Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Лесное путешествие" (Звук [л'] и буква Л)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

Занятие с обучающимися группы компенсирующей направленности по обучению грамоте. Можно применять при работе по автоматизации произношения звука [л']. В игровой форме дети совершенствуют навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, упражняются в правильном произношении звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sayta_l.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

логопедического  занятия по обучению грамоте

и автоматизации звукопроизношения

«Лесное путешествие» («Звук [л’] и буква Л»).

(открытый показ для родителей обучающихся)

Составила: Прохорова Н. П. , учитель-логопед МАДЛУ «Д/С № 26» г. Сатка, 2025 г.

Цель: подготовка к обучению грамоте, автоматизация звукопроизношения.

Задачи:

- Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики.

- Закрепление правильного произношения звука [Л’] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.

- Формирование обобщающего понятия «Лес», семантического поля слова «лес».

- Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам: «Ягоды», «Полевые цветы», «Деревья», «Рыбы».

- Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

- Развитие фонематического восприятия.

-  Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза  и навыков составления и анализа предложения.

- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

- Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: презентация, мультимедиапроектор, экран, картинки для артикуляционной гимнастики, акустико-артикуляционная схема звука, мяч, мольберт или наборное полотно, картинки с изображением деревьев, картинки рыб  (линь, форель, налим, лещ, сельдь), составленные из элементов ТИКО-конструктора «Грамматика» или «Азбука» слова-названия этих рыб, картинки для составления мнемотаблицы скороговорки (схема предлога «НА», «мель», удочка, «лень», налим, линь, напечатанные слова МЫ и ВЫ).

Раздаточный материал: зеркала по количеству детей, салфетки, пеналы для звукового анализа, «светофоры» для определения места звука в слове, тетради по обучению грамоте № 3  Н. В. Нищевой, цветные карандаши или фломастеры, картинки с изображением цветов (лютик, мальва, колокольчик, клевер, лён, тюльпан, лилия, василёк), копии стр. № 5  из пособия И. В. Баскакиной/М. И. Лынской «Приключения Л».

Ход занятия.

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно! Для того чтобы наша речь была всем понятна, нужно сделать гимнастику для языка и губ. Присаживайтесь за столы.

Слайд 2

Сядьте прямо, возьмите зеркала. (дети рассаживаются за столы, выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами)

1.Улыбнулись, как лягушки, тянем губы прямо к ушкам (зубы не показываем)! Подражаю я слону – губы хоботком тяну («Трубочка», зубы закрыты! (чередовать упражнения 3- 4 раза)

2. Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А теперь раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы. (Удерживать под счёт до 5-ти).

3. Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись. («Качели» - сначала к верхней и нижней губе, затем – к верхним и нижним зубам, и наконец, к нёбу и нижней челюсти).по 4 – 5 раз.

2. ПРОГОВАРИВАНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Л’]

- Какой звук получится, если дотянуться языком до нёба? (-ЛЬ-) – пропойте его.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА (по акустико-артикуляционной  схеме)

- В каком положении  губы?

- В каком положении зубы? Язык?

- Есть ли преграда для воздуха? Какая?

- Голос работает?

- Что скажем об этом звуке?

4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

- В зелёном, зеленом, зеленом лесу

Зелёный листок земляники несу.

Зелёная шишка под елью лежит,

Зелёная музыка где-то звучит.

Зелёный кузнечик в зелёной стране

Поёт он зелёную песенку мне.

- О чём говорится в стихотворении?

Слайд 3

- Я приглашаю вас в лес. В лес мы пойдём по тропинке и будем петь песенку. Я говорю слоги и бросаю мяч, а вы должны их повторить, отбивая мяч от пола, и бросить мяч обратно мне: (дети выполняют задание и проходят в противоположный угол кабинета к наборному полотну или мольберту).

ЛЯ-ЛЕ-ЛИ

ЛИ-ЛИ-ЛЯ

ЛИ-ЛЯ-ЛЕ

ЛЮ-ЛЯ-ЛИ

ЛЯ-ЛИ-ЛЮ

ЛЕ-ЛЮ-ЛЯ

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.

- Вот мы и пришли.

- Чего много в лесу? (В лесу много деревьев, кустов, травы, грибов, ягод, …)

- В лесу много деревьев. Но мы будем выбирать только деревья, в названии которых услышим звук [Л’].

(Дети стоят перед мольбертом, на нём – картинки деревьев.) Логопед называет  все картинки, ребёнок выбирает  и получает эту картинку. Дети садятся за столы.

- Достаньте светофоры и зелёную фишку. Определите, где слышится звук [л’] в слове. Положите фишку на соответствующий сигнал светофора.

(Дети выполняют задание).

- Уберите фишки и светофоры в контейнер.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

- В какое время года мы пришли в лес? Как вы догадались? (-На деревьях листья)

- На каких деревьях зелёные листья?

- Получилось слово, слог или предложение? Составим его схему. (Дети составляют звуковые схемы своих слов).

- О каком дереве нельзя так сказать? Почему?  (- О ели и лиственнице).

- Какие это деревья? (- хвойные)

- А с листьями? (- лиственные).

Слайд 4

- Как вы думаете, почему хвойное дерево названо «лиственница», похоже на слово «лист», но листьев не имеет? (рассуждения детей).

7. ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

- Откройте тетрадь на странице … (Тетрадь № 3 Н. В. Нищевой). . Здесь вы видите две картинки о лесе. Выберите любое слово («лиса» и «лист»), какое понравится, и раскрасьте его схему. (Дети выполняют задание самостоятельно, логопед проверяет, подсказывает индивидуально при затруднении). Покажите своим родителям, отдайте тетради им, они проверят. Правильный ответ – на экране.

Слайд 5.

8. ФИЗМИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

- В лесу есть волшебная полянка. Я приглашаю вас на неё.

- Оглянитесь вокруг. На полянке растут цветы.

Слайд 6

ПСИХОГИМНАСТИКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

МЫ превратились в маленькие семена цветов. Семенам тесно в своей скорлупке. Но вот солнышко согрело землю, и семечко проросло. Росток становился всё выше и выше, и наконец, вырос. А на верхушке стебля раскрылся чудесный цветок. Его лепестки качались от ветра. И вдруг пошёл дождь. Лепестки закрылись, стебель согнулся, бутон наклонился к земле. Дождь закончился, вновь выглянуло солнце и все цветы раскрылись.  Они чудесно пахнут. Понюхаем.

Вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим – Ах! (3 – 4 раза).

9. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Игра «Собери букет».

- Какие цветы выросли на лесной полянке? (Дети называют цветы).

- Давайте соберём красивые букеты.

В одну вазу поставим цветы, в названии которых 2 слога, в другую – цветы, название которых состоит из 3-х слогов. (Дети получают картинки с изображением клевера, тюльпана, лилии, василька, лютика). У педагога остаются картинки колокольчика и льна.

(Дети делят слова на слоги (методом рука-подбородок), выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания).

Дополнительное задание:

- В какую вазу поставим колокольчик?

А лён? Почему?

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗЕ.

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Игра «Кисель».

- На лесной полянке созрели ягоды. Но не простые, а только те, в названии которых слышится звук [л’].  Вспомните эти ягоды, родители, подскажите своим деткам: … (Если дети затрудняются, показываем на слайде).

Слайд  7 

- Из этих ягод приготовим вкусный напиток, в названии которого тоже слышится звук [л’]. Это … (дети предлагают варианты ответов: кисель, коктейль, ….).

- Я предлагаю сварить кисель.

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика «Бабушка кисель варила…»

(Дети встают в круг, повторяют движения пальчиковой гимнастики).

Бабушка кисель варила (правая рука помешивает, левая - ковшиком)

На горушечке, (руки перед грудью или над головой, кончики пальцев соединены, руки расходятся)

В черепушечке, (округлённые ладони образуют чашку)

Для Андрюшечки. (приложить ладони к груди)

Летел, летел Соколок

Через бабушкин порог, (большие пальцы зацепить друг о друга, махать ладонями)

Сильно крыльями забил, (хлопать себя по бокам)

Бабушкин кисель разлил. (выпрямить руки вниз, пальцы развести)

Вот и нету киселька (развести руки в стороны)

В черепушечке,

У старушечки (кончики пальцев соединить, ладони округлить, «голова»)

На горушечке.

Бабка плачет: - Ай-яй-яй! (утирать слёзы)

Не плачь, бабка, не рыдай! (погрозить указательным пальцем)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселька (снова «варят»)

Во-о-от столько! (широко развести руки в стороны)

(Дети остаются в кругу, стоят. Логопед бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос. Ребенок отвечает и бросает мяч обратно педагогу).

- Какой кисель получился из клюквы?

- Из калины?

- Из малины?

- Из земляники?

- Из облепихи?

(Дети называют, если говорят правильно, картинка перемещается к «бабушке»).

- Из ягод? (ягодный кисель).

11. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ. ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ.

- Бабушка очень обрадовалась и подарила нам букву звука [л’]. Называется она - ЭЛЬ. Посмотрите, на что похожа буква?

Слайд 9

Но бабушка перепутала, и рядом с буквой ЛЬ  (называю букву звуком) оказались и другие буквы. Исправьте ошибки. Букву звука [л’] обведите в круг, а другие буквы – зачеркните.

(Дети садятся за столы, красным карандашом выполняют задание).

     - Зелёная мягкая травка так и манит прилечь. Ложитесь на спину, закрывайте глаза. Послушайте звуки леса.

Слайд 10

АУДИОЗАПИСЬ

- Какие звуки вы услышали?

12. ЧТЕНИЕ.

- А я услышала, что где-то журчит вода. Там, наверное, речка или ручей. Идёмте искать речку. (Дети возвращаются за столы)

В этой речке водятся рыбы, но не простые, а такие, в названиях которых слышится звук [Л’]: это ОМУЛЬ, НАЛИМ, ЛИНЬ, ЛЕЩ, ФОРЕЛЬ. (Дети припоминают названия рыб).

-Помогите рыбкам найти свои домики.  Найдите адресную табличку, то есть слово-название рыбы. (Названия рыб составлены из элементов ТИКО-конструктора «Грамматика» или «Азбука»).

13. ЗАУЧИВАНИЕ СКОРОГОВОРКИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Посмотрите на этих двух рыб (НАЛИМ и ЛИНЬ). Чем они отличаются?

- Послушайте, что я расскажу вам о них:

НА МЕЛИ МЫ ЛЕНИВО ЛОВИЛИ НАЛИМА,

НА МЕЛИ ВЫ ЛЕНИВО ЛОВИЛИ ЛИНЯ

И МЕНЯЛИ НАЛИМА МЫ ВАМ НА ЛИНЯ.

Слайд 11

- Это скороговорка. Чтобы её выучить и рассказать, составим схемы предложений. (Логопед составляет мнемодорожку из картинок, дети выкладывают схему предложения).

Дети с опорой на мнемодорожку проговаривают скороговорку. Логопед оценивает и хвалит детей.

14. ИТОГ.

- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться.

- Что вам запомнилось в лесу?

- Что понравилось?

– Что было трудным?

- А родителям понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок»       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...

конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."

Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы

В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР) . Тема: «В поисках гласных букв»

Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.Форма проведения      Игровое путешествие.Приоритетные образовательные области...

«В поисках гласных букв». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у])....