Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
статья по обучению грамоте

Наследникова Ирина Юрьевна

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи мастер-класса:

— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);

— повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии;

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, загадок, фломастеры.

Ход мастер – класса

Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

В мнемотаблице можно изображать практически все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, травка-зеленая, помидор-красный. В старшем возрасте детям можно давать черно-белые мнемотаблицы.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

  • мнемоквадрат-
  • мнемодорожка
  • -мнемотаблица.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно

слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. 

 Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

— Заучивания стихотворений, потешек, пословиц и поговорок;

— При отгадывании и загадывании загадок;

— При пересказе текстов;

— При составлении описательных рассказов.

А сейчас вашему вниманию я представлю, как использовать мнемотаблицу для заучивания стихотворения.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку – символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

1. Сначала  выразительно читают стихотворение.

2. Задают вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

3. Объясняют смысл, значение малознакомых и непонятных слов в доступной для детей форме.

4.  Читают отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

5.  Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

На каждое слово или маленькое словосочетание  придумывают картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе  предлагалаются готовые план – схемы.

Изображения на мнемотаблице можно располагать: на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица).

Мнемотаблицы могут быть, которые рисует сам педагог (готовая форма); дети совместно с педагогом или дети самостоятельно.

Также мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов, при пересказе сказок, рассказов, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.

Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к сказке.

Уважаемые коллеги попробуйте отгадать, какая сказка изображена на таблице?

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки – это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадка.

Задания:

  • мнемотаблица для пересказа небольшого рассказа.
  • мнемотаблица к стихотворению.
  • мнемотаблица к русской народной сказке.
  • описательный рассказ о времени года.
  • составить загадку по мнемодорожке.
  • пословицы с помощью мнемотаблицы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии

основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений,

составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к дальнейшему обучению.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений  вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...

Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....