конспект занятия для старшей группы "В мире звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Елена Юрьевна Олейник

конспеккт занятия. обучение грамоте  детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zvukov.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «В Мире Звуков». Речевые звуки

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные: Закрепить знания об органах артикуляции, дыхания и голосообразования. Формировать понятие. Уточнить произношение звуков раннего и среднего онтогенеза. Закрепить понятие о слове. Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Учить договаривать первый последний звук в слове. Учить сравнивать слова, ориентируясь на звуковой состав.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: «Гости» занятия: Аленушка и Василиса Премудрая (картинки), колокольчик, картинки с изображением животных и птиц, картинки с рифмованными текстами, полоски, профиль произношения звуков, картинки к артикуляционной гимнастике, массажные мячики, магнитная доска, контейнеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Нас сегодня ожидает новое путешествие в удивительный Мир Звуков. Чтобы снова попасть в Мир Звуков, нужно вспомнить, какие звуки называются «не речевые»? (Ответы детей)

2.Вводная часть Упражнение «Кто, как голос подает?»  

ЛОГОПЕД: «К нам Аленушка пришла и картинки принесла. Она просит вас «оживить» картинки - вспомнить звуки, которые можно услышать на деревенском дворе, и на улице».

3.Основная часть

  1. Сообщение темы

ЛОГОПЕД: «Вот мы попали в Страну Звуков. Но кроме «неречевых звуков» есть еще «речевые звуки». Человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце, дети...) С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли желания близким и друзьям. 

В Мир «речевых звуков» мы отправимся с Василисой Премудрой, она поможет нам узнать секреты и тайны слов». (Дети садятся за столы)

Секрет 1-й; «Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить».

3.2 Развитие мелкой моторики Упражнение «Мячик» (Используются массажные мячики)

  1. Развитие общеречевых навыков

ЛОГОПЕД: «Что же есть у людей для того, чтобы говорить?» (Работа с артикуляционным профилем: губы, зубы, голос, воздух).

Секрет 2-й: «Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно делать речевую гимнастику».

  •  Артикуляционная гимнастика: «Окошечко в домике»; «Дудочка- улыбка», «Качели», «Варенье», «Барабанщик», «Лошадка» ;

- Дыхательно-голосовое упражнение «Заблудились»

Произносить     звукосочетание «АУ» громко - тихо. Молодцы!

3.4.Развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти Игровые упражнения «Секреты слов»

ЛОГОПЕД: «Дети, пришла пора узнать еще один секрет слов; «Чтобы правильно говорить слова, нужно внимательно слушать и запоминать, как они звучат».

3.5 Игровое упражнение 1. «Слушай, запоминай и повторяй!»

ЛОГОПЕД: «Каждый из вас должен запомнить и повторить два слова без ошибки».

Пары слов: день - тень, папочка - бабочка, том - дом, бинт - винт, дочка - точка, гости - кости.

ВЫВОД: «Дети, Вы молодцы. Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово».

ЛОГОПЕД: «Продолжаем открывать тайны слов? Как вы думаете, звуки в словах можно пропускать, терять?».

  1. Игровое упражнение 2. «Звук пропал»

ЛОГОПЕД: «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук ты  в слово возвращай!»...-ЯЧИК, КУКЛ..., ...АШИНА, ВОЛЧО.. ..ИРАМИДКА,  БУРАТИН..    ..ЕЗНАЙКА).

ВЫВОД: «Молодцы,  что вы вернули на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово».

  1. Игровое упражнение 3.
  2.  «Длинные и короткие слова»

ЛОГОПЕД: «Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Василиса приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, поднимаете длинную полоску? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?

СЛОВА: МЯЧ, НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА, КУКЛА, МАШИНА, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН,САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА, ДОЧКА, УХО, КРОКОДИЛ.

ВЫВОД «Молодцы! Запомните: слово может быть длинным или коротким».


4.Заключительная часть Игра «Подскажи словечко»

ЛОГОПЕД: «Вы сегодня узнали секреты и тайны слов. Я нашла интересное задание – это стихи об игрушках, но я  не смогла подобрать последние слова. Вы ребята находчивые, дружные. Давайте все вместе закончим стихотворения.

5.Итог и оценка участия детей в занятии

ЛОГОПЕД: «Вам понравилось путешествие в Мир Звуков?

Как называются звуки, из которых состоят слова? (речевые)

 Почему слова звучат по- разному? {Потому что состоят из разных звуков). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Закрепление звуков «А» «У»

Конспект занятия в старшей группе «Закрепление звуков «А» «У» Закрепление навыков различения и правильного произношения звуков «А», «У&ra...

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]» Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произнош...

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие  детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение по­зиции звука в слове.Задачи.&bull...

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место зву­ка в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звуки и буквы Ы, А , О. Предлоги за, перед».

Данное занятие является эффективным приемом закрепления правильного произношения  Звуков А,О,Ы. Представленные   задания и упражнения проводятся в игровой форме, развивают слуховое восп...