НОД "Знакомство с буквой Э"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Колобухина Елена Евгеньевна

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с буквой Э.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Звёздочка»

НОД «Знакомство с буквой Э»

                          Подготовил:

                                                      воспитатель высшей категории

                                                                     МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

                                                      Колобухина Елена Евгеньевна

                                                                   

                                             

                                                                                                   

г. Осташков

2025 г.

Цель:  ознакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, 

Задачи: 

- учить выделять звук из речи;

- развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук.

- воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход:

(Дети с педагогом находятся на ковре)

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети приветствуют гостей)

- А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (раздвинут пальцы рук)

Здравствуй, вольный ветерок (махи руками)

Здравствуй, маленький росток (сложить руки в виде ростра)

Здравствуй, ты и здравствуй, я (показать друг на друга)

Здравствуй, все мои друзья. (хлопки в ладоши)

Воспитатель:

- А сейчас за столы могут сесть ребята, который назовут слова на звук «А», («О», «И», «У» - дети по очереди садятся за столы).

Игра «Сядет тот, кто…»

- Ребята, скажите «А», «О», «И», «У» - это какие звуки? (ответы детей)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

Воспитатель: 

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а с какой, мы узнаем , прочитав новую сказку из нашей книжки.

(Чтение сказки)

Воспитатель:

- Новая наша буква «Э», букву мы будем писать, а произносим мы звук «Э».

Давайте все вместе его произнесем.(дети произносят)

- Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (ответы детей)

- Звук «Э» можно «пропеть»? (ответы детей)

- Значит, этот звук, какой? (ответы детей)

Воспитатель:

- Мы сейчас с вами говорили про звук «Э», а теперь давайте рассмотрим букву «Э».

- Давайте вспомним: звук мы слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.

- Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

Воспитатель:

- На что похожа буква Э (ответы детей).

 

- Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Воспитатель:

- Давайте попробуем ее написать (показ педагогом на доске, затем вместе с детьми в воздухе).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе (педагог стоит спиной к детям). Ставим току, ведем линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию.

- Чтобы хорошо нам написать, надо пальчики размять.

Игра с су-джок шариком

(После игры дети прописывают букву в тетрадях)

Воспитатель:

- Давайте поиграем в игру

Игра «Доскажи словечко»

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два 
С,
Называется…   
(экспресс)

*   *   *

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это…   
(электричество).

***

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?..   
(Эскимо)

*   *   *

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,

И называлось…   
(эхом)

Воспитатель:

- А теперь вы найдите слова, которые начинаются на звук «Э».

Игра «Найди слова на звук «Э»

Придумайте как можно больше слов на звук [э].

Ответ: эвкалипт, экватор, эскиз и др.

Воспитатель:

- Молодцы.

Физкультминутка

Эскалатор вверх везет – поднять руки впереди себя вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – рассвести реки в стороны.

Воспитатель:

- А вот и наш вагончик, чтобы заполнить его надо нарисовать предметы, которые начинаются на звук «Э». (Дети на листочках рисуют)

(После выполнения работы, педагог собирает в вагончик готовые работы, дети называют, что нарисовали)

Итог занятия:

Воспитатель:

- С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

(Оценка деятельности детей.)

- Домашнее задание: «На картинке найти и раскрасить фрагменты с буквой «Э».

- Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

- Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Игра « Хлопните в ладоши, если услышите звук [э]»

Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.

Игра «Доскажи словечко»

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два 
С,
Называется…   
(экспресс)

*   *   *

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это…   
(электричество).

***

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?..   
(Эскимо)

*   *   *

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…   
(эхом)

Физкультминутка

Эскалатор вверх везет – поднять руки впереди себя вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – рассвести реки в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...