Памятка для педагогов по обучению грамоте дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Ефимова Вероника Викторовна

Как проводить звуковой анализ слова, как составлять правильно звуковые схемы, как научить детей дошкольного возраста различать звуки и многое другое из области "Обучение грамоте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_og_s_tablichkoy.docx317.22 КБ

Предварительный просмотр:

                

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ при обучении грамоте дошкольников.

* Всего в русском языке 33 буквы. Буквы-это в основном знаки звуков (кроме Ъ и Ь). Звуки РЕЧИ мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем и читаем.

*Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э,

Е, Ё, И, Ю, Я- в такой последовательности легче запоминать.

Отличие при произнесении гласных от согласных:

Гласные звуки рот ОТКРЫВАЮТ и произносятся только голосом (гласом). Отсюда и название ГЛАСНЫЕ.

Согласные рот ЗАКРЫВАЮТ, при произнесении соглашаются/согласовываются с языком, губами или зубами. Отсюда и название СОГЛАСНЫЕ. (А ещё они называются мальчиками, которые соглашаются с девочками гласными).

Гласные, обозначающие твёрдость согласных (первого ряда): А, О, У, Э, Ы.

Гласные, обозначающие мягкость согласных (второго ряда): И, Е, Ё, Ю, Я.

Гласных звуков 6: А , О , У , И , Э , Ы .

*Йотированные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в некоторых позициях обозначают два звука (в начале слов, после другого гласного, после Ь или Ъ).

Никогда самостоятельно не живут в звуковых домиках (транскрипции), так как дают два или один замещающий гласный звук.

Например,  в слове ОЛЕНЬ   [АЛ,ЭН,] буква Е даст звук [Э], в слове ЁЖ [Й,ОШ] буква Ё даст два звука [ЙО].

Детям можно объяснять так: эти мамочки/девочки гласные рождают двух деток: сыночка по имени Й-он у всех с одинаковым именем, и дочек с разными именами: Э-Эля, О-Оля, У-Уля, А-Аня.

Буква Е – раздваивается на звуки ЙЭ , Ё – ЙО , Ю – ЙУ , Я – ЙА .

Причём сыночек всегда мягкий и на схемах обозначается зелёным цветом (или вверху запятой-апостилем).

Также можно объяснить детям, что бывают старшие сёстры (гласные первого ряда)-они более серьёзные и рядом с ними мальчики/согласные всегда твёрдые: МА, ТА, ДУ и т.д.

И есть младшие сестрёнки (гласные второго ряда), рядом с которыми согласные мальчики становятся весёлыми, маленькими детками, так сказать «мягкими и пушистыми»: был МА, стал МЯ, был БЭ, стал БЕ и т.д.

*Гласные могут быть ТОЛЬКО ударными или безударными.

В слове всегда одна ударная гласная.

Безударных гласных может быть от одной и более.

Согласные могут быть В СЛОГАХ/СЛОВАХ «хамелеонами»:

твёрдыми или мягкими, в зависимости от рядом стоящего гласного звука/буквы или при чтении от твёрдого/мягкого знаков,

могут быть звонкими или глухими-эта характеристика неизменна.

Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .

Всегда мягкие согласные: Й , Ч , Щ .

!!! ВАЖНО учить детей правильно произносить глухие согласные звуки. Не ПЭ, а [П]-глухо, не ТЭ, а [Т]-глухо. То же и со звонкими согласными звуками: если Б, то звонко, точечно [Б].

!!! ПОМНИТЕ не бывает звука ХА или БЭ, бывают звуки [Х], [Б] (произносятся точечно), не бывает звуков Е, Ё, Ю, Я- это буквы (о них смотрите выше). То же и с другими звуками.

Детям можно объяснять так: при произнесении глухих согласных голос спит, а при произнесении звонких согласных звуков голос звенит. Чтобы различить эти звуки, достаточно положить ладонь на горло (тактильный контроль) и почувствовать вибрацию. Или закрыть ладошками уши и послушать – глухой или звонкий согласный звук произнесли.

                                                                             Составитель памятки

Учитель-логопед

Ефимова Вероника Викторовна

                         

        
                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....

Памятка для родителей по обучению грамоте

Памятка для родитей о различии звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком....

Консультация для родителей и педагогов по обучению грамоте дошкольников.

Описание: консультация насыщена практическим материалом и будет полезна как педагогам дошкольного образования, так и родителям....

Мастер-класс для педагогов в рамках регионального семинара «Традиции и инновации в современной логопедии» на тему: «Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ»

МАстер-класс предназначен для логопедов, воспитателей логопедически групп, воспитывающих детей старшеготдошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;- систематизировать ...

Раздаточный материал для работы педагогам и родителям по обучению грамоте дошкольников.

Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащат...

Семинар "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Семинар для воспитателей ДОУ. Посвящен обзору программ Н.В. Нищевой по обучению грамоте и основным правилам обучения грамоте дошкольников....