Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Лесное путешествие" (Звук [л'] и буква Л)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие с обучающимися группы компенсирующей направленности по обучению грамоте. Можно применять при работе по автоматизации произношения звука [л']. В игровой форме дети совершенствуют навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, упражняются в правильном произношении звука.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
логопедического занятия по обучению грамоте
и автоматизации звукопроизношения
«Лесное путешествие» («Звук [л’] и буква Л»).
(открытый показ для родителей обучающихся)
Составила: Прохорова Н. П. , учитель-логопед МАДЛУ «Д/С № 26» г. Сатка, 2025 г.
Цель: подготовка к обучению грамоте, автоматизация звукопроизношения.
Задачи:
- Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики.
- Закрепление правильного произношения звука [Л’] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
- Формирование обобщающего понятия «Лес», семантического поля слова «лес».
- Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам: «Ягоды», «Полевые цветы», «Деревья», «Рыбы».
- Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.
- Развитие фонематического восприятия.
- Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза и навыков составления и анализа предложения.
- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, мультимедиапроектор, экран, картинки для артикуляционной гимнастики, акустико-артикуляционная схема звука, мяч, мольберт или наборное полотно, картинки с изображением деревьев, картинки рыб (линь, форель, налим, лещ, сельдь), составленные из элементов ТИКО-конструктора «Грамматика» или «Азбука» слова-названия этих рыб, картинки для составления мнемотаблицы скороговорки (схема предлога «НА», «мель», удочка, «лень», налим, линь, напечатанные слова МЫ и ВЫ).
Раздаточный материал: зеркала по количеству детей, салфетки, пеналы для звукового анализа, «светофоры» для определения места звука в слове, тетради по обучению грамоте № 3 Н. В. Нищевой, цветные карандаши или фломастеры, картинки с изображением цветов (лютик, мальва, колокольчик, клевер, лён, тюльпан, лилия, василёк), копии стр. № 5 из пособия И. В. Баскакиной/М. И. Лынской «Приключения Л».
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно! Для того чтобы наша речь была всем понятна, нужно сделать гимнастику для языка и губ. Присаживайтесь за столы.
Слайд 2
Сядьте прямо, возьмите зеркала. (дети рассаживаются за столы, выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами)
1.Улыбнулись, как лягушки, тянем губы прямо к ушкам (зубы не показываем)! Подражаю я слону – губы хоботком тяну («Трубочка», зубы закрыты! (чередовать упражнения 3- 4 раза)
2. Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А теперь раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы. (Удерживать под счёт до 5-ти).
3. Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись. («Качели» - сначала к верхней и нижней губе, затем – к верхним и нижним зубам, и наконец, к нёбу и нижней челюсти).по 4 – 5 раз.
2. ПРОГОВАРИВАНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Л’]
- Какой звук получится, если дотянуться языком до нёба? (-ЛЬ-) – пропойте его.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА (по акустико-артикуляционной схеме)
- В каком положении губы?
- В каком положении зубы? Язык?
- Есть ли преграда для воздуха? Какая?
- Голос работает?
- Что скажем об этом звуке?
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
- В зелёном, зеленом, зеленом лесу
Зелёный листок земляники несу.
Зелёная шишка под елью лежит,
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Поёт он зелёную песенку мне.
- О чём говорится в стихотворении?
Слайд 3
- Я приглашаю вас в лес. В лес мы пойдём по тропинке и будем петь песенку. Я говорю слоги и бросаю мяч, а вы должны их повторить, отбивая мяч от пола, и бросить мяч обратно мне: (дети выполняют задание и проходят в противоположный угол кабинета к наборному полотну или мольберту).
ЛЯ-ЛЕ-ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛЯ
ЛИ-ЛЯ-ЛЕ
ЛЮ-ЛЯ-ЛИ
ЛЯ-ЛИ-ЛЮ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЯ
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.
- Вот мы и пришли.
- Чего много в лесу? (В лесу много деревьев, кустов, травы, грибов, ягод, …)
- В лесу много деревьев. Но мы будем выбирать только деревья, в названии которых услышим звук [Л’].
(Дети стоят перед мольбертом, на нём – картинки деревьев.) Логопед называет все картинки, ребёнок выбирает и получает эту картинку. Дети садятся за столы.
- Достаньте светофоры и зелёную фишку. Определите, где слышится звук [л’] в слове. Положите фишку на соответствующий сигнал светофора.
(Дети выполняют задание).
- Уберите фишки и светофоры в контейнер.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- В какое время года мы пришли в лес? Как вы догадались? (-На деревьях листья)
- На каких деревьях зелёные листья?
- Получилось слово, слог или предложение? Составим его схему. (Дети составляют звуковые схемы своих слов).
- О каком дереве нельзя так сказать? Почему? (- О ели и лиственнице).
- Какие это деревья? (- хвойные)
- А с листьями? (- лиственные).
Слайд 4
- Как вы думаете, почему хвойное дерево названо «лиственница», похоже на слово «лист», но листьев не имеет? (рассуждения детей).
7. ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
- Откройте тетрадь на странице … (Тетрадь № 3 Н. В. Нищевой). . Здесь вы видите две картинки о лесе. Выберите любое слово («лиса» и «лист»), какое понравится, и раскрасьте его схему. (Дети выполняют задание самостоятельно, логопед проверяет, подсказывает индивидуально при затруднении). Покажите своим родителям, отдайте тетради им, они проверят. Правильный ответ – на экране.
Слайд 5.
8. ФИЗМИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- В лесу есть волшебная полянка. Я приглашаю вас на неё.
- Оглянитесь вокруг. На полянке растут цветы.
Слайд 6
ПСИХОГИМНАСТИКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
МЫ превратились в маленькие семена цветов. Семенам тесно в своей скорлупке. Но вот солнышко согрело землю, и семечко проросло. Росток становился всё выше и выше, и наконец, вырос. А на верхушке стебля раскрылся чудесный цветок. Его лепестки качались от ветра. И вдруг пошёл дождь. Лепестки закрылись, стебель согнулся, бутон наклонился к земле. Дождь закончился, вновь выглянуло солнце и все цветы раскрылись. Они чудесно пахнут. Понюхаем.
Вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим – Ах! (3 – 4 раза).
9. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Игра «Собери букет».
- Какие цветы выросли на лесной полянке? (Дети называют цветы).
- Давайте соберём красивые букеты.
В одну вазу поставим цветы, в названии которых 2 слога, в другую – цветы, название которых состоит из 3-х слогов. (Дети получают картинки с изображением клевера, тюльпана, лилии, василька, лютика). У педагога остаются картинки колокольчика и льна.
(Дети делят слова на слоги (методом рука-подбородок), выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания).
Дополнительное задание:
- В какую вазу поставим колокольчик?
А лён? Почему?
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗЕ.
ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Игра «Кисель».
- На лесной полянке созрели ягоды. Но не простые, а только те, в названии которых слышится звук [л’]. Вспомните эти ягоды, родители, подскажите своим деткам: … (Если дети затрудняются, показываем на слайде).
Слайд 7
- Из этих ягод приготовим вкусный напиток, в названии которого тоже слышится звук [л’]. Это … (дети предлагают варианты ответов: кисель, коктейль, ….).
- Я предлагаю сварить кисель.
Слайд 8
Пальчиковая гимнастика «Бабушка кисель варила…»
(Дети встают в круг, повторяют движения пальчиковой гимнастики).
Бабушка кисель варила (правая рука помешивает, левая - ковшиком)
На горушечке, (руки перед грудью или над головой, кончики пальцев соединены, руки расходятся)
В черепушечке, (округлённые ладони образуют чашку)
Для Андрюшечки. (приложить ладони к груди)
Летел, летел Соколок
Через бабушкин порог, (большие пальцы зацепить друг о друга, махать ладонями)
Сильно крыльями забил, (хлопать себя по бокам)
Бабушкин кисель разлил. (выпрямить руки вниз, пальцы развести)
Вот и нету киселька (развести руки в стороны)
В черепушечке,
У старушечки (кончики пальцев соединить, ладони округлить, «голова»)
На горушечке.
Бабка плачет: - Ай-яй-яй! (утирать слёзы)
Не плачь, бабка, не рыдай! (погрозить указательным пальцем)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселька (снова «варят»)
Во-о-от столько! (широко развести руки в стороны)
(Дети остаются в кругу, стоят. Логопед бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос. Ребенок отвечает и бросает мяч обратно педагогу).
- Какой кисель получился из клюквы?
- Из калины?
- Из малины?
- Из земляники?
- Из облепихи?
(Дети называют, если говорят правильно, картинка перемещается к «бабушке»).
- Из ягод? (ягодный кисель).
11. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ. ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ.
- Бабушка очень обрадовалась и подарила нам букву звука [л’]. Называется она - ЭЛЬ. Посмотрите, на что похожа буква?
Слайд 9
Но бабушка перепутала, и рядом с буквой ЛЬ (называю букву звуком) оказались и другие буквы. Исправьте ошибки. Букву звука [л’] обведите в круг, а другие буквы – зачеркните.
(Дети садятся за столы, красным карандашом выполняют задание).
- Зелёная мягкая травка так и манит прилечь. Ложитесь на спину, закрывайте глаза. Послушайте звуки леса.
Слайд 10
АУДИОЗАПИСЬ
- Какие звуки вы услышали?
12. ЧТЕНИЕ.
- А я услышала, что где-то журчит вода. Там, наверное, речка или ручей. Идёмте искать речку. (Дети возвращаются за столы)
В этой речке водятся рыбы, но не простые, а такие, в названиях которых слышится звук [Л’]: это ОМУЛЬ, НАЛИМ, ЛИНЬ, ЛЕЩ, ФОРЕЛЬ. (Дети припоминают названия рыб).
-Помогите рыбкам найти свои домики. Найдите адресную табличку, то есть слово-название рыбы. (Названия рыб составлены из элементов ТИКО-конструктора «Грамматика» или «Азбука»).
13. ЗАУЧИВАНИЕ СКОРОГОВОРКИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Посмотрите на этих двух рыб (НАЛИМ и ЛИНЬ). Чем они отличаются?
- Послушайте, что я расскажу вам о них:
НА МЕЛИ МЫ ЛЕНИВО ЛОВИЛИ НАЛИМА,
НА МЕЛИ ВЫ ЛЕНИВО ЛОВИЛИ ЛИНЯ
И МЕНЯЛИ НАЛИМА МЫ ВАМ НА ЛИНЯ.
Слайд 11
- Это скороговорка. Чтобы её выучить и рассказать, составим схемы предложений. (Логопед составляет мнемодорожку из картинок, дети выкладывают схему предложения).
Дети с опорой на мнемодорожку проговаривают скороговорку. Логопед оценивает и хвалит детей.
14. ИТОГ.
- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться.
- Что вам запомнилось в лесу?
- Что понравилось?
– Что было трудным?
- А родителям понравилось наше путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.
Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...

конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."
Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы
В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР) . Тема: «В поисках гласных букв»
Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.Форма проведения Игровое путешествие.Приоритетные образовательные области...

«В поисках гласных букв». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у])....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Цель: формирование представлений о звуках [Б], [Б`] и букве Б...
