Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька"
методическая разработка

Ручкина Анна Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька" для детей 3-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Обсуждено и принято:                                         УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                  Заведующий

протокол    №_1                                                   МАДОУ «Детский сад №6

« 30 »   августа  2018 г.                                          __________Л.А. Линникова                                                                                                                                        

                                                                             Приказ № 401-О от 30.08.2018г.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности 

«Мукасолька»

для детей 3-5 лет

МАДОУ «Детский сад №6»

                                                                       

               

                   

                                                                    Срок реализации: 1 год

                                                                         Составитель: воспитатель-

                                                                        Ручкина Анна Сергеевна

                                                     

                                              г. Назарово 2018 г.

1.  Пояснительная записка …………………………………………… ……. ………....3

 Направленность программы …………………………………………………………...3

 Новизна……………………………………………………………… ..………………...4

 Актуальность …………………………………………………………………. ..............4

 Педагогическая целесообразность…………………………………………… …….…5

 Организационно-педагогические условия…………………………………………….5

 Цель и задачи реализации программы…………………………………………………6

 Планируемые результаты освоения программы…………………………………........6

 Формы аттестации ……………………………………………………………………….7

  Оценочные материалы ……………………………………………………………….....9

 Оценка качества освоения программы …………………………….………………….10

2.Учебный план …………………………………………………………………. ……..11

Учебно-тематический план …………………………………………………… ………11

3. Содержание программы ……………………………………………………………..12

Рабочая программа учебного модуля «Мукасолька»………………………………….14

Методика проведения занятий …………………………………………………..... ….15

Описание тем………………………………………………………………… ……….. 15

4. Методическое обеспечение программы ……………………………………….  . …20

Описание форм и методов………………………………………………………............20

Материально-техническое обеспечение……………………………………………….21

Наглядно-дидактический материал…………………………………………………….21

 5.Список литературы …………………………………………………………………..22

                     

                     1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по художественному труду «Мукасолька» разработана для детей дошкольного возраста 3-5 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально - коммуникативному, познавательному  и художественно – эстетическому развитию.

Лепка из теста – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.              

                     

Направленность программы

 Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.  Мы,  взрослые,  должны помочь ребенку открыть в себе художника,  развить способности,  которые помогут ему стать личностью.  Творческая  личность – это достояние и будущее всего общества.

В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.  Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Программа «Мукасолька» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой;  по времени реализации — годичной.

    Занятия носят разный  характер, они связаны с ручным трудом и способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию предметов,  развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики,  воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей,  что является важным этапом в работе с воспитанниками в дальнейшем.

    Программа составлена на основе парциальной программы художественного – эстетического развития детей 3-5 лет «Цветные ладошки», автор  И.А. Лыкова, программы «Конструирование и ручной труд в детском саду», автор Л.В.Куцакова.

 

                                                   

                                                          Новизна

  Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Занятия по ручному труду перекликаются с занятиями по изобразительной деятельности, свои поделки дети раскрашивают разными изобразительными материалами.

Отличие данной программы от уже имеющихся заключается в том, что программа     включает в себя занятия по   тестопластике,  с использованием традиционных и нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющаяся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. Это позволяет в течение всего учебного года научить детей разным техникам ручного труда.

Актуальность

Одно из приоритетных направлений современного дошкольного  образования – создание условий для развития творческой личности, направленное на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка-дошкольника. Дошкольное образование – это первая, самая важная ступень, где начинают свой путь юные дарования, а декоративно-прикладное искусство  - это тот исток, который  даёт возможность ребёнку реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир,  соприкоснуться с прекрасным,  необычным и загадочным. Дети учатся оценивать окружающую действительность по личностным смыслам. Носителями личностного смысла при  этом выступают эмоции. Эстетические эмоции являются «умными эмоциями» (Л.С.Выготский) и образуются на основе «эстетического общения» (Е.П. Кабкова, А.А. Мелик-Пашаев) как результат общения ребёнка с различными объектами в различных обстоятельствах. Эти эмоции выполняют функции отражения, обобщения и конкретизации видового опыта ребёнка, который складывается в процессе преобразовательской деятельности. Развитая способность у детей к художественному обобщению стимулирует эффективное освоение детьми обширных  информационных пластов, что плодотворно влияет на их творческое развитие (Е.П. Кабкова).

 Занятия в кружке по ручному  труду позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества. У дошкольников  формируются навыки обращения с разными материалами и инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Так же происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. 

Программа дополнительного образования «Мукасолька» для детей 3-5 лет направлены на:

–создание условий для развития ребенка; 

–развитие мотивации к познанию и творчеству; 

–обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 

–приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 

–создание условий для творческой самореализации личности ребенка;

-интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

–укрепление психического и физического здоровья;

– организацию взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

 Педагогическая целесообразность

     Дети, обучаясь декоративно-прикладному труду, овладевают различными приемами действия с тестом; получают навыки лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки ребёнок мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

     Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

     Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме.  Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.

                                   

Организационно-педагогические условия

    К организационным условиям  относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по май).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю  не боле 20 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики,  динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 3-5 лет, количество детей в одной группе -10.

На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Мукасолька» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья,  для них составляется по необходимости адаптированная программа.

   Принципы реализации программы

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

       Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.

     Формы проведения занятий:  занятие-игра, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческая встреча, праздник, путешествие, вернисаж, выставка, галерея, ярмарка, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.    

Цель и задачи реализации программы

Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение разными техниками лепки из теста.

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать овладению воспитанниками разных техник декоративно-прикладного искусства  (тестопластика)

2.Обучать навыкам работы с тестом.

3.  Учить применять имеющиеся знания в свободной деятельности.

4. Учить детей самостоятельно находить способы достижения поставленных задач.

5. Сформировать систему знаний, умений и навыков по обучению разным техникам лепки из теста.

Развивающие:

1.Развивать умение, сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Развивать любознательность  как основу познавательной деятельности.

3. Развивать творческие способности.

4.Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.

5. Развивать  внимательность, наблюдательность, творческое воображение и фантазию через разные техники декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

3.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.)

4. Учить замечать красоту в повседневной жизни.

                  Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе «Мукасолька» воспитанники будут

 знать:

  • приёмы стилизации в лепке;
  • разные техники декоративно-прикладного искусства: лепки из теста.
  • правила поведения, научатся быть сдержанными, терпеливыми, вежливыми, отзывчивыми  в процессе взаимодействия; уважительными по отношению  к труду других людей. 
  •  правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;             

уметь:

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности;
  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе;
  • выполнять работы с использованием различных материалов;
  • самостоятельно организовать выставки детского творчества.

применять:

  • самостоятельно знания, умения, навыки по работе с различными материалами;
  • накопленные сведения и знания  о многообразии декоративно-прикладного искусства;
  • разнообразный подручный материал для изготовления поделок.

Формы промежуточной  аттестации

1.​ Выставки детских работ в детском саду.

2. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня.

3. Презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

К формам аттестации относятся текущий контроль  и промежуточная аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские,  презентации детских работ, практическое занятие, презентация портфолио детей и др.

Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.

 Промежуточная  аттестация проводится 2 раза в год в виде выставки или презентации детского портфолио, участия детей в конкурсах разного уровня, творческих мастерских с родителями  - форма фиксации – диплом или грамота.  Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.

Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень ».

Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее исполнение задания в  том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.

Контрольный лист текущего контроля  

по реализации

дополнительной общеразвивающей  программы

на 20___    20____уч.год

 

Название  учебного объединения __________________________________________________________________

Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

_______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения (выставка, концерт, конкурс. Соревнование , итоговое занятие и т.п.)

Дата

проведения

Результат

1.

 

 

 

2.

 

 

 

                                              

ПРОТОКОЛ №

Результатов промежуточной аттестации

             ________ учебный год

 

Название  учебного объединения _______________________________  

Вид аттестации__(промежуточная, итоговая)_____________________________________________

Дополнительная общеразвивающая  программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

Дата проведения         _______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

Форма проведения      _____________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________

 

№ группы____________

 

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения

Результат

аттестации

1.

 

 

 

 

Из них по результатам  аттестации показали:

Оценочные материалы

К оценочным материалам относятся: наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия.

   Педагогическая диагностика  Крулехт М.В

Таблица №1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Начало

года

Конец

года

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

4

Использует разнообразный материал

5

Хорошо владеет ножницами

6

Применяет разные способы лепки

7

Умеет применять разнообразный  изобразительный материал, смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка

8

Может экономно расходовать материалы

9

Бережно обращается с инструментами

10

Комбинирует в работе известные приёмы и технологии, а также дополнительные материалы.

11

Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)

12

Проявляет индивидуальные творческие способности

Количество детей в группе

Таблица №2

Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. 5 баллов

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.10 баллов

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. 15 баллов

Количество детей в группе

Оценка качества освоения программы

№ п/п

Название программы

Основные показатели оценки

Формы контроля и промежуточной аттестации

1

«Мукасолька»

Дети знакомы с техникой создания  и  работы с солёным тестом, испытывают радость творчества, освоены разные приёмы лепки. Самостоятельно придумывают сюжет и воплощают его. В работе используют дополнительный материал, лоскуты, пуговицы, крупу и другое.

Текущий контроль  в форме выставки детских работ.

2.Учебный план

№ п/п

 

          Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

   Теория

Практика

2.

«Мукасолька»

36

8

28

Выставка

Итого часов:

36

8

28

                               Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

              Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 «Мукасолька»

36

8

28

1.1-2

«Созрели яблочки в саду»

0,5

1,5

1.3-4

«Веточка рябины»

0,5

1,5

1.5-6

«Зонтик»

0,5

1,5

1.7-8

«Ёжик»

0,5

1,5

1.9-10

«Снеговик»

0,5

1,5

1.11-12

«Снежинки»

0,5

1,5

1.13-14

«Волшебный лес»

0,5

1,5

1.15-16

«Новогодняя ёлка»

0,5

0,5

1.17-18

«Украсим ёлочку новогодними игрушками»

0,5

1,5

1.19-20

«Царевна-лебедь»

0,5

1,5

1.21-22

«Пингвины»

0,5

1,5

1.23-24

«Кошечки»

0,5

1,5

1.25-26

«Украсим торт»

0,5

1,5

1.27-28

«Волшебные цветы»

0,5

1,5

1.29-30

«Кораблик для папы»

0,5

1,5

1.31-1.32        

«Веточка мимозы в подарок маме»

0,5

1,5

1.33

«Украсим платье Кате»

0,5

0,5

1.34-35

«Самолёт летит»

0,5

1,5

1.36

«На лугу»

0,5

0,5

        

Годовой календарный учебный график

                                                     на 2018 -2019 учебный год

Регламент образовательного процесса: 1 раз в неделю  

   Режим работы кружка: по понедельникам.

   Продолжительность занятия - не более 20 минут

   Время проведения занятия: 15.40-16.00        

Начало учебного года

01.09.  2018г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных  недель в месяц

4  недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2019г.

Летний оздоровительный период

01.06.2019г. -31.08.2019г.

                                         3. Содержание программы

Программа по художественному труду «Мукасолька» предназначена для детей 3-5 лет, срок обучения - 1 год. Реализация программы осуществляется на кружке, где дети неограниченны в возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение. Использование различных приёмов и техник способствует выработке умений видеть образы в сочетании  линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «обучения или учения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу декоративно-прикладной деятельности. Занятия превращаются в созидательный, творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

В силу индивидуальных особенностей  развитие. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения творческих способностей не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях используется дифференцированный подход, даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. материала. Занятия проводятся с детьми один раз в неделю длительностью 25-30 минут. Количество детей в группе-10.

Данная программа содержит познавательный материал, который помогает педагогу знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства, расширять кругозор и представление о многообразии материалов, их видах, структуре, свойствах. Задача педагога заключается в том, чтобы не только научить детей пользоваться этими материалами, но и подвести подрастающее поколение к осознанию того, что красота спасёт мир.

Рабочая программа  

«Тестопластика».

Задачи:

- познакомить детей с техникой работы с солёным тестом,

-учить лепить объёмные картины из теста и пластилина

-учить совершать маленькие чудеса, испытывать радость творчества, удивлять себя и других.

Ожидаемые результат:

Дети будут:

- знать разные приёмы лепки (скатывание, раскатывание, рельеф, барельеф и др.)

- знать технику работы с солёным тестом и пластилинографией,

-проявлять  положительные эмоции,

- уметь самостоятельно придумывать сюжет и воплощать его.

- уметь самостоятельно использовать дополнительный материал, лоскуты, пуговицы, крупу и другое.

Форма аттестации пройденного модуля - оформление  выставки детских работ с целью демонстрации различных техник.

В результате реализации задач модуля  дети будут иметь возможность не только познакомиться с разнообразными материалами, но и узнать об их свойствах, качествах, способах и технологиях изготовления (занятия носят интегрированный характер). Уровень овладения разнообразными навыками и знаниями  повысится   и за счёт применения   в изостудии экрана и проектора. Много интересного и нового дети узнают через показ  слайдов, видеофильмов, мультфильмов.

Для того, чтобы детские  работы  были выполнены на высоком уровне, на занятиях необходимо использовать  сюрпризные моменты, проблемные ситуации, игры, педагог может выступать  в роли феи, сказочника или  художника.

Методика проведения занятий

 1 этап - «Создание интереса» (вступительная беседа, сообщение темы,    создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.

2 этап - «Формирование практических навыков и   умений» (показ образца, сенсорное обследование, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических   навыков и умений с различными исходными материалами, формированию  умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап - «Собственное творчество» (самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа).

На данном этапе необходимо  создавать  условия для  проявления детского  творчества, формировать умения экспериментировать с разными техниками и материалами.

 4 этап - «Развитие речевой активности» (анализ готовой работы; рассуждения; сопоставления, придумывание мини-рассказов и сказок).

По окончании занятий детям предлагается высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося  рисунка или поделки  с точки зрения технических или творческих навыков и т.п.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально      значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

На всех этапах обучения у детей будут развиваться  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития   коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Одним из важных условий реализации программы  является широкое использование разных видов техник  и материалов декоративно-прикладной деятельности. Главное, чтобы ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого- либо сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству, раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к развитию сознания.

   Образовательный процесс на кружке  строится таким образом, чтобы дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы и инструменты. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Знания о многообразии  материалов помогают удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает  оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества.

Описание тем

Месяц

    Тема

Программное    содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

сентябрь

«Созрели яблочки в саду»

Формировать умение отщипывать небольшие кусочки теста и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Соленое тесто, стека, картон.

освоили технику скатывания шариков круговыми движениями.

Занятие - путешествие

«Веточка рябины»

 изображают кисть рябины с помощью теста

соленое тесто, досточки для лепки

применяют способы деления теста на части(отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.

Занятие-сказка

октябрь

«Зонтик»

совершенствовать приемы  лепки

соленое тесто, картон

умеют раскатывать и расплющивать пластилин

Занятие - путешествие

«Ежик»

закрепить приемы: раскатывание шара - туловище, оттягивание из целого куска - мордочка ежика.

Соленое тесто, стека, ножницы

пользуются знакомыми способами и приемами лепки, используя дополнительные материалы (семена гвоздики) для выполнения глаз и носика у ежика.

Занятие-путешествие

ноябрь

«Снеговик»

вызвать интерес к созданию композиции из соленого теста

соленое тесто, стека, салфетки

 лепят предмет, состоящий из двух частей разных по размеру.

Занятие-игра  

«Снежинки»

учить  отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы

солёное тесто, картон, баночки с водой, кисти, стеки

переносят знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.

Практическое занятие

декабрь

«Волшебный лес»

познакомить  с техникой приготовления  солёного теста и способами работы с ним

соленое тесто, картон, стеки

освоили технику работы с тестом, используют стеки для выполнения узоров

Занятие - эксперимент

«Новогодняя елка»

продолжать учить работать с солёным тестом,  заполняя всё пространство листа

солёное тесто, картон, баночки с водой, кисти, стеки, гуашь

проявляют творчество при создании объёмных работ

Занятие-сказка

«Украсим елочку новогодними игрушками»

учить создавать выразительный образ, используя разнофактурный материал

соленое тесто, мишура, фантики, гуашь, стеки

умеют передавать свои впечатления от праздника в творческих работах

Занятие -  путешествие

Январь

«Царевна-лебедь»

побуждать к самостоятельному поиску способа изображения, совершенствовать технику размазывания пластилина

пластилин, перья, гуашь

закрепили технику размазывания пластилина, сформирован интерес к процессу и результату творчества

Занятие-презентация

«Пингвины»

вызвать интерес к технике скульптурной лепки

соленое тесто, стеки

освоили технику изготовления объемных поделок из соленого теста

Занятие-экскурсия

февраль

«Кошечки»

закрепить навык владения техникой тестопластики

солёное тесто, картон, баночки с водой, кисти, стеки, гуашь, бусинки, ленточки

умеют передавать пропорции  туловища животных  в движении

Занятие-игра

«Украсим торт»

развитие художественно-творческих способностей детей через занятия тестопластикой

соленое тесто, стеки

лепят торт из цветного солёного теста конструктивным способом, свободно применять различные приёмы лепки и украшения для создания выразительного образа

Занятие-игра

«Волшебные цветы»

совершенствовать умение заполнять всё пространство листа композицией из цветов

солёное тесто, картон, баночки с водой, кисти, стеки, гуашь, бусинки, ленточки

умеют придумывать, лепить  и располагать композицию из цветов. используя бросовый материал

Занятие-путешествие

Март

«Кораблик для папы»

закреплять приём скатывания; раскатывания

соленое тесто, стеки, картон

 создают рельефные изображения, используя солёное тесто

Занятие-игра

«Веточка мимозы в подарок маме»

формировать интерес и любовь к созданию подарка своими руками.

соленое тесто, стеки, кисти, гуашь

катают маленькие шарики для цветов и длинные палочки для листьев мимозы

Занятие-игра

Апрель

«Украсим платье Кати»

развивать навыки последовательности, аккуратности при выполнении поделки. 

соленое тесто, бусины, стеки

умеют сочетать традиционные и нетрадиционные техники лепки

Занятие-игра

«Самолет летит»

побуждать детей включаться в совместную со взрослым

игровую ситуацию

соленое тесто, стеки

используют ранее полученные знания (работа с шаблонами);

развивать чувство формы и пропорций

Занятие - путешествие

Май

«На лугу»

Закрепление ранее изученных  методов лепки

соленое тесто, стеки

умеют придумывать сюжет с участием насекомых

Занятие – сказка

       Деятельность детей  в кружке организовывается  по двум направлениям:

 1. проведение   специально   организованного   обучения;

  2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.

          1.Проведение   специально   организованного   обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.). Для поддержания интереса детей происходит    смена деятельности.   Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий  по обучению детей ручному труду необходимо соблюдать  следующие условия:

  • учитывать возрастные  и индивидуальные особенности детей;
  •  учитывать разницу  в   интересах   мальчиков и девочек при отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми.
  • подбирать поделки интересные по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • использовать   усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;
  • обеспечить положительную оценку результатов деятельности ребёнка взрослыми и сверстникам;
  • доводить информацию  о   результатах  продуктивной  деятельности ребенка    его родителям, а также сверстникам  публично выражая свое одобрение и похвалу.
  • сохранять положительный эмоциональный настрой у детей в течение всего занятия, воспитывать у них нравственные понятия.

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

  • Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.).
  • Солёное тесто.
  • Разнообразный изобразительный материал (акварель, гуашь, восковые мелки, маркеры, фломастеры, и др.).

С первых занятий   необходимо  детей приучать  к аккуратности в работе, учить понимать,  что данный вид деятельности  не терпит торопливости и неряшливости. Перед обучением детей   работе с природным и бросовым материалом, тестом, необходимо проводить  беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практическими свойствами этих материалов.

2. Создание  условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы  поддержать интерес по изготовлению поделок, необходимо создать следующие условия:

-наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать;

-обеспечение свободного доступа к  материалам;

-организация «Уголка ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке;

-использование  экрана с проектором для показа познавательных, документальных и развлекательных видеороликов и фильмов.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируем  познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

При оценке детских работ необходимо  отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечается  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами можно украсить группу, раздевалку. Они будут служить праздничным украшением детского сада к праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

При обучении детей на занятиях можно использовать  разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Все коллективные работы имеют целевое назначение.

При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети  становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается уровень развития коммуникативных навыков, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

4. Методическое  обеспечение программы

                       Описание форм и методов проведения занятий

1. Словесные методы обучения:

беседа;

рассказ;

объяснение;

разъяснение;

вопросы проблемного и исследовательского характера;

                      словесные игры.

2. Наглядные методы обучения:

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

-работа по образцу.

3.  Практические методы обучения:

                    -подвижные, пальчиковые развивающие  игры;

                    -изготовление детских работ ;

                    - загадки.

и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

                                   

Материально-техническое обеспечение

  • 4 стола ;
  • 12 детских стульев;
  • 4 мольберта;
  • компьютерный стол;
  • проектор,  экран;
  • ширма;
  • компьютер;
  • игрушки: мягкие, пластмассовые, бумажные, вязанные;
  • инвентарь для уборки рабочего места;
  • пластилин;
  • гуашь;
  • стеки
  • мука;
  • соль;
  • доски для лепки;
  • бусинки, пуговицы;
  • пробки
  • рамочки для работ разного размера.

Наглядный, демонстрационный  материал:

  •    игры для восприятия цвета и развития руки;
  •    слайды и репродукции картин;
  • художественная литература;
  • репродукции картин;
  • предметы и папки ДПИ;
  • папки о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий;
  • изделия народных промыслов;
  • скульптуры малых форм.

 

5. Список литературы

1. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Издательский дом «Цветной мир2», Москва 2014 г.-144 с.

2. Рубцова Е.С.  Лучшие поделки из солёного теста. РИПОЛ классик 2010 - 240 с.

3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – М.6-«Издательство Скрипторий 2003» , 2010-64с.

4.  Давыдова Г.Н.  Пластилинография. Цветочные мотивы – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 20011 -72 с.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»

Программа дополнительного образования «АБВГДейка»  социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Содержание I Целевой раздел1.1. Информационно-аналитическая справка............................................ 31.2. Пояснительная записка...........................................................

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Час безопасности"

Цель данной программы - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников и формирование предпосылок экологического сознания....