Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Читалочка»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»
Принято Утверждено
на педагогическом совете заведующим НРМ ДОБУ«Д/с «Морошка»
Протокол от #1075;. №1 И.Г. Сарапулова
Приказ от #1075;. № 80-пу
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Читалочка»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст воспитанников – 6 -8 лет.
Руководитель:
Карелина Ирина Григорьевна
Воспитатель,
первой квалификационной категории
п.Куть-Ях, 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….3
- Целевой раздел
- Цель и задачи реализации Программы………………………………….4
- Планируемые результаты………………………………………………..4
- Формы педагогической диагностики…………………………………...5
- Содержательный раздел
Краткое описание тем…………………………………………………….9
Методы обучения и воспитания ……………………………………….13
Формы организации занятия……………………………………………13
Алгоритм занятия………………………………………………………..13
Педагогические технологии ……………………………………………14
Дидактический материал………………………………………………..14
III. Организационный раздел
Годовой календарный учебный график ………………………………..14
Расписание занятий………………………………………………………15
Социальное партнерство…………………………………………………15
Кадровое обеспечение……………………………………………………15
Материально-техническое обеспечение………………………………...15
Информационное обеспечение…………………………………………..15
Методическое обеспечение………………………………………………..…16
Пояснительная записка
Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнанна и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ пришкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.
Дополнительная образовательная программа «Читалочка» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.
Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Программа предназначена для работы с детьми с 6-8 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Возрастные особенности детей 6-8 лет
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
I. Целевой раздел
- 1. Цель и задачи программы:
Цель. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения с учетом уровня индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- Учить чтению поэтапно.
- Формирование интереса к процессу обучения
- Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение
- Развитие звуковой культуры речи.
- Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
- Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
- Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
- Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
- Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
- Обогащение словарного запаса детей
- Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
- Воспитывать культуру речи.
- Развитие умений говорить и слушать других людей.
Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь):
Ожидаемые результаты освоения программы:
- повышение интереса к самому процессу чтения;
- повышение уровня развития мелкой моторики рук;
- повышение мотивации к школьному обучению.
Обучающийся должен знать:
1. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
2. Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение;
3. Знать и называть все буквы алфавита;
4. Знать пословицы, поговорки, скороговорки.
Обучающийся должен уметь:
1. Различать гласные и согласные звуки;
2. Свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
3. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры;
4. Выполнять звукобуквенный анализ слова;
5. Графически обозначать звуки, слоги и слова
6. Достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
7. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
8. Составлять рассказы по серии картинок.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой (физминутки с четким произношением звуков, дыхательная гимнастика) и умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций);
#1056;ечевые компетенции – произношение гласных и согласных звуков алфавита, умение четко произносить слова, графически изображать буквы (написание букв, слов, предложений), умение изменять слова, составлять новые;
#1059;чебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать свое рабочее место, умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца, самостоятельно принимать решение;
4. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;
#1057;оциально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о нем, понимать его эмоциональное состояние, вести диалог, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.
Формы педагогической диагностики
Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.
Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.
Использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (октябрь),
- итоговый контроль (март)
Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыкам чтения. При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.
2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
#1055;едагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.
Мониторинг уровня освоения по
дополнительной образовательной программе
социально-педагогической направленности «Читалочка»
Группа подготовительная,
возраст 6-8 лет
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||||||||||||
1. Умение понимать роль звука в слове. | 2. Умение различать слово и предложение, выкладывать схему предложения. | 3. Умение делить слова на слоги. | 4. Умение называть слова с заданным звуком. | 5. Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. | 6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове. | 7. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие. | 8. Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие. | 9. Умение составлять слова из 2-х, 3-х слогов и отдельных букв. | 10. Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного. | Итог | |||||||||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | ||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
-Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
-На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([ш]).
-Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
Уровни:
• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. (1)
• Средний: Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. (2)
• Низкий: Ребёнок справился с заданием с помощью педагога.(3)
2. Педагог показывает картинку с изображением белки.
Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый
подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. Составляет схему. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу педагога. Схему составляет после подсказки или не составляет вовсе. (1)
3. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога.
Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. (3)
• Средний: Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи педагога. (2)
• Низкий: Ребёнок не справляется с заданием. (1)
4. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
Уровни:
• Высокий: Ребёнок правильно выполняет задание. (3)
• Средний: Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. (2)
• Низкий: Справляется с заданием с помощью педагога. (1)
5. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Серым). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми квадратами.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)
6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук.
Поставь фишку над ударным звуком. Затем педагог переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. (1)
7. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы.
Педагог спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)
8. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных.
Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)
#1047;адание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа).
Собери из букв слово, чтобы не осталось ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
Уровни:
• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)
• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)
• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)
10. Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2. У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
Уровни:
• Высокий: Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного. (3)
• Средний: Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста. (2)
• Низкий: Ребёнок читает по слогам, с помощью педагога, смысл прочитанного не понимает. (1)
Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
40%НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
80% СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
100% ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Результатами фиксации освоения программы является диагностическая карта
II. Содержательный раздел
Краткое описание тем
Перспективное планирование
№№ |
Тема | Содержание |
1. | «В мире звуков и букв» | (мониторинг) |
2. | «Буква Т» | знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас. |
3. | «Буква П» | знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез |
4. | «Буква Н» | знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, |
5. | «Буква М» | познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память |
6. | «Буква К» | знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас. |
7. | «Буква Б» | знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание |
8. | «Буква Д» | знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание; |
9. | «Буква Г» | знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание |
10. | «Буква Ф» | знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас |
11. | «Буква В» | знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас. |
12. | «Буква Х» | знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. |
13. | «Буква С» | знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас. |
14. | «Буква З» | знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память |
15. | «Буква Ш» | знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. |
16. | «Буква «Э» | знакомить со звуком [э], формировать умение выделять звук [э] в словах; учить определять место звука в слове, знакомить с буквой, его обозначающей; печатание буквы; - развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас учащихся |
17. | «Буква Ж» | знакомство с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память |
18. | «Буква Р » | место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. |
19. | «Буква Ц и Щ» | Знакомство с буквой Ц и Щ, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление |
20. | «Буква Ч» | Знакомство с буквой Ч; напомнить, что звук Ч всегда мягкий согласный глухой. Знакомство с буквой Щ; напомнить, что звук Щ всегда мягкий согласный глухой. Составление цепочки слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. |
21. | «Буква И и Й» | упражнять подбирать слова на заданный звук; научить выделять звук [И] и [Й] в слове (начале, середине, конце); продолжать формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква», «слово», «предложение»; развивать фонематический анализ. |
22. | Буква Ю» | закреплять звук [ю] и букву Ю, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать любовь к чтению, прививать усидчивость. |
23 | «Буква Я» | Закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; развивать фонематический слух; определять первый и последний звук в слове; учить детей читать слоги и слова с буквой Я; формировать навык печатания буквы Я; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. |
24 | «Путешествие в страну Букв и Звуков» | Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте. |
- Методы обучения и воспитания
Словесные | Наглядные | Практические |
Устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Тренинг |
Беседа, объяснение | Показ приёмов выполнения заданий, упражнений, работа по образцу и т.п. | Тренировочные упражнения, тестовые задания |
Анализ текста | Наблюдение | Самостоятельное выполнение заданий |
- Формы организации занятия
Основные формы кружковой работы – внеурочное занятия. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом возрастных особенностей детей и уровня их знаний по той или иной теме, полученных на занятиях. Основная форма организации кружка «Грамотейка» - занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом детей. На занятиях предусмотрено сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения используются физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой
Алгоритм занятия
Структура занятий включает в себя обязательные этапы:
- Артикуляционная или речевая гимнастика.
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука,
- определение места звука в слове,
- подбор слов (картинок, предметов) на заданный звук,
- сравнительный анализ звуков,
- буква, её образ и графическое написание,
- составление и чтение слогов с данной буквой,
- составление слов из слогов, деление на части,
- дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала.
- определение наличия или отсутствия звука в словах.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия (что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка).
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивается умение самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности.
Педагогические технологии:
∙ технология группового обучения;
∙ технология развивающего обучения;
∙ технология проблемного обучения («Назови лишнее слово», «Назови первый (последный) звук в слове», «Четвертый лишний», «Скажи одним словом» и т.д.);
∙ технология игровой деятельности (дидактические игры, чтение и рассказывание стихов, беседа, рассматривание картинок, многократное повторение, договаривание слова (предложения), пояснение, загадывание загадок и др.);
∙ коммуникативная технология обучения (приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, благодарность, говорить перед другими, слушать других, сотрудничать);
∙ здоровьесберегающая технология (кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игры со счетными палочками).
Дидактический материал
- касса букв и слогов;
- слоговые карточки;
- карта-схема для звукового анализа слова;
- тетрадь для печатания слов;
- карандаши, ручки
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
- названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
Дидактические игры:
1. «Кто внимательный?»
2. «Кто больше»
3. «Слоговое лото»
4. «Дополни слог, слово»
5. «Звуковая цепочка»
6. «Узнай звук»
7. «Слоговой аукцион»
8. «Найди слово в слове»
9. «Третий лишний»
10 «Напиши кружочками»
11. «Слушай хлопки»
12. «Что общего»
13. «Назови братца»
- Организационный раздел
Годовой календарный учебный график
Содержание | Возраст детей |
6-8 лет | |
Количество возрастных групп | 1 |
Начало реализации программы | |
Окончание реализации программы |
Расписание занятий
Образовательная | Количество | Возраст детей |
область/ Название программы | занятий | |
6-7 лет | ||
Познавательное развитие, речевое развитие/ «Читалочка» | неделя месяц | 1 4 |
месяц | 4 | |
год | 24 | |
Занятия проводятся 1 раз в неделю (среда, вторая половина дня), продолжительностью 30 минут ( – и – ).
Социальное партнерство
Работа по данной программе предусматривает активное участие родителей, учителя-логопеда, а также педагогов, работающих непосредственно с детьми подготовительной группы.
Кадровое обеспечение
Кружковую работу с детьми подготовительной группы по данному направлению ведет педагог I квалификационной категории Карелина Ирина Григорьевна.
- Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе проводятся в помещении группы - светлое, просторное помещение с естественным и искусственным освещением, в котором находится стулья и столы по количеству обучающихся, интерактивная доска СМАРТ («Колибри»), шкафы и полки для хранения наглядных пособий, наглядные пособия, ноутбук, раздаточные материалы для детей. Помещение для кружковых занятий отвечает СанПин и противопожарной безопасности.
Информационное обеспечение
- Комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна» (ПАК «Колибри»)
- Интерактивный редактор и игровой центр «Сова» (ПАК «Колибри»)
Методическое обеспечение
Для детей и родителей:
- Дурова Н.В. Первые шаги по ступенькам грамоты. «От звука к букве», «Читаем сами», Рабочая тетрадь дошкольника, М., «Школьная Пресса», 2011.
- В.В. Волина Занимательное азбуковедение, В.В. Волина - М.: Просвещение, 1994г
- Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с
- Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи ребенка / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2006. – 175 с.
Для педагогов:
1. Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
2. Колесникова, Е. В. «От звука к букве» / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.
3. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
4. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.
5. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
6. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. –
138 с.
7. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
8. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа, СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет
2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»
Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"
Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»
Программа дополнительного образования «АБВГДейка» социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...
Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Содержание I Целевой раздел1.1. Информационно-аналитическая справка............................................ 31.2. Пояснительная записка...........................................................

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька"
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька" для детей 3-5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет
Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...
