РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОСОЗНАННОГО БУКВОСОЧЕТАНИЯ ПО БУКВАРЮ НАДЕЖДЫ СЕРГЕЕВНЫ ЖУКОВОЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Методика Жуковой по обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОСОЗНАННОГО БУКВОСОЧЕТАНИЯ ПО БУКВАРЮ НАДЕЖДЫ СЕРГЕЕВНЫ ЖУКОВОЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Тихонова Татьяна Григорьевна,
учитель-логопед МБОУ «Начальная школа-
детский сад» № 1 г. Воркуты
Знаменитый советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук говорит о том, что во время чтения в головном мозге читающего задействовано целых 17 зон. Например, одна отвечает за зрительное восприятие, другая — за смысл прочитанного, а третья — за сопоставление звуков и букв. Чтобы научиться читать, в головном мозге ребёнка должны созреть соответствующие отделы центральной нервной системы. Их развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Именно поэтому так важно помочь ребенку освоить навык чтения и подобрать подходящую ему методику.
Букварь Надежды Сергеевны Жуковой опирается на аналитико-синтетический метод обучения чтению. По данному методу обучают детей чтению в сегодняшней российской школе. Смысл её в том, что вначале ребенок учится различать звуки, впоследствии буквы, далее слоги, слова, предложения. Обучение идет последовательно, что подразумевает развитие фонематического слуха и грамотного письма.
Букварь Надежды Сергеевны Жуковой является пособием по обучению дошкольников чтению и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
В данном букваре используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента.
Методика Жуковой по обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог.
Рекомендация №1. Знакомство со звуками.
На четвёртой странице букваря задана тема урока «Звук и буква А». Симпатичный мальчик показывает артикуляцию звука [А]. Он широко раскрыл свой рот и произносит [А-А-А]. На этой странице ребёнок видит картинки, название которых начинается на звук [А] (аист, ангел, арка). Это отличный приём для развития фонематического слуха. Звук [А] находится в той правильной позиции, при которой ребёнок слышит гласный звук, узнаёт его в произносимом слове. В норме дошкольник в 4 года выделяет гласный звук в слове, если он находится в начале слова в ударной позиции.
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ЛЭ быть не должно. Вместо ЭМ учим звук [М], вместо БЭ учим звук [Б]. Это облегчает понимание ребенком принципа складывания слогов. Если же учить названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА.
Рекомендация № 2. Учим правильно гласные и согласные.
В первую очередь учим гласные буквы (А, О, У, Ы, Э). Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство должно быть с гласными буквами. Начните с изучения гласных (А, У, О).
После того, как малыш познакомился с ними, надо начинать их складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, а буквосочетания, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии.
Рекомендация № 3. Чтение по слогам.
Объединение двух букв в слог – это проблема для многих начинающих читать. Когда вы с ребенком выучите несколько букв, то приходит время учиться складывать слоги. В этом букваре ребёнку помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки. Тянем звук [М] и проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А. Ребенок усваивает, что первый звук тянется, пока мальчик не прибежит ко второму, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
Рекомендация № 4. Начинаем с простых слогов.
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО.
Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
Рекомендация № 5 Этап обучения чтению закрытых слогов.
Ребенок научился складывать открытые слоги, начинайте обучение чтению закрытых слогов, когда гласная стоит на первом месте: УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, рекомндовано не забывать о регулярных тренировках.
Рекомендация № 6 Чтение простых слов.
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Рекомендация № 7. Подбадривайте ребёнка.
Педагогу и родителям необходимо постоянно подбадривать, хвалить ребенка, если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, за желание работать.
Литература:
Жукова Н.С. Букварь. Москва,: ЭКСМО, 2023.
Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.Москва,: Просвещение. 2017.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: СПб,:2003.
Электронные ресурсы:
Методические рекомендации по обучению чтению и письму по методике Надежды Жуковой. https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-obucheniiu-chteniiu.html
Обучение чтению по букварю Н.С. Жуковой. https://myintelligentkids.com/ obuchenie-chteniyu-po- -zhukovoj
Основные методы обучения детей чтению. Методика Надежды Жуковой. https://vk.com/wall-197839082_737
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к школе. Обучение чтению по букварю Н.С.Жуковой
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, ...

Мастер - класс "Использование методики Genki English в рамках обновления содержания по раннему обучению английскому языку в ДОУ"
Программа «Genki English»- это учебная программа, разработанная британским ученым Richard Graham. Программа исследована и одобрена Гарвардским и Оксфордским университетами. В основе заняти...
Методика обучения чтению по букварю Жуковой Н.С.
Подготовка к школе....
Дополнительная образовательная программа по букварю Н.С.Жуковой "Обучение чтению" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26334974","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Подготовка к школе Обучение чтению по «Букварю Н.С. Жуковой» (Июль 2023 год)
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, ...

Подготовка к школе. Обучение чтению по Букварю Жуковой
Консультация для родителей. Подготовка к школе. Обучение чтению по букварю Жуковой...

МЕТОДИЧЕСКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Использование методики Зайцева при обучении чтению детей дошкольного возраста»
Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом и привить любовь к чтению. Процесс чтения очень сложный, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, в...
