Кейсы для речевого развития детей подготовительной группы
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Юлия Игоревна Сирохина

- Набор кейсов для речевого развития детей подготовительной группы 6–7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keysy_rechevoe_razvitie.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Кейсы для речевого развития детей подготовительной группы

Краткое введение

- Набор кейсов для речевого развития детей подготовительной группы 6–7 лет

- Каждый кейс содержит цель, материалы, ход занятия, варианты усложнения и ожидаемые результаты

- Время занятия 10–25 минут в зависимости от уровня детей и цели

Кейс 1 Чтение картинок и пересказ

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 15–20 минут

- Материалы набор тематических картинок или небольшая иллюстрированная история

- Цель — развитие навыка связного устного высказывания и умения пересказывать

- Ход занятия

1. Покажите детям последовательно 4–6 картинок без текста

2. Дайте 1–2 минуты на обдумывание и попросите пересказать историю своими словами

3. Задавайте направляющие вопросы кто, что, когда, почему

- Вариации — разбить на группы и предложить коллективный пересказ; давать недостающие картинки и попросить придумать продолжение

- Ожидаемые результаты — логичное изложение событий, употребление связок (потом, затем, потому что), расширение лексики

Кейс 2 Театр теней и роли

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 15–25 минут

- Материалы источник света, фигурки или вырезанные силуэты, простые костюмы

- Цель — развитие диалогической речи, интонации и выразительности

- Ход занятия

1. Подготовьте короткие сюжеты по 3–4 реплики для персонажей

2. Раздайте роли, разомните голос и дыхание, затем разыграйте сценку

3. Обсудите эмоции персонажей и попросите изменить интонацию

- Вариации — дети придумывают свои реплики; добавление музыкального сопровождения

- Ожидаемые результаты — уверенная речь в диалоге, правильная интонация, умение выражать эмоции словами

Кейс 3 Игры со словами и рифмами

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 10–15 минут

- Материалы карточки со словами, картинки для подсказки

- Цель — развитие фонетического слуха, рифмовки и словарного запаса

- Ход занятия

1. Проигрывайте рифмованные пары и просите детей подобрать рифму к заданному слову

2. Игра на смену звука например заменить первый звук и получить новое слово

3. Составление коротких четверостиший коллективно

- Вариации — соревнования на количество рифм за минуту; составление рифм для незнакомых слов

- Ожидаемые результаты — улучшение фонематического восприятия, расширение словаря, творческое словообразование

Кейс 4 Словарная разведка и темы недели

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 15–20 минут

- Материалы карточки с изображениями по теме, плакаты, магнитная доска

- Цель — обогащение активного словаря по теме (например лес, город, профессии)

- Ход занятия

1. Объявите тему и попросите назвать всё что дети знают на эту тему

2. Сортируйте слова по категориям и дополняйте новыми словами с объяснением

3. На конец занятия разыграйте мини-ситуацию с использованием новых слов

- Вариации — домашнее задание найти 3 новых слова по теме и принести картинку; создать словарик группы

- Ожидаемые результаты — активное использование тематической лексики, умение объяснить значение слова

Кейс 5 Логопедическая разминка и скороговорки

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 10–15 минут

- Материалы карточки с артикуляционными упражнениями, набор скороговорок разной сложности

- Цель — работа над артикуляцией, дыханием и темпом речи

- Ход занятия

1. Начать с занятий на дыхание и расслабление лицевых мышц

2. Показать артикуляционные упражнения перед зеркалом

3. Закрепить через скороговорки сначала медленно, затем в темпе

- Вариации — соревновательный формат кто чётче произнесёт скороговорку; создание собственных скороговорок

- Ожидаемые результаты — более чёткое произношение звуков, устойчивый речевой темп, контроль дыхания

Кейс 6 Составление описаний и сравнение предметов

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 15 минут

- Материалы предметы разной формы и цвета, карточки со словами характеристиками

- Цель — развитие описательной речи и умения сравнивать

- Ход занятия

1. Покажите два предмета и попросите описать их внешность и назначение

2. Попросите составить сравнение по заданным признакам больше меньше, длиннее короче

3. Заключение в виде краткого устного резюме

ChatGPT + Midjourney | GPT-5:

- Вариации — письменный вариант для подготовки к школе; добавление оценочных слов (интереснее, удобнее)

- Ожидаемые результаты — использование прилагательных и сравнительных конструкций, точные описания

Кейс 7 Истории на ходу и коллективный рассказ

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 15–20 минут

- Материалы кубики историй или карточки с героями, предметами, местами

- Цель — развитие воображения, связной речи и умения планировать высказывание

- Ход занятия

1. Каждый ребёнок по очереди бросает кубик и добавляет предложение в общую историю

2. Воспитатель помогает соблюсти логику и предлагает развивать детали

3. В конце пересказывают всю историю целиком

- Вариации — записывать историю и иллюстрировать; ограничение на количество предложений

- Ожидаемые результаты — создание связного текста, кооперация в речи, расширение творческой речи

Кейс 8 Вопросы и ответы проверка понимания

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 10–15 минут

- Материалы короткие тексты или небольшие рассказы, карточки с вопросами

- Цель — развитие понимания текста и умения формулировать ответы

- Ход занятия

1. Прочитайте короткий текст вслух или предложите детям прочитать

2. Задавайте разные типы вопросов кто что сделал где когда почему

3. Оценивайте полноту ответа и просите объяснить свой выбор

- Вариации — вопросы открытого типа для развития рассуждения; игра на очки за полные ответы

- Ожидаемые результаты — понимание текста, навыки ответа на вопросы разного уровня

Кейс 9 Речевые игры с последовательностью и инструкциями

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 10–15 минут

- Материалы набор картинок с этапами действий, предметы для выполнения последовательностей

- Цель — следование устным инструкциям и построение последовательного рассказа о действии

- Ход занятия

1. Дайте детям последовательность картинок в перемешанном порядке и попросите восстановить порядок

2. Попросите объяснить каждый шаг и что произойдёт дальше

3. Практика на реальных действиях например приготовить сендвич по инструкции

- Вариации — усложнить число этапов; давать частичные подсказки

- Ожидаемые результаты — умение понимать и давать инструкции, логическая последовательность в речи

Кейс 10 Диалоговые минипрактики и телефонные разговоры

- Возраст 6–7 лет

- Продолжительность 10–15 минут

- Материалы игрушечные телефоны, карточки с ситуациями

- Цель — навыки вежливой и структурированной диалогической речи

- Ход занятия

1. Разыгрывайте короткие диалоги по сценариям звонка в магазин, вызова врача, приглашения друга

2. Практикуйте вежливые фразы приветствия, просьбы и прощания

3. Обсудите ошибки и предложите варианты улучшения речи

- Вариации — импровизация без сценария; запись диалога и прослушивание

- Ожидаемые результаты — уверенное общение в бытовых ситуациях, использование речевых формул вежливости

Советы по проведению

- Начинать с коротких занятий и выдерживать игровой формат

- Использовать наглядность и движение для поддержания внимания

- Поощрять детей объяснять свои мысли и аргументировать ответы

- Фиксировать прогресс и давать небольшие домашние задания для закрепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы

Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы....

Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы.

Развитие осознанной и активной речи детей (из практического опыта)....

конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы " Богатый урожай"

данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп по речевому развитию детей...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...