры)

Кабачок — ... (кабачки)

Баклажан — ... (баклажаны)

Тыква — ... (тыквы)

Репа — ... (репы)

Луковица — ... (луковицы)

Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.

 Октябрь

2 неделя

07.10.2019-

11.10.2019.

 

Тема. ОВОЩИ

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Изменить слова по образцу

Растет — растут

Зреет — ... (зреют)

Зеленеет— ... (зеленеют)

Спеет — ... (спеют)

Цветет — ... (цветут)

Краснеет — ... (краснеют)

Сажает — ... (сажают)

Копает — ... (копают)

Окучивает — ... (окучивают)

Рыхлит — ... (рыхлят)

Поливает — ... (поливают)

Убирает — ... (убирают)

Октябрь

3 неделя

14.10.2019-

18.10.2019.

СТРОЙКА.

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Согласование прилагательных, образованных от существительных; образование приставочных глаголов.

Назвать предметы, про которые можно сказать, что они сделаны из этого материала.

Деревянный — ... (дом, забор ...)

Деревянная — ... (скамейка, лестница ...)

Деревянные — ... (дома, сараи ...)

Кирпичный — ... (дом, гараж ...)

Кирпичная — ... (стена, башня ...)

Кирпичные — ... (дома, трубы ...)

Нарисовать дом и рассказать, какой он, какие в этом доме стены, двери, окна и т.д.

Октябрь

4неделя

21.10.2019-25.10.2019

 

«Скажи наоборот»

Развитие словаря.

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

Октябрь

5 неделя

28.10.2019-01.10.2019.

Игра «Подбери словечко»

 

Развитие словаря.

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

 Ноябрь

1 неделя

05.11.2019-08.11.2019

Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: «выбежала», «побежала», «убежала».

Связная речь

Цель: учить детей выразительно пересказывать литературный текст .

ЛИСА

Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?

Ноябрь

2 неделя

11.11.2019-15.11.2019.

ИГРУШКИ

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Употребление прилагательных ср. рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных.

Прослушать предложение.

У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведерочко, большое блюдце и маленькое блюдечко.

Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое?

(У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т. д.)

Ноябрь

3 неделя

18.11.2019-22.11.2019.

 

Ателье.

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цель: Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?

подбирая слова-определения к предметам из меха, шерсти,

шелка, ситца.

Из меха

Шапка — какая? — ... (меховая)

Шуба — какая? — ... (меховая)

Пальто — какое? — ... (меховое)

Воротник — какой? — ... (меховой)

Из шелка

Платок — какой? — (шелковый)

Сарафан — какой? — ...

Халат — какой? — ...

Платье — какое? — ...

Из шерсти

Шарф — какой? — (шерстяной)

Юбка — какая? — ...

Кофта — какая? — ...

Брюки — какие? — ...

Из ситца

Платье — какое? — (ситцевое)

Сарафан — какой? — ...

Белье — какое? — ...

Халат — какой? — ...

 Ноябрь

4 неделя.

25.11.2019-29.11.2019

ЗИМА

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными; употребление приставочных глаголов.

 Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро».

НА ГОРКЕ

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

Какое время года наступило? Какой снег выпал?

Что построили во дворе?

Кто первым прибежал на горку?

Кто вторым пришел на горку?

На чем стали кататься две девочки?

Сколько ребят стали кататься на горке?

Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

Декабрь

1 неделя

02.12.2019-06.12.2019

 

Тема. ЗИМА

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Изменить слова по образцу.

Санки — на санках

Коньки — на ... (коньках)

Лыжи — на ... (лыжах)

Горки — на ... (горках)

Зима — о ... (зиме)

Сосулька — о ... (сосульке)

Снег — о снеге

Каток — о... (катке)

Мороз — о ... (морозе)

 

Составить словосочетания, ответить на вопросы: на чем? о чем?

Санки — катался — на чем? — ... (катался на санках)

Коньки — катался — на чем? - ... (катался на коньках)

Лыжи — катался — на чем? — ... (катался на лыжах)

Горки — катался — на чем? — ... (катался на горках)

Снег — говорю — о чем? — ... (говорю о снеге)

Каток — думаю — о чем? — ...  (думаю о катке)

Мороз — говорю — о чем? — . .. (говорю о морозе)

Зима — рассказ — о чем? — ... (рассказ о зиме)

Сосулька — стишок — о чем? —        ... (стишок о сосульке)

Нарисовать санки, лыжи, коньки. Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой?

 Декабрь

2 неделя

09.12.2019-13.12.2019.

 

Тема. СЕВЕР

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий.

1) Изменить слова по образцу.

Сильно — сильнее                                                  

Сильный -         сильнейший

Холодно — ... (холоднее)                                      

Холодный... (холоднейший)

Морозно — ... (морознее)                                        

Красивый... (красивейший)

Бело — ... (белее)                                                    

Белый — ., . (белейший)

Тепло — ... (теплее)                        Красиво — ... (красивее)                                          

Теплый —... (теплейший)     Быстрый -        ... (быстрейший)

2) Закончить предложения, отвечая на вопросы.

Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие?)... (холодные).

На Севере морозно, погода всегда (какая?)... (морозная).

Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие?)...(темные).

Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие?)... (быстрые).

Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) ... (хитрая).

Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой?)... (ловкий).

 Январь

3 неделя

20.01.2020-24.01.2020.

Игра «Подбери словечко»

Развитие словаря.

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

Январь

4 неделя

27.01.2020-31.01.2020.

Игра «Похожие слова»

Развитие словаря.

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;

еда —очистки —пища;

труд —завод —работа;

танец —пляска —песня;

бежать —мчаться —идти;

думать —хотеть —размышлять;

шагать —сидеть —ступать.;

Февраль

1 неделя

03.02.2020-07.02.2020.

«Кто больше действий назовёт»

Развитие словаря.

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

Февраль

2 неделя

10.02.2020-14.02.2020.

 

Изменить слова, ответив на вопрос: что сделали?

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Накрывает — ... (накрыли)

Расставляет — ... (расставили)

Моет — ... (вымыли)

Чистит — ... (вычистили)

Составить предложения со всеми этими словами.

Февраль

3 неделя

17.02.2020-21.02.2020.

ПРОФЕССИИ

Формирование грамматического строя речи .

Цели. Употребление существительных в дательном падеже; образование относительных прилагательных.

Прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна повар (повару).

Пила нужна плотник (плотнику).

Станок нужен токарь (токарю).

Мука нужна пекарь (пекарю).

Кисти нужны художник (художнику).

Топор нужен лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны портной (портному).

Молоток нужен сапожник (сапожнику).

Февраль

4 неделя

24.02.2020-28.02.2020.

ВЕСНА

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование сравнительных степеней прилагательных

1) Дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Скоро наступит весна.

Солнце — что будет делать? — будет... (ярче светить, пригревать ...).

Снег — что будет делать? — будет ... (чернеть, таять ...).

На земле проталины — что сделают? — ... (появятся ...).

Ручьи — что сделают? — ... (побегут, появятся, зажурчат ...).

2) Изменить слова по образцу.

Радостный — ... (радостнее)

Светлый — ... (светлее)

Темный — ... (темнее)

Рыхлый — ... (рыхлее)

Свежий — ... (свежее)

Прозрачный — ... (прозрачнее)

Быстрый — ... (быстрее)

Длинный — длиннее

Теплый — ... (теплее)

Яркий — ... (ярче)

Громкий — ... (громче)

Высокий — ... (выше)

истый — ... (чище)

Сильный — ... (сильнее)

Март

1 неделя

02.03.2020-06.03.2020.

ВЕСНА

Формирование грамматического строя речи по лексическим темам.

Цели. Употребление падежных форм имен существительных во множественном числе; образование сложных слов.

1)Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложения словами

 из текста, пересказать.

ВЕСНА В ЛЕСУ

Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и выводят птенцов.

Что происходит, когда тает снег?

Что появляется на проталинах?

Какой становится погода?

Где набухают почки?

Кто прилетает весной?

Что делают грачи, когда прилетают?

2)Образовать новые сложные слова.

Лед колет — ... (ледокол)

Сам летает — ... (самолет)

Сам сваливает — ... (самосвал)

Пыль сосет — ... (пылесос)

Лес рубит — ... (лесоруб)

Пол натирает — ... (полотер)

Пешком ходит — ... (пешеход)

Землю копает — ... (землекоп)

Ответить на вопрос: что делает?

Ледокол (что делает?) — лед колет

Самолет (что делает?) — ... (сам летает)

Самосвал (что делает?) — (сам сваливает)

Пылесос (что делает?) — . (пыль сосет)

Лесоруб (что делает?) — ...

Полотер (что делает?) — ...

Пешеход (что делает?) — ...

Землекоп (что делает?) — ...

Март

2 неделя

10.03.2020-13.03.2020.

 

 

Мнемотаблица

«Дикие животные»

Цель:заучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы.

См. приложение.

Март

3 неделя

16.03.2020-20.03.2020.

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Связная речь

Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Словарь и грамматика

Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Составление сказки  детьми по плану

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №27, стр.101.

Март

4 неделя

23.03.2020-27.03.2020.

Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

Связная речь:

Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

Составление рассказа детьми самостоятельно, совместно с воспитателем

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №11, стр.55.

Апрель

1 неделя

30.03.2020-03.04.2020.

Обучение детей порядковому счету, упражняем в образовании порядковых числительных,

Формирование грамматического строя речи

Цель: упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?». Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки.

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

Апрель

2 неделя

06.04.2020-10.04.2020.

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Связная речь

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Ознакомление с предложением

Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

-Рассматривание картины

-Беседа по картине

-Составление рассказа детьми самостоятельно, совместно с воспитателем.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №22, стр. 90.

Презентация ст.гр.:  сл.21

Апрель

3 неделя

13.04.2020-17.04.2020.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Связная речь

Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов

Словарь

Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу

Ознакомление с предложением

Учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях

Звуковая культура речи

Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток- чистоговорок).

-Чтение рассказа

-Пересказ рассказа детьми самостоятельно.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №25,

стр. 97.

Презентация ст.гр.:  сл.22

Апрель

4 неделя

20.04.2020-24.04.2020

Составление рассказа по картине «Зайцы»

Связная речь

Учить составлять рассказ по картине по, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Грамматика

Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).

-Рассматривание картины

-Беседа по картине

-Составление рассказа детьми самостоятельно, совместно с воспитателем.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №30, стр.108.

Презентация ст.гр.:  сл.28

Май

2 неделя

12.05.2020-15.05.2020.

Составление рассказа на предложенную тему

Связная речь

Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем

Словарь и грамматика

Уточнить понимание детьми обещающих понятий (мебель, посуда); учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствия в тексте стихотворения, объяснять, так не бывает; закреплять умение образовывать названия предметов посуды, продолжать знакомить с предложением; упражнять детей в последовательной замене слов в «путаницах» нелепых фразах так, чтобы предложение становилось осмысленным

-Составление рассказа детьми самостоятельно, совместно с воспитателем

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №24,

стр. 94

Май

3 неделя

18..05.2020-22.05.2020.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Связная речь

Учить детей составлять рассказ по предложенному плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя, формировать целенаправленность, самостоятельность и вариативность мышления

Грамматика

Активизировать в речи сложных предложений при рассказывании в ситуации письменной речи; упражнять детей в образовании существительных, указывающих на род деятельности

-Составление рассказа детьми по плану

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

Занятие №31, стр.110

Май

4 неделя

25.05.2020-29.05.2020.

Пересказ рассказа Я, Тайца «Послушный дождик»

Связная речь

Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Словарь и грамматика

Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.

Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

-Чтение рассказа

-Пересказ рассказа детьми самостоятельно

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 5-6 лет:

занятие №29, стр.106.

Презентация ст. гр.:  сл.26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения ребенка с синдромом Дауна.

В моей группе есть ребенок с диагнозом Синдром Дауна. Поскольку в детском саду детей с синдромом Дауна никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным р...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Индивидуальный маршрут с затруднением речи.

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии...

Индивидуальный маршрут сопровождения развития одаренного ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения развития одаренного ребёнка           Ф. И. ребенка – ……………&helli...

Индивидуальный маршрут с затруднением речи Б.Д. 2020-21 учебный год

Данная индивидуальная образовательная программа  разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на  обеспечение коррекции н...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения развития одаренного ребенка

Данный образовательный маршрут поможет педагогам выстроить работу по художественному развитию ребенка....