Звуковой анализ слова "Лягушка"
план-конспект занятия по обучению грамоте

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по обучению дошкольников грамоте /подготовительная группа/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chapskaya_2010_konspekt_zanyatiya_may.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по обучению дошкольников грамоте

/подготовительная группа/

         

Цель: Закрепить знания по выполнению звукового анализа слов с             применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Задачи:

1. Закрепить умение делить слово на слоги, определять количество и последовательность слогов в слове.

2. Развивать речь, логическое мышление, внимание.

3. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамоте, бередное отношение к пособиям.


Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня я снова хочу предложить вам отправится в увлекательное путешествие в страну грамотеев.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глазки, послушаем прекрасную музыку и произнесем волшебные слова.

   

 «Мы спокойны, мы спокойны,

 Говорим всегда красиво,

                                               Четко и неторопливо.

                                               Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях».

И вот мы снова в удивительной стране грамотеев. Не забывайте, что в этой стране нужно быть очень внимательными, четко и правильно произносить слова, давать полные ответы на заданные вопросы.

Основная часть.

Ребята, наши гости тоже вместе с нами перенеслись в страну грамотеев. Они хотят посмотреть, как вы будете справляться с заданиями. А я хочу предложить вам представится нашим гостям. Пусть каждый из вас громко и четко произнесет по слогам свое имя.

I. Игра  «Произнеси по слогам свое имя».

А сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Три домика».

У каждого из вас картинка с изображением животного. Если в названии вашего животного 1 слог, то вы должны появится в домике с одним окошком, если 2 слога, то с двумя окошками, если 3 слога, то с тремя окошками.

Подумайте и займите свои домики.

II. Игра «Три домика».

Воспитатель:

                        Вот три домика у нас,

Мы подумаем сейчас.

Поселился кто же там?

Называем по слогам.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти за столы.

Посмотрите, у вас в гостях игрушка. Кто она?

                                           Лягушка.

Лягушки не случайно попала к нам в страну грамотеев. Ей очень хочется посмотреть, как вы будете делать звуковой анализ слова лягушка.

III. Звуковой анализ слова лягушка.

Сколько клеток под картинкой? (7)

Значит сколько звуков в слове лягушка? (7)

1. Произнесите слово лягушка с интонационным выделением ударного гласного звука («у»)

Для чего в словах ставится ударение.

Ударный звук,

Ударный звук –

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И четко речь моя звучит!

2. Сколько гласных звуков? (3 – «а», «у», «а»).

Если в слове 3 гласных звука, то сколько слогов? (3).

Сколько в слове гласных

Столько и слогов

IV. Игра «Слог позывай».

Слушай, слово, не зевай

Первый слог нам позывай.

ЛЯ – ГУШ – КА.

3. Сколько согласных звуков (4 – «ль», «г», «ш», «к»).

4. Какой звук бывает всегда только твердым? («ш»).

5. Назовите первый звук («ль»).

Назовите его братца («л»).

Какой буквой обозначается звук «а», если он стоит после согласного звука? (буква Я).

Замените фишку на букву Я.

Какой буквой обозначается звук «а», если он стоит после твердого согласного звука? (буквой А).

Замените фишку на букву А.

V. Звуковые часы.

В слове лягушка три слога. И я хочу предложить вам на звуковых часах найти слово, которое тоже состоит из трех слогов и обозначит его большой стрелкой.

Физкультминутка.

Две лягушки – хохотушки

Прыгали – скакали.

Лапой – хлоп, другою – хлоп.

Щеки раздували.

Увидали комара:

Закричали «ква-ква-ква».

Улетел комар, как ветер.

Хорошо пожить на свете!

Ребята, вы хорошо справились со всеми предыдущими заданиями. А сейчас я хочу предложить вам ответить мне на несколько вопросов. Не забывайте давать полные и четкие ответы.

С помощью чего люди общаются друг с другом? (Речь).

Какая бывает речь? (Устная, письменная).

Из чего состоит речь? (Слово).

Какие бывают слова? (Длинные, короткие).

Из чего состоят слова? (Звуки).

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные).

Чем отличаются гласные от согласных?

Гласному легко живется:

Глагол свободно льется

У согласного в пути

Много кочек в пути.

Губы, зубы и язык.

Он к препятствиям привык.

VI. Игра «Будь внимательным».

Гласный звук – дети хлопают

Согласный – топают.

Что можно составить с помощью слов? (Предложения).

VII. «Составление предложений со словом лягушка».

Сколько слов?

Назвать первое, второе, третье.

А сейчас я предлагаю вам пройти на ковер, чтобы проиграть в игру «Цепочка слов».

VIII. Игра «Цепочка слов».

Называется слово, следующий участник игры называет слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.

! Четко выделяется последний звук.

Ребята, какое слово вам понравилось больше всего?

Дети становятся в круг, звучит музыка.

Заключительная часть.

В стране грамотеев время летит быстро и мы даже не заметили, как снова оказались в группе.

Вам понравилось наше путешествие?

Что понравилось больше всего?

Мы еще не раз будем путешествовать по удивительной стране грамотеев. И я думаю, что в каждом путешествие вы будете узнавать много нового и интересного.

Сюрпризный момент.


Игра «Три домика».

Цель: Научить выделять слово на слоги и определять количество слогов в слове.

Оборудование:  Изображение трех домиков (в первом домике одно окошко, во втором два окошка, в третьем три окошка), картинки с изображением животных

Проведение игры.

Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные. Они живут так:

  •  если в названии животного один слог, он живет в первом домике;
  •  если в названии животного два слога, он живет во втором домике;
  •  если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.

Вот три домика у нас,

Мы подумаем сейчас.

Поселился кто же там?

Называем по слогам.

Дети по очереди называют животных и селят их в домике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...