Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ефремова Наталья Михайловна

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов. Продолжать учить составлять простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

Развивать связную речь  закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление

 Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_po_obucheniyu_gramote.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Речевое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Обобщить полученные знания

Тема НОД

«Слова и предложения»

Цель

1.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов. Продолжать учить составлять простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

2.Развивать связную речь  закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление

3. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе

Материал

Демонстрационный:

буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений, электронный учебник.

Предполагаемый результат

Дети знают буквы и умеют читать слоги и слова; умеют составлять предложения по схеме, отвечать на вопросы распостраненным предложением.

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, актуализировать их знания , развивать речь.

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает около себя детей, в это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

Отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит

 Другой твёрдый и шипит

 Третий вовсе запоёт

 Хоть кто его произнесёт… (звук).

 Черные птички на белой страничке

 Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

 Сначала я никак не мог

 Прочесть с двух букв

 Свой первый… (слог).

 Звук я к звуку подберу

 И его произнесу

 Если буквы в ряд сложу

 То его потом прочту…(слово).

 Много слов я соберу

 Меж собой их подружу

 Понятным будет изложение

 То получу я …(предложение).

Ну что ребята поможем царице Грамматики? Сможете это сделать?

Беседа,

загадки.

Впечатления из личного опыта

Дети фиксируют «детскую» цель помочь жителям найти буквы и из букв составить слова.

Личностные,

коммуникативные

Ответы на вопросы:

Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках, умение проводить звуковой анализ слов; формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов; учить составлять простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме;  закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением; развивать связную речь,  фонематический слух, внимание, память, мышление.

II. Актуализация знаний

 Игра «Назови букву»

Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом.

Воспитатель спрашивает: « Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

 Что нужно сделать?

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

 Вы загадки разгадали

 В волшебную страну попали

 Но смотрите впереди очень мощные замки.

 Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Второй лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

 Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры.

Третий лепесток.

Впереди гора стоит,

 Она из слов вся состоит.

 Разобрать её вам нужно

 Будет путь тогда открыт.

Игра  «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги».

 Каждый ребёнок называет слово (картинку) и определяют сколько в слове слогов.

В: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвертый лепесток.

Чтобы слово вам узнать

 Цветочки нужно собирать.

 Цветок срывается

 Слог на нём читается

 Цветы по цвету собирайте

 И словечки составляйте.

Пятый лепесток.

Здесь ветер сильный погулял

 И слова все разбросал.

 Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Воспитатель: « Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать  слово. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

Наглядный

Практический

Словесный

Дети называют разные виды транспорта, после чего решают ехать на поезде.

Нужно найти недостающий элемент буквы.

 Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку.

Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Дети называют слово на картинке и делят  слова на слоги.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба

Познавательные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий

Этапные задачи: актуализировать знания детей о возможности зачитывать  слова, создать мотивационную ситуацию для составления слогов и слов; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания: тренировать мыслительные операции — анализ,  обобщение, развивать речь, память, фонематический слух воображение, логическое мышление.

III Затруднение в ситуации

Игра «Зашифрованное слово».

Цифры по порядку нужно расставить и прочитать на карточке полученное слово.

Попробуйте расшифровать слово?

Что нужно сделать?

 Как помочь царице Грамматике?

Словесный

Практический

Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

познавательные

Сумели помочь?

Почему не сумели?

Что нужно сделать?

Этапные задачи: сформировать умения различать гласные и согласные звуки ; закрепить умение проводить звуковой анализ слов, умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать связную речь, фонематический слух,  внимание, память, мышление, воспитывать любознательность, творческую активность,  умение работать в коллективе.

IVОткрытие нового знания или способа действий

Воспитатель задает вопрос: что делать, если чего-то не знаешь?

Откройте электронные учебники.

Воспитатель спрашивает кто по мнению детей самый  внимательный?

Игра «Найди букву М»

На экране буква М.

На что похожа буква М? Давайте спросим об этом у  жителей Буквенного государства.

А что напоминает эта буква Вам?

Послушайте стихотворения о букве М.

Физминутка

Взявшись за руки, мы встали

И на «М» похожи стали (сопровождается показом детей).

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква «М»

 

Наглядный

Практический

Словесный

Дети выбирают способ действия «если что то не знаю, то можно спросить у того, кто знает  или посмотреть в книге»

Дети узнают букву М среди других букв.

что буква М похожа на

Дети ищут  букву М в названиях  предметов окружающей обстановки.

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Познавательные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: расширять и систематизировать знания о  словах и предложениях ;  выполнять взаимоконтроль; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

V Включение нового знания в систему знаний

Игра «Укрась букву»

 Для запоминания графического образа М дети из ниток «сворачивают» М у себя на столах.

Игра «Составь предложение по картинке, слово которое  начинается с буквы М».

Наглядный

Словесный

контроль

Дети  за столом выкладывают из ниток букву М.

Дети составляют предложение со словом, в котором есть буква М

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Взаимоконтроль

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

VI Осмысление (итог)

 Воспитатель собирает детей около себя и беседует с ними о том, у кого в гостях они были? Чем помогли жителям  Буквенного государства? Что вызвало затруднение?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям Буквенного государства навести порядок в Звуковом царстве.

Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять

заклинание.

 А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

 Я желаю вам друзья делать добрые дела

 И дружить и дорожить

 И добро друзьям дарить».

Шире наш чудесный круг,

 Я твой друг и ты мой друг.

 Влево, вправо повернись

 И друг другу улыбнись.

В: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

 А царице Грамматике помогли расколдовать жителей царства, потому что знают буквы, умеют читать, составлять распостраненные предложения, определять место звука в слове, делить слова на слоги.

Словесный

Дети говорят, что они справились со всеми заданиями. Получили положительные эмоции .

Дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово – дружба

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли?

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологические карты по обучению детей спортивным играм.

Технологические карты по обучению детей дошкольного возраста игре "Футбол", "Баскетбол", ходьбе на лыжах, катанию на санках....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «В стране игрушек»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «В стране игрушек»...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта образовательной деятельности "Путешествие в страну Здоровье"

Непосредственно  - образователбная деятельность по формированию основ ЗОЖ. Интегрирование областей - познание, коммуникация, физическое развитие...