Технологическая карта по обучению грамоте "Наша армия"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Касимовская Екатерина Александровна

Цель занятия - закрепить у детей понятие о слове и предложении, как единицах речи. Технологирческая карта разработана к теме недели "Защитники отечества" для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте "Наша армия"30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте

ФИО: Касимовская Екатерина Александровна.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема ОД: «Наша армия».

Форма ОД: занятие.

Форма организации: групповая.

Возрастная группа: старшая.

Цель: Закрепить у детей понятие о слове и предложении, как единицах речи.

Задачи:

Обучающие: закреплять умение устанавливать связь слов в предложении; продолжить формировать умение составлять предложение по «живой модели»; формировать умение находить место звука в слове.

Развивающие: развивать словарь детей; развивать фонематические процессы.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Планируемый результат: дети различают понятия «слово» и «предложение».

Словарная работа: оборонять – защищать, отражать нападение врага/ противника.

Подготовительная работа: чтение и заучивание стихотворений о военных профессиях, рассматривание иллюстраций по теме «Наша армия», беседа «23 февраля», чтение рассказа С. Баруздина «Шёл по улице солдат».

Используемая технология – игровая: метод «Живое предложение» (моделирование словесного состава предложения).

Оборудование: звуковые фишки, иллюстрации военных профессий.

Методы развития речи: наглядный, словесный.

Методические пособия: ФОП ДО.– М.: Мозайка-Синтез, 2023.; Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе /О.С. Гомзяк.- М : Издательский дом Гном, 2023.

Этап/продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, приёмы, формы, возможные виды деятельности

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

5 мин.

Создать эмоционально положительный настрой.

Способствовать развитию общей и мелкой моторики детей.

Способствовать развитию мимических мышц и артикуляционного аппарата.

Колокольчик, мой дружочек, собери детей в кружочек.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

Друг другу и гостям улыбнемся!

Здравствуйте!

Ребята к какому празднику мы с вами готовимся, какой праздник мы празднуем в конце февраля?

Ты солдат, ты солдат,

Бодрым шагом ты идёшь.

В нашу армию, ребята, просто так не попадёшь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

Командир позвал солдат:

Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй.

А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал.

Глянул строго командир,

Где ты долго так ходил?

А я другу помогал, автоматы заряжал.

Ребята, как стреляет автомат?

А заводится мотор военного автомобиля?

Как гудит военный корабль?

Как стреляет пулемёт?

Пулемёты постоянно надо чистить, чтоб хорошо стреляли, давайте тоже почистим.

Отлично справились, приглашаю вас пройти на свои места.

Дети делают круг. Приветствуют друг друга и гостей.

Отвечают на вопросы.

Слушают воспитателя и выполняют движения.

Подражают мимике воспитателя.

Произносят [ТТТТТТТТТТТТТ]

Произносят [ДРРРРРРРРРРРРРР]

Произносят [УУУУ]

Произносят [ДДДД]

Выполняют упражнение «Чистим зубки».

Приветствие со звуком колокольчика.

Вопросы.

Пальчиковая игра

«Солдаты»

Игровое упражнение «Эмоции»

Артикуляционные упражнения:

«Автомат»

«Пулемёт»

«Мотор»

Создан положительный настрой на работу.

Дети заинтересованы в выполнении предстоящей деятельности.

Сконцентрировано слуховое и зрительное внимание.

Основной

10 мин.

Продолжить формировать умение составлять предложение по «живой модели».

Закрепить умение устанавливать связь слов в предложении.

Сегодня мы продолжим говорить о военных.

Военные - это люди, которые защищают свою Родину от врагов. В каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Вооруженные силы России делятся на три группы:

Сухопутные (наземные) войска,

Воздушно-космические и военно-морские силы.

1. Составление предложений по «живой модели».

Я сейчас буду называть профессии, кто служит в сухопутных войсках. Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется изображение военной профессии, например: танкист).

Перечислите, что изображено?

Танк – это слово, танкист – это тоже слово и тд.

Вспоминайте, если слова дружат, и хотят нам что-то сказать, то это предложение. Ваша задача составить предложение.

Приглашаю выйти несколько детей побыть «словами».

Слова дружат, и хотят нам что-то рассказать.

Пограничник охраняет границу.

Танкист управляет танком.

Отлично справились.

2. «Составление предложений по картинкам».

Теперь самостоятельно придумайте предложение с профессиями воздушно-космических сил:

Лётчик управляет самолётом.

Десантник прыгает с парашютом.

Остались военно-морские силы:

Капитан управляет кораблём.

Подводник служит на подлодке.

Слушают воспитателя, рассматривают изображения.

Становятся «словами», взявшись за руки, образуют «предложение» (моделируют словесный состав предложения). «Читают» произнесённое предложение.

Рассматривают изображения профессий, составляют простые предложения.

Игра «Живое предложение»

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Разделяют понятия «слово» и «предложение».

Понимают, что слова должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными».

Динамическая пауза.

2 мин.

Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость.

Наши воины идут: (ходьба на месте)

Раз-два, раз-два,

В барабаны громко бьют: («барабан»)

Тра-та-та, тра-та-та.

В море наши корабли: («качалочка»)

Нынче здесь — завтра там!

Долго плавали в дали (круговые движения руками)

По морям, по волнам!

Пограничник на посту: (ходьба на месте)

Кто идёт? Кто идёт?

Едут танки по мосту: («моторчик»)

Трр-вперёд, трр-вперёд!

Над землёю самолёт: (руки в стороны)

У-у, у-у!

Разрешён ракетам взлёт: (приседают, ладошки сложены перед грудью, встают — поднимают руки вверх) Уух, уух!

Наши пушки точно бьют: (хлопают в ладоши) Бух, бах!

Нашей армии — салют!

(поднимают руки вверх) Ура! Ура! Ура!

Дети участвуют в физминутке, имитируют движения согласно тексту.

Физминутка

«Наши воины»

Дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку.

Основной.

5 мин.

Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

Формировать умение находить место звука в слове.

#1055;овтори слоговый ряд.

Я буду произносить слоги, а вы повторяйте.

КУ-КИ-КО

БА-БУ-БИ

ТО-ТИ-ТУ

МИ-МО-МА

УМ-АМ-ИМ

ПА-ПО-ПИ

4. Найди место звука в слове.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, звук [К] гласный или согласный? Обозначать его будем фишкой синего цвета. Я называю слово, а вы определяете, где находится звук [К].

Танк, колонна.

Повторяют за педагогом ряды слогов.

Вопрос

Автоматизация пройденных ранее звуков.

Определяют место звука в слове.

Рефлексия.

3 мин.

Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Подвести итог занятия, развивать словарь детей.

Знаете, как говорят в народе: «Не будет обороны – заклюют и вороны».

Защитник Отечества какой? (Смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный).

Профессия защитника Отечества какая? (Трудная, почетная, уважаемая, опасная, серьезная).

Защищать Родину – это значит, что делать? (Охранять, оборонять, беречь, сохранять, оберегать).

— Спасибо вам за то, что внимательно слушали меня и друг друга.

Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за занятие.

«Колокольчик прозвенел, нам идти играть велел».

Отвечают на вопросы.

Обобщают информацию.

Поговорка

Звук колокольчика.

Умеют слушать друг друга.

Воспитанники чувствуют себя участниками совместного познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологические карты по обучению детей спортивным играм.

Технологические карты по обучению детей дошкольного возраста игре "Футбол", "Баскетбол", ходьбе на лыжах, катанию на санках....

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологическая карта по обучению детей пересказыванию. Русский фольклор «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

Возрастная группа: средняя (от 4 до 5 лет)Форма организации: фронтальная, подгрупповая, групповая, индивидуальнаяПространственно-временой ресурс: 20-25 минутОбразовательные области: Социально-коммуник...