Проект по обучению грамоте «В мире звуков и букв» Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Проект по обучению грамоте «В мире звуков и букв»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Воспитатель: Хопта О.В.
г. Шадринск, 2024 г.
Паспорт проекта
Тема проекта | В мире звуков и букв |
Название учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринска |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный |
Вид проекта | групповой |
Участники проекта | дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители воспитанников |
Продолжительность проекта | долгосрочный |
Период выполнения | 02.09.2024-30.05.2025 |
Актуальность темы проекта | В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. |
Цель проекта | Подготовка к обучению грамоте и чтению |
Задачи проекта |
|
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Формы реализации проекта | - игровые (дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи); - словесные (объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве); - наглядные (наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв). - взаимодействие с родителями воспитанников: проведение бесед, папки-передвижки, консультации. |
Итоговый продукт | - Викторина «Звуки и буквы» - Занятие – развлечение «Путешествие в страну Фонетика» |
Предполагаемый результат |
|
Рабочий план реализации Проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Подготовительный этап - Определение цели и задач проекта - Изучение познавательной, методической литературы, информации в интернет - ресурсах - Составление перспективного плана мероприятий с детьми - Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме - Разработка конспектов занятий, бесед, развлечений - Подбор художественной и познавательной литературы для детей - Пополнение центра дидактическими играми, тематическими альбомами | 02.09.2024- 01.10.2024 | Воспитатели, логопед |
2. | Основной этап - Реализация плана проектной деятельности | 2.02.2024-30.04.2025 | Воспитатели, логопед, родители |
3. | Завершающий этап - Подведение итогов реализации проекта - Итоговый продукт | 19.05.2025-30.05.2025 | Воспитатели, логопед |
Перспективное планирование
Месяц | Название мероприятия | Задачи | Форма |
Сентябрь | Обсуждение вопроса на родительском собрании «Готовность детей к школе» | - Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте; - Провести анкетирование «Речевое развитие детей в подготовительной группе» - Вызвать у детей интерес к обучению грамоте. | Родительское собрание. Анкетирование. Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» |
Октябрь | Подготовительный этап (ориентировка в пространстве, фонематический слух, зрительное внимание) | - Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; - Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве; - Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений. | Д/и «Что изменилось?», «Горячо-холодно», «Половинки», «Звуковое лото»; ритмические игры с клавесами Д/и «Двигательный диктант», «Какие буквы видишь?», «Найди пару», «Путаница»; графические диктанты Д/и «Шумовые коробочки», «Хлопай, не зевай»; игры с музыкальными инструментами |
Ноябрь | Понятия «Слог, слово, предложение» Гласные звуки Согласные звуки раннего онтогенеза | - Формирование понятий слог, слово, предложение; - Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста; - Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции | Д/и «Звук, слог, слово», «Сложим слово из частей», «Раздели слово на слоги», «Где короткое слово, а где длинное?» Д/и «Угадай букву по артикуляции», «Где спряталась буква?»; чтение сказки «Гласные и согласные» Д/и «Слово, на букву …», «Почтальон», «С какого звука начинается слово?»; артикуляционная гимнастика |
Декабрь | Слова, сходные по звучанию Гласные звуки Анализ и синтез слов | - Формирование умения различать слова, сходные по звучанию; - Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков; - Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза | Д/и «Закончи рифмовку», «Дополни ряд слов, похожих по звучанию», «Чем отличаются слова» Д/и «Телевизор», «Лодочки», «Слушай внимательно», «Гласная потерялась» Д/и «Найди место звука в слове», «Назови первый звук в слове», «Назови слово на заданный звук»; звуковой анализ простых слов МАК, КОТ и т.д. |
Январь | Ударение Выделение согласных и гласных звуков Подборка слов с заданным звуком | - Формирование навыков выделения начальных ударных гласных; - Обучение выделению согласных звуков; - Формирование умения подбирать слова с заданным звуком | Д/и «Поймай звук», «Позови слово», «Найди ударный слог»; работа в тетрадях Д/и «Какое слово задумала?», «Подарки гостям», Лото «Назови картинку и найди первый звук», использование схем Д/и «Цепочка слов», «Кто больше?», «Найди все предметы, начинающиеся на звук…», «Рассели по домикам» |
Февраль | Звукослоговая структура слова Деление слов на слоги Практические упражнения | - Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях; - Формирование умения делить на слоги двусложные слова; - Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе | Д/и «Найди самое длинное слово», «Какое слово отличается», «Слоговые кубики»; использование пособия Н. Зайцева; отстукивание слогов на клавесах Игровые упражнения «Сколько слогов — столько шагов», «Кто больше соберёт картинок», «Волшебная поездка»; раскрашивание слов Конструирование букв из палочек, камешков, желудей; выкладывание букв из шнурков и мозаики; лепка из пластилина букв; «зашумленные» изображения букв; работа в тетрадях |
Март | Чтение слогов Длинные и короткие слова Гласные и согласные звуки | - Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов; - Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова; - Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках | Обучение по подражанию, чтение слоговых таблиц, настольно-печатные игры Д/упр «Длинное — короткое», «Измерь слово руками»; прохлопывание слов Д/упр «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета», «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета», «Засели картинки в нужные домики» |
Апрель | Анализ и синтез слогов Признаки согласных звуков Чтение | - Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов; - Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий; - Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами | Д/и «Поймай слог», «Считаем слоги», «Сколько букв? Сколько слогов?», «Картинки-половинки» Д/и «Слова-двойняшки», «Разноцветные буквы»; тактильные упражнения; работа с пособием «Коврограф Воскобовича» Чтение азбуки, «Слоговой домик» |
Май | - Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений; - Совершенствование навыков печатания слов и предложений; - Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов | Д/и «Калейдоскоп слов», «Звуковой поезд», «Закончи слово»; графические схемы предложений Д/упр «Составь предложение», «Кто больше?», пособие «Буквы», «Слово спряталось» Работа с таблицами слогов, чтение азбуки |
Содержание работы с родителями
- Анкетирование родителей «Речевое развитие детей в подготовительной группе»
- Родительское собрание «Готовность детей к школе»
- Наглядная информация в родительском уголке «Дидактические игры для формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей»
- Памятка «Правила для успешного обучения чтения»
- Консультации «Обучение детей грамоте в детском саду», «Развитие навыков звукового анализа и синтеза»
- Домашние задания – использование игр и упражнений в домашних условиях
- Практикум по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры – основа развития мелкой моторики и речи».
Значимость и результативность проекта
Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.
В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью.
Список использованной литературы
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Литера, С-П., 2015г.
- Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. Москва 1999 г.
- Поляков С. Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников Авторская статья., сайт «Семь ступеней к книжке»
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
- Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»
В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения детей в мир сказки. Используя сказочные игровые ситуац...
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Конспект НОД по обучению грамоте «В мире звуков и букв» (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте "В мире звуков и букв"....

Фотоотчёт "Занятие по подготовке к обучению грамоте "Буква "Х", звук [Х]. Драматизация сказки "Рукавичка" подготовительной к школе группе с ОНР.
Задачи:- Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ними.- Развитие речевой активности, фонемат...

