Проект по обучению грамоте «В мире звуков и букв» Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_obucheniyu_gramote.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Проект по обучению грамоте «В мире звуков и букв»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Воспитатель: Хопта О.В.

г. Шадринск, 2024 г.

Паспорт проекта

Тема  проекта

В мире звуков и букв

Название

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринска

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта

групповой

Участники

проекта

дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед,  родители воспитанников

Продолжительность проекта

долгосрочный

Период

выполнения

02.09.2024-30.05.2025

Актуальность

темы проекта

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Цель проекта

Подготовка к обучению грамоте и чтению

Задачи проекта

  • формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово»«предложение»«текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
  • развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»

Формы реализации проекта

- игровые (дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи);

- словесные (объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве);

- наглядные (наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв).

- взаимодействие с родителями воспитанников: проведение бесед, папки-передвижки, консультации.

Итоговый продукт

- Викторина «Звуки и буквы»

- Занятие – развлечение «Путешествие в страну Фонетика»

Предполагаемый

результат

  • сформированность предпосылок грамотности: умение выделять звуки в словах, делить слова на слоги, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки;
  • проявление творческого воображения, мышления, коммуникативных и познавательных способностей в речевой деятельности;
  • тесная и эффективная взаимосвязь педагогов, родителей и детей в коррекционной работе через совместную проектную деятельность;
  • итоговое мероприятие по проекту «Путешествие в страну Фонетики»;
  • повышение уровня развития творческого потенциала участников проекта (воспитателей, воспитанников и их родителей).

Рабочий план реализации Проекта

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственные

1.

Подготовительный этап

- Определение цели и задач проекта

- Изучение познавательной, методической литературы, информации в интернет - ресурсах

- Составление перспективного плана мероприятий с детьми

- Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме

- Разработка конспектов занятий, бесед, развлечений

- Подбор художественной и познавательной литературы для детей

- Пополнение центра дидактическими играми, тематическими альбомами

02.09.2024-

01.10.2024

Воспитатели, логопед

2.

 Основной этап

- Реализация плана проектной деятельности

2.02.2024-30.04.2025

Воспитатели, логопед,

родители

3.

Завершающий этап

- Подведение итогов реализации проекта

- Итоговый продукт

19.05.2025-30.05.2025

Воспитатели, логопед

Перспективное планирование

Месяц

Название мероприятия

Задачи

Форма

Сентябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрании 

«Готовность детей к школе»

- Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте;

 - Провести анкетирование «Речевое развитие детей в подготовительной группе»

- Вызвать у детей интерес к обучению грамоте.

Родительское собрание.

Анкетирование.

Познавательная  

беседа с детьми «Зачем нам учиться»

  Октябрь

Подготовительный этап (ориентировка в пространстве, фонематический слух, зрительное внимание)

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве;

- Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.

Д/и «Что изменилось?», «Горячо-холодно», «Половинки», «Звуковое лото»; ритмические игры с клавесами

Д/и «Двигательный диктант», «Какие буквы видишь?», «Найди пару», «Путаница»; графические диктанты

Д/и «Шумовые коробочки», «Хлопай, не зевай»; игры с музыкальными инструментами

Ноябрь

Понятия «Слог, слово, предложение»

Гласные звуки

Согласные звуки раннего онтогенеза

- Формирование понятий слог, слово, предложение;

- Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста;

- Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции

Д/и «Звук, слог, слово», «Сложим слово из частей», «Раздели слово на слоги», «Где короткое слово, а где длинное?»

Д/и «Угадай букву по артикуляции», «Где спряталась буква?»; чтение сказки «Гласные и согласные»

Д/и «Слово, на букву …», «Почтальон», «С какого звука начинается слово?»; артикуляционная гимнастика

Декабрь

Слова, сходные по звучанию

Гласные звуки

Анализ и синтез слов

- Формирование умения различать слова, сходные по звучанию;

- Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков;

- Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза

Д/и «Закончи рифмовку», «Дополни ряд слов, похожих по звучанию», «Чем отличаются слова»

Д/и «Телевизор», «Лодочки», «Слушай внимательно», «Гласная потерялась»

Д/и «Найди место звука в слове», «Назови первый звук в слове», «Назови слово на заданный звук»; звуковой анализ простых слов МАК, КОТ и т.д.

Январь

Ударение

Выделение согласных и гласных звуков

Подборка слов с заданным звуком

- Формирование навыков выделения начальных ударных гласных;

- Обучение выделению согласных звуков;

- Формирование умения подбирать слова с заданным звуком

Д/и «Поймай звук», «Позови слово», «Найди ударный слог»; работа в тетрадях

Д/и «Какое слово задумала?», «Подарки гостям», Лото «Назови картинку и найди первый звук», использование схем

Д/и «Цепочка слов», «Кто больше?», «Найди все предметы, начинающиеся на звук…», «Рассели по домикам»

Февраль

Звукослоговая структура слова

Деление слов на слоги

Практические упражнения

- Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях;

- Формирование умения делить на слоги двусложные слова;

- Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе

Д/и  «Найди самое длинное слово», «Какое слово отличается», «Слоговые кубики»; использование пособия Н. Зайцева; отстукивание слогов на клавесах

Игровые упражнения «Сколько слогов — столько шагов», «Кто больше соберёт картинок», «Волшебная поездка»; раскрашивание слов

Конструирование букв из палочек, камешков, желудей; выкладывание букв из шнурков и мозаики;  лепка из пластилина букв; «зашумленные» изображения букв; работа в тетрадях

Март

Чтение слогов

Длинные и короткие слова

Гласные и согласные звуки

- Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов;

- Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова;

- Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках

Обучение по подражанию, чтение слоговых таблиц, настольно-печатные игры

Д/упр «Длинное — короткое», «Измерь слово руками»; прохлопывание слов

Д/упр «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета», «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета», «Засели картинки в нужные домики»

Апрель

Анализ и синтез слогов

Признаки согласных звуков

Чтение

- Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов;

- Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий;

- Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами

Д/и  «Поймай слог», «Считаем слоги», «Сколько букв? Сколько слогов?», «Картинки-половинки»

Д/и  «Слова-двойняшки», «Разноцветные буквы»; тактильные упражнения; работа с пособием «Коврограф Воскобовича»

Чтение азбуки, «Слоговой домик»

Май

- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений;

- Совершенствование навыков печатания слов и предложений;

- Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов

Д/и  «Калейдоскоп слов», «Звуковой поезд», «Закончи слово»; графические схемы предложений

Д/упр «Составь предложение», «Кто больше?», пособие «Буквы», «Слово спряталось»

Работа с таблицами слогов, чтение азбуки

Содержание работы с родителями

  1. Анкетирование родителей «Речевое развитие детей в подготовительной группе»
  2. Родительское собрание «Готовность детей к школе»
  3. Наглядная информация в родительском уголке «Дидактические игры для формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей»
  4. Памятка «Правила для успешного обучения чтения»
  5. Консультации «Обучение детей грамоте в детском саду», «Развитие навыков звукового анализа и синтеза»
  6. Домашние задания – использование игр и упражнений в домашних условиях
  7. Практикум по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры – основа развития мелкой моторики и речи».

Значимость и результативность проекта

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью.

Список использованной литературы

  1. Чистякова О.В. Обучение грамоте. Литера, С-П., 2015г.
  1. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. Москва 1999 г.
  1. Поляков С. Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников  Авторская статья., сайт  «Семь ступеней к книжке»
  1. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
  1. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
  1. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
  1. Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2
  1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  1. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте "В мире звуков"

Технологическая карта занятия...

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Конспект НОД по обучению грамоте «В мире звуков и букв» (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению грамоте "В мире звуков и букв"....

Фотоотчёт "Занятие по подготовке к обучению грамоте "Буква "Х", звук [Х]. Драматизация сказки "Рукавичка" подготовительной к школе группе с ОНР.

Задачи:- Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ними.- Развитие речевой активности, фонемат...