Технологическая карта по обучению грамоте "Наша армия"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель занятия - закрепить у детей понятие о слове и предложении, как единицах речи. Технологирческая карта разработана к теме недели "Защитники отечества" для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте
ФИО: Касимовская Екатерина Александровна.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема ОД: «Наша армия».
Форма ОД: занятие.
Форма организации: групповая.
Возрастная группа: старшая.
Цель: Закрепить у детей понятие о слове и предложении, как единицах речи.
Задачи:
Обучающие: закреплять умение устанавливать связь слов в предложении; продолжить формировать умение составлять предложение по «живой модели»; формировать умение находить место звука в слове.
Развивающие: развивать словарь детей; развивать фонематические процессы.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Планируемый результат: дети различают понятия «слово» и «предложение».
Словарная работа: оборонять – защищать, отражать нападение врага/ противника.
Подготовительная работа: чтение и заучивание стихотворений о военных профессиях, рассматривание иллюстраций по теме «Наша армия», беседа «23 февраля», чтение рассказа С. Баруздина «Шёл по улице солдат».
Используемая технология – игровая: метод «Живое предложение» (моделирование словесного состава предложения).
Оборудование: звуковые фишки, иллюстрации военных профессий.
Методы развития речи: наглядный, словесный.
Методические пособия: ФОП ДО.– М.: Мозайка-Синтез, 2023.; Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе /О.С. Гомзяк.- М : Издательский дом Гном, 2023.
Этап/продолжительность | Задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Методы, приёмы, формы, возможные виды деятельности | Планируемый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||
Организационный
5 мин. | Создать эмоционально положительный настрой. Способствовать развитию общей и мелкой моторики детей. Способствовать развитию мимических мышц и артикуляционного аппарата. | Колокольчик, мой дружочек, собери детей в кружочек. Собрались все дети в круг Я - твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся Друг другу и гостям улыбнемся! Здравствуйте! Ребята к какому празднику мы с вами готовимся, какой праздник мы празднуем в конце февраля? Ты солдат, ты солдат, Бодрым шагом ты идёшь. В нашу армию, ребята, просто так не попадёшь. Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. Командир позвал солдат: Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй. А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Глянул строго командир, Где ты долго так ходил? А я другу помогал, автоматы заряжал. Ребята, как стреляет автомат? А заводится мотор военного автомобиля? Как гудит военный корабль? Как стреляет пулемёт? Пулемёты постоянно надо чистить, чтоб хорошо стреляли, давайте тоже почистим. Отлично справились, приглашаю вас пройти на свои места. | Дети делают круг. Приветствуют друг друга и гостей. Отвечают на вопросы. Слушают воспитателя и выполняют движения. Подражают мимике воспитателя. Произносят [ТТТТТТТТТТТТТ] Произносят [ДРРРРРРРРРРРРРР] Произносят [УУУУ] Произносят [ДДДД] Выполняют упражнение «Чистим зубки». | Приветствие со звуком колокольчика. Вопросы. Пальчиковая игра «Солдаты» Игровое упражнение «Эмоции» Артикуляционные упражнения: «Автомат» «Пулемёт» «Мотор» | Создан положительный настрой на работу. Дети заинтересованы в выполнении предстоящей деятельности. Сконцентрировано слуховое и зрительное внимание. |
Основной 10 мин. | Продолжить формировать умение составлять предложение по «живой модели». Закрепить умение устанавливать связь слов в предложении. | Сегодня мы продолжим говорить о военных. Военные - это люди, которые защищают свою Родину от врагов. В каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Вооруженные силы России делятся на три группы: Сухопутные (наземные) войска, Воздушно-космические и военно-морские силы. 1. Составление предложений по «живой модели». Я сейчас буду называть профессии, кто служит в сухопутных войсках. Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется изображение военной профессии, например: танкист). Перечислите, что изображено? Танк – это слово, танкист – это тоже слово и тд. Вспоминайте, если слова дружат, и хотят нам что-то сказать, то это предложение. Ваша задача составить предложение. Приглашаю выйти несколько детей побыть «словами». Слова дружат, и хотят нам что-то рассказать. Пограничник охраняет границу. Танкист управляет танком. Отлично справились. 2. «Составление предложений по картинкам». Теперь самостоятельно придумайте предложение с профессиями воздушно-космических сил: Лётчик управляет самолётом. Десантник прыгает с парашютом. Остались военно-морские силы: Капитан управляет кораблём. Подводник служит на подлодке. | Слушают воспитателя, рассматривают изображения. Становятся «словами», взявшись за руки, образуют «предложение» (моделируют словесный состав предложения). «Читают» произнесённое предложение. Рассматривают изображения профессий, составляют простые предложения. |
Игра «Живое предложение» Дидактическое упражнение «Составь предложение» | Разделяют понятия «слово» и «предложение». Понимают, что слова должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными». |
Динамическая пауза. 2 мин. | Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость. | Наши воины идут: (ходьба на месте) Раз-два, раз-два, В барабаны громко бьют: («барабан») Тра-та-та, тра-та-та. В море наши корабли: («качалочка») Нынче здесь — завтра там! Долго плавали в дали (круговые движения руками) По морям, по волнам! Пограничник на посту: (ходьба на месте) Кто идёт? Кто идёт? Едут танки по мосту: («моторчик») Трр-вперёд, трр-вперёд! Над землёю самолёт: (руки в стороны) У-у, у-у! Разрешён ракетам взлёт: (приседают, ладошки сложены перед грудью, встают — поднимают руки вверх) Уух, уух! Наши пушки точно бьют: (хлопают в ладоши) Бух, бах! Нашей армии — салют! (поднимают руки вверх) Ура! Ура! Ура! | Дети участвуют в физминутке, имитируют движения согласно тексту. | Физминутка «Наши воины» | Дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку. |
Основной. 5 мин. | Развивать слуховое внимание и фонематический слух. Формировать умение находить место звука в слове. | #1055;овтори слоговый ряд. Я буду произносить слоги, а вы повторяйте. КУ-КИ-КО БА-БУ-БИ ТО-ТИ-ТУ МИ-МО-МА УМ-АМ-ИМ ПА-ПО-ПИ 4. Найди место звука в слове. Ребята, напомните мне, пожалуйста, звук [К] гласный или согласный? Обозначать его будем фишкой синего цвета. Я называю слово, а вы определяете, где находится звук [К]. Танк, колонна. | Повторяют за педагогом ряды слогов.
| Вопрос | Автоматизация пройденных ранее звуков. Определяют место звука в слове. |
Рефлексия. 3 мин. | Воспитывать умение выслушивать друг друга. Подвести итог занятия, развивать словарь детей. | Знаете, как говорят в народе: «Не будет обороны – заклюют и вороны». Защитник Отечества какой? (Смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный). Профессия защитника Отечества какая? (Трудная, почетная, уважаемая, опасная, серьезная). Защищать Родину – это значит, что делать? (Охранять, оборонять, беречь, сохранять, оберегать). — Спасибо вам за то, что внимательно слушали меня и друг друга. Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за занятие. «Колокольчик прозвенел, нам идти играть велел». | Отвечают на вопросы. Обобщают информацию. | Поговорка Звук колокольчика. | Умеют слушать друг друга. Воспитанники чувствуют себя участниками совместного познавательного процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"
В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...
Технологические карты по обучению детей спортивным играм.
Технологические карты по обучению детей дошкольного возраста игре "Футбол", "Баскетбол", ходьбе на лыжах, катанию на санках....

Технологическая карта проблемного обучения ООД в подготовительной группе на тему: "Кто живёт на Южном полюсе"
Поэтапное проведение ООД, с указанием деятельности педагога и детей....

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"
Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"
Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологическая карта по обучению детей пересказыванию. Русский фольклор «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
Возрастная группа: средняя (от 4 до 5 лет)Форма организации: фронтальная, подгрупповая, групповая, индивидуальнаяПространственно-временой ресурс: 20-25 минутОбразовательные области: Социально-коммуник...

