Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Игровой курс «Звукарик» по развитию фонематического восприятия и обучения чтению имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью один год. Всего 72 академических часа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№112 г.Липецка
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педсовета №___ Заведующая ДОУ №112 г.Липецка
От «___»___________20____г. ______________М.М.Лаптенкова
«____»_______________20____г.
Председатель
_______________М.М.Лаптенкова
Дополнительная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ»
Срок реализации: 9 месяцев
Автор программы: воспитатель
Косарева Наталья Анатольевна
г.Липецк, 2018г.
1. Пояснительная записка
Игровой курс «Звукарик» по развитию фонематического восприятия и обучения чтению имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью один год. Всего 72 академических часа.
2. Актуальность программы
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие. Тем счастливее его детство.
Проблема готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время. Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – умение читать. Чтение – сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научиться читать не так просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не все. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научавшись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению без сомнения является одним из главных условии успешного развития личности. Главная задача по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В это же время проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, уточнение значения слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
3. Основу программы «Звукарик» составляют
Методичка и букварь Н.С. Жуковой, рекомендованный министерством РФ, как пособие по обучению чтению. Так же учитывается положение общеразвивающей программы»Программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией М.А. Васильевой.
Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанные между собой блока:
1 блок: Развитие речи и подготовка к обучению чтению (включены звуковой анализ и синтез)
2 блок: Обучение чтению (звуко-буквенный анализ)
3 блок: Подготовка руки к письму (печатание)
В занятия включены различные виды игр: дидактические, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение ( сравнение слов по звуковому составу, составление различных типов слов между собой, подбор слов имеющих определенную звуковую структуру и т.д.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей – дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач.
4. Методические рекомендации по организации и проведению кружка
- Реализация программы предусматривает использование следующих методов обучения: словесных ( загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, словесные игры), наглядных ( применение различных схем, головоломок, карточек и картинок, игрушек), практических (работа с индивидуальными разрезными буквами, составление схем звуко-слогового анализа слов, чтение слогов, слов), игровых ( во все занятия включены игры, физминутки, игровые ситуации, сказочные персонажи).
- Вводится графический обрез звука-буквье, используемые приемы для закрепления обреза буквы:
- «рисование» буквы пальчиков в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков и других предметов;
- построение буквы из крупных и мелких бусинок, фасоли, гречки на столе;
- игра «волшебный мешочек», достать букву и назвать её;
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок называет эту букву с закрытыми глазами.
Программа опирается на такие дидактические принципы, как развивающее обучение ( ориентируется на потенциальные возможности ребенка. На зону ближайшего развития), переход от простого к сложному, системность и последовательность при изучении материала (к следующему занятию можно приходить только после прочного усвоения предыдущего материала, а так же умения применить его на практике), индивидуально-дифференцированный подход, а так же учет ведущей деятельности – игра.
5. Цели программы:
Развитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.
6. Задачи программы:
- Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка;
- Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;
- Развитие мыслительных процессов ( элементов анализа, синтеза, сравнения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
- Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха;
- Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению;
- Воспитание любви и уважения к русскому языку.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | ||
1 | «В мире звуков» - развитие слухового внимания. Оргомомент психогимнастика (пинтограммы) | «Молчанка», «Сказка про язычок» |
| ||
2 | Знакомство со словом – слово как единица речи. Оргомомент игра «Лягушки» на развитие речевого слуха | «Собери звуки» «Разбросай звуки» «Живой – неживой» |
| ||
3 | «Слова-действия» - активизация глагольной лексики. Оргомомент психогимнастика «Заводные игрушки» | «Что звучит?» «Кто внимательный» «Угадай-ка» |
| ||
4 | «Слова-признаки» -активизация прилагательных | «Звук-слово» «Слово-признак» «Что в мешочке» «Узнай по вкусу» |
| ||
5 | Звук и буква [А] понятия, звук, буква. Оргомомент мимические упражнения | «Кто внимательный?», «Запомни слова, которые начинаются с буквы А», «Доскажи словечко» |
| ||
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | |||
6 | Звук и буква [У] Выделение звука в начале слова в ударной позиции. Анализ и синтез звуковых компонентов АУ, УА. Чтение | «Поймай звук», «Подскажи словечко» |
| |||
7 | Звук и буква [И] Выделение звука в начале и в конце слова. Чтение | «Хлопни в ладоши» (если услышит звук ЕИ) «Один-много» Выучить чистоговорку |
| |||
8 | Звук и буква [О] Знакомство дошкольников с буквой «О». Анализ звуковых рядов. ОИ, ИО. Чтение. Оргомомент психогимнастика «Необитаемый остров» | «Много-один». Загадки. «Подскажи словечко» |
| |||
9 | Звуки [М],[М ]. Буква М. Ввести в пассивный словарь понятия: «Согласный звук», «Твердый, мягкий согл. звук» Определять место звука в слове (начало, середина, конец). Оргомомент психогимнастика (мимика) | «Кто больше запомнит?» Упражнение: «Перед-между-после» «Скажи наоборот» «Доскажи словечко» |
| |||
10 | Итоговое занятие по пройденному материалу (открытое занятие для родителей) | |||||
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | |||
11 | Звуки [Д, Д’] Буква Д. Обучить различию звуков [Д] и [Д’] Сформировать представление о букве Д. Оргмомент «Мы строители» | «Поймай звук» артикуляционная гимнастика-«Дятел стучит по дереву» Д/упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» |
| |||
12 | Звук и буква Ы. Выделять звук в середине и конце слов. Оргмомент пиктограммы, изображающие различные эмоции | «Тихо, громко», «Договори последний слог в слове», «Один-много» |
| |||
13 | Звуки [Т, Т’] Буква Т. Знакомство с глухими согласными звуками. Правило прописания большой буквы в собственных именах. Оргмомент психогимнастика | «Договори последний звук» Загадки, чистоговорки «Скажи наоборот» |
| |||
14 | Звуки [Т-Д] слоговый синтез слов. Словообразование. Оргмомент психогимнастика «Утята на пруду» | «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Скажи наоборот» «Составь слово» |
| |||
15 | Звуки [Б-Б’] Буква Б. Деление слов на слоги, без стечения согласных. Чтение. Оргмомент психогимнастика «Мы-охотники» | «Прохлопай слово» «Волшебный мешочек» «Лишнее слово в ряду» Загадки |
| |||
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | |
16 | Звуки [П-П’] Произнесение слов с сочетанием согласных. Чтение. Составление предложений по опорным словам. Оргмомент психогимнастика (изобразите сердитого Бармалея, доброго Айболита, заболевших зверей) | «Сколько звуков услышали?» Скороговорки «Хлопни в ладоши» «Доскажи слово» «Кто внимательный?» |
| |
17 | Звуки [С-С’] Буква С. Сформировать представление детей о звуках и об их графическом символе. Буква С. Оргмомент «Солнышко» | «Скажи наоборот» «Отгадай загадки» «Выучи чистоговорки» «Большой-маленький» (нос-носик, пес-песик и т.д.) «Делим слова на слоги» |
| |
18 | Звуки [Х-Х’] Буква Х. Самостоятельнай полный звуковой анализ коротких слов. Чтение. УХА, МОХ, МУХА. Оргмомент психогимнастика эмоции: тяжело-ох,ох, радосно-Ах!Ах! | «Хлопни в ладоши если услышишь звук» «Прошагай слово» (слоги) «Договори последний звук» |
| |
19 | Итоговое занятие по пройденному материалу (открытое занятие для родителей) | |||
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | |
20 | Звуки [Р - Р’] Буква Р. Анализ – синтез слов. Чтение. Оргмомент «Раз, два повергись и в животных превратись» | «Кто больше?» «Доскажи словечко» «Прохлопай слова» Отгадай загадки П/и «Вороны» |
| |
21 | Звуки [Л-Л’] Буква Л. Познакомить с новыси звуками, их графическим символом – буквой «Л» Оргмомент «Инопланетянин» | «Тихо, громко», «Договори последний слог в слове», «Один-много» |
| |
22 | Звуки [Л - Р’] Буквы Л,Р. Анализировать и преобразовать слова. Оргмомент | «Назови слова» «Замени звук [Л] на [Р] «Найди лишнее слово в ряду» |
| |
23 | Звук и буква Ш. Определять последовательность букв в слове, развивать звуко-слоговые представления. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Оргмомент «Подарки» | «Отхлопай слоги в слове» «Закончи слово» «Продолжи цепочку слов» «Хлопни с ладоши если услышишь звук [Ш]» Учим чистоговорку «прочитай слова по дорожкам" | Звуковой анализ слов: шуба, шина
| |
24 | Звук [Н-Н’] Буква Н. Удерживать в памяти ряд слов. Чтение слоговой таблицы, а затем слов. Оргмомент «Игрушки» | «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Скажи наоборот» «Преобразование слов ноты-ноты, ива-иван» |
| |
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради | |
25 | Звук [К-К’] Буква К. Продолжить учить звуковому синтезу коротких слов. Познакомить с предлогами К, ОТ Оргмомент «Домашние животные» | «Большой-маленький» «Кот-котик» «Угадай слово» «Найди лишнее слово в ряду» «Отгадай загадки» «Добавь к целому слову последний звук [к]» |
| |
26 | Звук [Г-Г’] Буква Г. Научить детей различию звуков. Учить писать зрительный диктанты. Оргмомент «Гномики» | «Угадай звук» «Доскажи словечко» Загадки «Добавь к целому слогу первый звук Г (рад-град и т.д.) «Один-много» |
| |
27 | Итоговое занятие по пройденному материалу (открытое занятие для родителей) | |||
28 | Звуки [З- З‘] Буква З. Закрепить навык звуко-слогового анализа слов. Учить анализировать слова с этими предложениями. Оргмомент психогимностика игра «Комар» | «Кто внимательный?» «Закончить слово слогами» «Назови лишнее слово» Выучи чистоговорку «Чтение слов и слогов по таблице» |
| |
29 | Звук и буква «Й» Познакомить дошкольников с буквой и звуком «Й». Логико-грамматические конструкции. Оргмомент «Эмоции» | «Закончи слово слогом» «Придумай слова со звуком Й» «Узнай звук» «Назвать лишнее слово в ряду» «Заменить третий звук в словах звуком [Й] (чашка-чайка) |
| |
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради |
30 | Звук [В-В’] Буква В. Научить различию звуков, познакомить с соответствующей буквой | «Доскажи словечко» «Что изменилось?» «Мама и дети» Вова-Вовочка, Валя-Валечка «Заменить первый звук в словах на звук [В]» |
|
31 | Звук и буква Ж. Определить последовательность звуков в слове. Звуковой анализ слов. Оргмомент жуки ( летающие, спящие, обиженные, веселые) | «Дополни слог» Чистоговорки «Большой-маленький» «Найди самое длинное и короткое слово» «Заменить первый звук в словах на звук [Ж]» |
|
32 | Звук и буква Е. Познакомить со звуком и буквой «Е» | «Кто внимательный?» «Угадай звук» |
|
33 | Буква «Ь». Сформировать стойкие представление у дошкольников о букве «Ь». Буква «Ь»- показатель мягкости, звука не обозначает | «Преобразование слов: соль-моль-боль» «Чтение таблицы» «Загадки» «Кто что делает» |
|
34 | Итоговое занятие по пройденному материалу (открытое занятие для родителей) | ||
35 | Гласный звук Я. Буква Я. Сформировать представления у детей о звуке и букве Я. Оргмомент «Баба-Яга» | Чтение таблиц; договаривание до целого слова; загадки; меняем имена. «Дополни предложение» |
|
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради |
36 | Гласный звук Ю. Буква Ю. научить детей различю буквы и звука «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Оргмомент | «Дополняй», чтение слоговых таблиц, «Хлопни в ладоши если услышишь Ю», «Кто больше придумает звуков с заданным звуком, «Доскажи словечко» |
|
37 | Звук и буква Ч. Упражнять в словообразовании. Оргмомент «Мячики» | «Упражнять в словообразовании: дочка-качка-пачка» «Закончи слова одинаковым звуком [Ч]» «Чистоговорки» «Преобразование: стул-стульчик, сук-сучок» «Прочитай по стрелкам» |
|
38 | Звук и буква «Э». Различать неодушевленные и одушевленные предметы. Учить задавать вопросы: «Кто это?», « Что это?» Оргмомент понтомимка «Прогулка в лес» | «Угадай звук» «Придумывание слов с новым звуком» «Найди лишнее слово в ряду» «Назови имена любей начинающихся на звук Э» «Разгадываем ребусы» |
|
39 | Звуки [Ф-Ф’] Буква Ф. Познакомить дошкольников со звуками [Ф-Ф’] с обозначением их буквы «Ф». Оргмомент театр мимов | «Хлопни в ладоши если услышишь звук» «Исправь ошибку» «Составь слово» «Раздели слова на слои» |
|
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради |
40 | Звук и буква «Щ». Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ». Учить составлять схему предложений. Оргмомент имитация сбора щавеля | Загадки, «Закончи слово одинаковым звуком» «Составь с каждым словом предложение» «Назови лишнее слово в ряду» «Чудесный мешочек» |
|
41 | Буква Ъ. Разделительный твердый знак-эта бука не обозначает звука. Она разделяет гласные и согласные. Сравнение Ъ и Ь. Оргмомент «Карусель» | Скороговорки, игра «Путешественники». Мячик смягчитель, измени слово (ехал-съехал-подъехал) |
|
42 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных знаний. | Д/и по пройденному материалу |
|
43 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных на протяжении всего курса обучения умений и навыков чтения. | Д/и по пройденному материалу |
|
№ | Модули | Д/игры | Работа в тетради |
44 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных знаний. | Д/и по пройденному материалу |
|
45 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных знаний. | Д/и по пройденному материалу |
|
46 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных знаний. | Д/и по пройденному материалу |
|
47 | Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений. Закрепление полученных на протяжении всего курса обучения умений и навыков чтения. | Д/и по пройденному материалу |
|
48 | Итоговое занятие по пройденному материалу (открытое занятие для родителей) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...
