План конспект и презентация к занятию по обучению грамоте( с региональным компонентом) Горбунова Татьяна Владимировна
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Горбунова Татьяна Владимировна

План конспект и презентация к занятию по обучению грамоте с региональным компонентом. Белек. живущий на Байкале обучает своих друзей звукам Б и БЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект занятия по обучению грамоте. Звук Б

Воспитатель Горбунова Т.В. Акварелька.

Цель: познакомить детей с согласным звуком Б, с буквой, дать полную характеристику звука с выкладыванием символов (согласный. звонкий, твердый глухой мягкий)

Задачи:

Образовательные

 1.развивать умение находить позиции звука в слове .

2.обучение анализу и синтезу слогов АБ, УБ, ОБ, ЫБ, БЫ,БА,БО БУ.ИБ,БИ

3.Обучение выкладывания схемы слогов по моделям

4.Выделение гласного звука из положения после согласного в словах БУМАГА,ГУБА БОТЫ БОТВА БАРАБАН,БУКВА,КАБАН.

5.Звуковой анализ слов:БАК.

6.Игровой момент «замени звук А на Ы, О назови слово.

7.Деление слогов на части

8.Печатание Б.

9.Рисование квадратов высота 2 кл ширина 2 кл. разделенных на 2 треугольника по диагонали.

Верхний треугодьник раскрасить красным карандашом.нижний с чередованием зеленого и синего.

Развивающие:

  1. развитие у детей фонематического слуха и восприятия
  2. расширение и уточнение активного словаря

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать, рассказы сверстников, замечать ошибки и правильно исправлять их

1.Пальчиковая зарядка:

Елка быстро получается,        Ладони от себя,

Если пальчики сцепляются.  (пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к  

                                                          другу).

Локотки ты подними,         Пальчики выставляются вперед,

Пальчики ты разведи.         Локотки к корпусу не прижимаются

Раз, два, три, четыре,                     (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили  (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.  (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим,                        ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем.                           (" ловят", приседают)

Три – уроним                              (встают, "роняют")

И … сломаем!                             (топают)

С массажными мячиками

  Чистоговорка на Б

1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло.

2. Все бобры для своих бобрят добры.

3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору.

4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон.

5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.

6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.

8.

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела. Белой даже не была.

3.Артикуляционная гимнастика:

по 3-4 повтора каждого упражнения): «Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Лошадка», «Горка», «Почистим нижние зубки».

 4.Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев» имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче»

Ход занятия

1.Работа с неречевыми звуками

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите АУОЫИЭ– они какие? (гласные).Я буду называть слова, а вы должны мне сказать на какой звук они начинаются(Ангара, ушко, остров ,Ольхон,искра,этаж)

А какие еще есть звуки? (согласные).

Какие мы знаем согласные звуки? (П, Т, М).

Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).Ребята, посмотрите, у меня есть шаманский бубен с берегов Байкала:

Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т.д.

Задание 2. Знакомство со звуком [Б].

Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:

У белька Бубы болят зубы...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Б]:

— губки не хотят пускать воздух,а воздух все равно прорыватся между ними,и губы сердятся,бурчат,шлепают друг о дружку.

— горлышко «работает».

Символ звука: стук большого барабана: ББББ... Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Удар в бубен — бух! бух!

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»:

д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним ряд слогов, голосом выделяя ударный:

ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба...

Задание 7. Работа с картинками (при затруднении использовать карточки и синий кружок с колокольчиком). Бумага,губа,Боты.ботва,барабан,буква,кабан

Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в начале слова.

Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в середине слова.

Задание 8. Знакомство со звуком [Б'].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

В дупле живет

Да орешки грызет. (Белка)

Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... . Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 9. Анализ и синтез слогов ОБ,ИБ,БА,БО,БИ выкладывание схемы слога

Задание 10. Звуковой анализ слов БАК. Замени звук А на Ы ,О Назови слово

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»:

бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида...

Задание 17. Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя ударный:

бя-бя-бя-бя; бя-бе-бю-би...

Задание 18. Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [Б'].

Задание 19. Дифференциация звуков [Б] — [Б'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»:

б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...

Задание 19 

Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.Бык,Белек,белочка,барабан,бубен

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов (составление схем слов из кружков, анализ):

Бак замена звука на ы о.назови новое слово


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Зайчонок Ушастик и Белек Глазастик и их друг белек Буба. У Белька Бубы разболелсь зубы губки не хотят пускать воздух, а воздух все равно прорыватся между ними, и губы сердятся, бурчат, шлепают друг о дружку.

Слайд 3

стук большого бубна: ББББ (губки создают преграду воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком Бух! Бух! Затруднение: как звучит маленький бубен,который поможет

Слайд 4

Символ звука: стук маленького барабана: бь , бь , бь . В дупле живет Да орешки грызет

Слайд 6

Ы О О Б И Б Б О Б И Б А К Б А выкладывание схемы

Слайд 7

А Б Б А У Б Б У О Б Б О И Б Б И Ы Б Б Ы

Слайд 8

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?(зайчонок, белек, бубен, Ухо? Шубка,)

Слайд 9

Б Ы Б И выложи из палочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по обучению грамоте №16.(II год обучения по О.М.Ельцовой).

Презентацуия на тему:  СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ. СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ П ], [ Пь ], БУКВА "П". ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ГЛУХОЙ" СОГЛАСНЫЙ ЗВУК,...

План-конспект организации и проведения занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе.

План-конспект организации и проведения занятия по  «Обучению грамоте» в старшей группе....

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Все звуки"

Цель занятия: познакомить детей со звукамиЗадачи:1. Образовательные: закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и в конце сло...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Викторина "От слова к звуку"

Цель занятия: закрепление пройденного материалаЗадачи:1. Образовательные: развивать слуховое внимание, упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом;2. Развивающие: закре...