Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Читалочка»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ирина Григорьевна Карелина

Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitalochka-24-25.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Принято Утверждено

на педагогическом совете заведующим НРМ ДОБУ«Д/с «Морошка»

Протокол от #1075;. №1 И.Г. Сарапулова

Приказ от #1075;. № 80-пу

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Читалочка»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст воспитанников – 6 -8 лет.

Руководитель:

Карелина Ирина Григорьевна

Воспитатель,

первой квалификационной категории

п.Куть-Ях, 2024 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….3

  1. Целевой раздел
  1. Цель и задачи реализации Программы………………………………….4
  1. Планируемые результаты………………………………………………..4
  2. Формы педагогической диагностики…………………………………...5

  1. Содержательный раздел

Краткое описание тем…………………………………………………….9

Методы обучения и воспитания ……………………………………….13

Формы организации занятия……………………………………………13

Алгоритм занятия………………………………………………………..13

Педагогические технологии ……………………………………………14

Дидактический материал………………………………………………..14

III. Организационный раздел

Годовой календарный учебный график ………………………………..14

Расписание занятий………………………………………………………15

Социальное партнерство…………………………………………………15

Кадровое обеспечение……………………………………………………15

Материально-техническое обеспечение………………………………...15

Информационное обеспечение…………………………………………..15

Методическое обеспечение………………………………………………..…16

Пояснительная записка

Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнанна и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ пришкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

Дополнительная образовательная программа «Читалочка» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Программа предназначена для работы с детьми с 6-8 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Возрастные особенности детей 6-8 лет

У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

I. Целевой раздел

  1. 1. Цель и задачи программы:

Цель. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения с учетом уровня индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить чтению поэтапно.
  • Формирование интереса к процессу обучения
  • Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  • Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
  • Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

Развивающие:

  • Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
  • Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
  • Обогащение словарного запаса детей
  • Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
  • Воспитывать культуру речи.
  • Развитие умений говорить и слушать других людей.

Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь):

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • повышение интереса к самому процессу чтения;
  • повышение уровня развития мелкой моторики рук;
  • повышение мотивации к школьному обучению.

Обучающийся должен знать:

1. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

2. Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение;

3. Знать и называть все буквы алфавита;

4. Знать пословицы, поговорки, скороговорки.

Обучающийся должен уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки;

2. Свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

3. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры;

4. Выполнять звукобуквенный анализ слова;

5. Графически обозначать звуки, слоги и слова

6. Достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

7. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

8. Составлять рассказы по серии картинок.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой (физминутки с четким произношением звуков, дыхательная гимнастика) и умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций);

#1056;ечевые компетенции – произношение гласных и согласных звуков алфавита, умение четко произносить слова, графически изображать буквы (написание букв, слов, предложений), умение изменять слова, составлять новые;

#1059;чебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать свое рабочее место, умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца, самостоятельно принимать решение;

4. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;

#1057;оциально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о нем, понимать его эмоциональное состояние, вести диалог, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.

Формы педагогической диагностики

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  1. Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  2. Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  3. Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (октябрь),
  • итоговый контроль (март)

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыкам чтения. При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.

#1055;едагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

Мониторинг уровня освоения по

дополнительной образовательной программе

социально-педагогической направленности «Читалочка»

Группа подготовительная,

возраст 6-8 лет

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Параметры оценки

1. Умение понимать роль звука в слове.

2. Умение различать слово и предложение, выкладывать схему предложения.

3. Умение делить слова на слоги.

4. Умение называть слова с заданным звуком.

5. Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме.

6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове.

7. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие.

8. Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие.

9. Умение составлять слова из 2-х, 3-х слогов и отдельных букв.

10. Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного.

Итог

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1

2

Диагностические задания:

1. Задание: Найти звук, который заблудился.

-Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).

-На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([ш]).

-Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. (1)

• Средний: Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. (2)

• Низкий: Ребёнок справился с заданием с помощью педагога.(3)

2. Педагог показывает картинку с изображением белки.

Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый

подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. Составляет схему. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу педагога. Схему составляет после подсказки или не составляет вовсе. (1)

3. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога.

Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. (3)

• Средний: Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок не справляется с заданием. (1)

4. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно выполняет задание. (3)

• Средний: Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. (2)

• Низкий: Справляется с заданием с помощью педагога. (1)

5. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:

Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Серым). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми квадратами.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)

6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук.

Поставь фишку над ударным звуком. Затем педагог переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. (1)

7. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы.

Педагог спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)

8. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных.

Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.

Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.

Слоги: па, ба, за, та, да.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)

#1047;адание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа).

Собери из букв слово, чтобы не осталось ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)

10. Чтение и анализ короткого текста.

Прочитай:

Текст 1. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.

Текст 2. У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал ей сыр. Чуча рада.

Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного. (3)

• Средний: Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста. (2)

• Низкий: Ребёнок читает по слогам, с помощью педагога, смысл прочитанного не понимает. (1)

Уровни освоения программы

(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)

40%НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.

80% СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

100% ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.

Результатами фиксации освоения программы является диагностическая карта

II. Содержательный раздел

Краткое описание тем

Перспективное планирование

№№

Тема

Содержание

1.

«В мире звуков и букв»

(мониторинг)

2.

«Буква Т»

знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

3.

«Буква П»

знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез

4.

«Буква Н»

знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление,

5.

«Буква М»

познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память

6.

«Буква К»

знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.

7.

«Буква Б»

знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание

8.

«Буква Д»

знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание;

9.

«Буква Г»

знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание

10.

«Буква Ф»

знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас

11.

«Буква В»

знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

12.

«Буква Х»

знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

13.

«Буква С»

знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

14.

«Буква З»

знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память

15.

«Буква Ш»

знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

16.

«Буква «Э»

знакомить со звуком [э], формировать умение выделять звук [э] в словах; учить определять место звука в слове, знакомить с буквой, его обозначающей; печатание буквы; - развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас учащихся

17.

«Буква Ж»

знакомство с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память

18.

«Буква Р »

место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги.

19.

«Буква Ц и Щ»

Знакомство с буквой Ц и Щ, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление

20.

«Буква Ч»

Знакомство с буквой Ч; напомнить, что звук Ч всегда мягкий согласный глухой. Знакомство с буквой Щ; напомнить, что звук Щ всегда мягкий согласный глухой. Составление цепочки слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

21.

«Буква И и Й»

упражнять подбирать слова на заданный звук;

научить выделять звук [И] и [Й] в слове (начале, середине, конце); продолжать формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква», «слово», «предложение»; развивать фонематический анализ.

22.

Буква Ю»

закреплять звук [ю] и букву Ю, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать любовь к чтению, прививать усидчивость.

23

«Буква Я»

Закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; развивать фонематический слух; определять первый и последний звук в слове; учить детей читать слоги и слова с буквой Я; формировать навык печатания буквы Я; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

24

«Путешествие в страну Букв и Звуков»

Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте.

  1. Методы обучения и воспитания

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Тренинг

Беседа, объяснение

Показ приёмов выполнения заданий, упражнений, работа по образцу и т.п.

Тренировочные упражнения, тестовые задания

Анализ текста

Наблюдение

Самостоятельное выполнение заданий

  1. Формы организации занятия

Основные формы кружковой работы – внеурочное занятия. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом возрастных особенностей детей и уровня их знаний по той или иной теме, полученных на занятиях. Основная форма организации кружка «Грамотейка» - занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом детей. На занятиях предусмотрено сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения используются физкультминутки и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- совместная деятельность взрослого с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

- работа в прописях и тетрадях;

- работа с книгой

Алгоритм занятия

Структура занятий включает в себя обязательные этапы:

  1. Артикуляционная или речевая гимнастика.
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слов (картинок, предметов) на заданный звук,
  • сравнительный анализ звуков,
  • буква, её образ и графическое написание,
  • составление и чтение слогов с данной буквой,
  • составление слов из слогов, деление на части,
  • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала.
  • определение наличия или отсутствия звука в словах.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия (что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка).

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивается умение самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности.

Педагогические технологии:

технология группового обучения;

технология развивающего обучения;

технология проблемного обучения («Назови лишнее слово», «Назови первый (последный) звук в слове», «Четвертый лишний», «Скажи одним словом» и т.д.);

технология игровой деятельности (дидактические игры, чтение и рассказывание стихов, беседа, рассматривание картинок, многократное повторение, договаривание слова (предложения), пояснение, загадывание загадок и др.);

коммуникативная технология обучения (приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, благодарность, говорить перед другими, слушать других, сотрудничать);

здоровьесберегающая технология (кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игры со счетными палочками).

Дидактический материал

  • касса букв и слогов;
  • слоговые карточки;
  • карта-схема для звукового анализа слова;
  • тетрадь для печатания слов;
  • карандаши, ручки
  • наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
  • карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
  • названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;

Дидактические игры:

1. «Кто внимательный?»

2. «Кто больше»

3. «Слоговое лото»

4. «Дополни слог, слово»

5. «Звуковая цепочка»

6. «Узнай звук»

7. «Слоговой аукцион»

8. «Найди слово в слове»

9. «Третий лишний»

10 «Напиши кружочками»

11. «Слушай хлопки»

12. «Что общего»

13. «Назови братца»

  1. Организационный раздел

Годовой календарный учебный график

Содержание

Возраст детей

6-8 лет

Количество возрастных групп

1

Начало реализации программы

Окончание реализации программы

Расписание занятий

Образовательная

Количество

Возраст детей

область/ Название программы

занятий

6-7 лет

Познавательное развитие, речевое развитие/

«Читалочка»

неделя

месяц

1

4

месяц

4

год

24

Занятия проводятся 1 раз в неделю (среда, вторая половина дня), продолжительностью 30 минут ( – и – ).

Социальное партнерство

Работа по данной программе предусматривает активное участие родителей, учителя-логопеда, а также педагогов, работающих непосредственно с детьми подготовительной группы.

Кадровое обеспечение

Кружковую работу с детьми подготовительной группы по данному направлению ведет педагог I квалификационной категории Карелина Ирина Григорьевна.

  1. Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся в помещении группы - светлое, просторное помещение с естественным и искусственным освещением, в котором находится стулья и столы по количеству обучающихся, интерактивная доска СМАРТ («Колибри»), шкафы и полки для хранения наглядных пособий, наглядные пособия, ноутбук, раздаточные материалы для детей. Помещение для кружковых занятий отвечает СанПин и противопожарной безопасности.

Информационное обеспечение

  • Комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна» (ПАК «Колибри»)
  • Интерактивный редактор и игровой центр «Сова» (ПАК «Колибри»)

Методическое обеспечение

Для детей и родителей:

  1. Дурова Н.В. Первые шаги по ступенькам грамоты. «От звука к букве», «Читаем сами», Рабочая тетрадь дошкольника, М., «Школьная Пресса», 2011.
  2. В.В. Волина Занимательное азбуковедение, В.В. Волина - М.: Просвещение, 1994г
  3. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с
  4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи ребенка / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2006. – 175 с.

Для педагогов:

1. Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с

2. Колесникова, Е. В. «От звука к букве» / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.

3. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.

4. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.

5. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.

6. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. –

138 с.

7. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

8. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа, СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»

Программа дополнительного образования «АБВГДейка»  социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Содержание I Целевой раздел1.1. Информационно-аналитическая справка............................................ 31.2. Пояснительная записка...........................................................

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька" для детей 3-5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...