развитие речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Суркова Светлана Николаевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Знатоки речи».

Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).

Цель: создать условия для развития связной речи детей.

Программное содержание:

- расширять словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх;

- упражнять в умении вычленять слова-синонимы, проводить семантический подбор;

- формировать навыки подбора смыслов многозначных слов;

- формировать быстроту реакции на слово;

- активизация ассоциативных смысловых связей между словами;

- упражнять в подборе антонимов в соответствии с контекстом высказывания;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать языковое чутьё к рифме;

- упражнять в делении слов на слоги;

- продолжать учить детей дифференцировать звуки в словах; выделять согласные твёрдые, согласные мягкие;

-совершенствовать умение детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц;

- развивать умение грамотно, полным ответом отвечать на поставленные педагогом вопросы;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Дидактический материал, оборудование: картинки животных (заяц, коза, обезьяна, лиса, носорог, лось, зебра, поросёнок); картинки на каждого ребёнка (белка, барабан, буратино, жук, под каждой картинкой схема слова); кубик с номером задания; конверты с заданиями; мнемотаблицы (дикие и домашние животные).

Предшествующая деятельность с детьми:

- проведение с детьми игр по речевому развитию;

- составление рассказов с порой на мнемотаблицы;

- проведение с детьми игровых упражнений по звуковой культуре речи и делении слов на слоги.

Ход занятия.

1 часть. Организационный момент, мотивация.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие развитие речи. На занятии мы будем соревноваться в умении красиво говорить, составлять рассказ с опорой на картинки и играть в речевые игры. Для этого мы разделились на две команды. За каждый правильный ответ команда получает по одной фишке. В конце занятия мы подсчитаем фишки и узнаем какая команда победила.

-Что мы сегодня будем делать на занятии?

- Как вы думаете, что значит красиво говори? Как вы это понимаете?

- Прежде, чем мы начнём играть, давайте вспомним правила:

Правило 1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Правило 2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

2 часть. Основная.

Игра - задание «Назови много слов».

Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, утка.

Летит – самолёт, птица, комар, воздушный шар, человек.

Растёт – дерево, куст, волосы, строящийся дом, ребёнок.

Ползёт – змея, ребёнок, время, вьюнок.

Визжит – пила, щенок, ребёнок.

Умывается – кошка, человек, природа.

Висит – паутина, груша.

Шипит – змея, сковорода, злой человек.

Сверкает – звезда, молния, брошь, пуговица.

Поливает – дождь, лейка, душ.

Игра - задание «Кто это? Что это?».

Звонкий, быстрый, весёлый … (ручей).

Жёлтые, красные, осенние … (листья).

Холодный, белый, пушистый … (снег).

Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь).

Зелёный, овальный, сочный … (огурец).

Белое, пушистое, лёгкое … (одеяло).

Маленькая, серая, пугливая … (мышь).

Ветвистая, зелёная, колючая … (ель).

Белоствольная, высокая, стройная … (берёза).

Чистое, голубое, горное … (озеро).

Игра - задание «Доскажи…».

Заяц прыгает, а ласточка… (летает).

Сорока стрекочет, а ворона … (каркает).

Червяк ползает, а рыба … (плавает).

Гусеница ползёт, а кузнечик … (прыгает).

Корова мычит, а лошадь … (ржёт).

Курица кудахчет, а кукушка … (кукует).

Лошадь бегает, а змея … (ползает).

Собака лает, а кошка … (маукает).

Лягушка квакает, а человек … (разговаривает).

Игра «Найди лишнее слово».

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскалённый, тяжёлый, жаркий.

        Физминутка.

Игра – задание «Кто в домике живёт

Воспитатель: Ребята, надо всех животных заселить в домики. В домике с синей крышей живут животные, в названии которых встречается твёрдый звук «С», «З». А в домике с зелёной крышей живут животные, в названии которых встречается мягкий звук «Сь», «Зь».

Работа с картинками (заяц, коза, обезьяна, лиса, носорог, лось, зебра, поросёнок).

- Назовите, животных, которые живут в домике с синей крышей?

- Назовите, животных, которые живут в домике с зелёной крыше?

Игра – задание «Раздели слова на слоги»

- Разделите прямоугольник под каждым предметом на столько частей, сколько слогов в его названии.

Работа с картинки: белка, барабан, буратино, жук.

На сколько частей разделили прямоугольник под картинкой белка? Почему?

Назовите короткие слова. Назовите длинные слова. Сколько с логов в коротких словах? Сколько с логов в длинных словах?

Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.

Воспитатель: Ребята, следующее задание, которое надо выполнить, это составить рассказ про животное. В помощь вам есть вот такие картинки – опоры. Они помогут вам правильно рассказать про животное.

Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицы (дикие и домашние животные)

.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель:

- Итак, подсчитаем фишки.

Каждая команда считает фишки.

- Ребята, скажите, что мы делали сегодня на занятии?

- С чем вам удалось справится?

- А что не получилось?

- Настя, как ты думаешь, что у тебя сегодня получилось? А с чем не удалось справиться?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...