Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Ермолинская Алевтина Викторовна

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_zvukovym_ryadom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Ермолинская А.В.

старший воспитатель СП «Детский сад № 2»

ГБОУ ООШ № 2 г.о Октябрьск  

При первоначальном обследовании детей с ОНР обнаруживаю затруднения в выполнении задания: расположить предметы в ряд в направлении слева направо, перечислить их, выделить местонахождение определенного элемента ряда в начале, в середине или его конце, назвать признаки элемента ряда по цвету, форме и др.

В активном словаре детей с речевыми нарушениями часто не достает многих терминов (ряд, место, середина, начало, конец, слева, справа), порядковых числительных, а также слов обозначающих основные признаки предмета.

Поэтому с самого начала работы возникает серьезная необходимость усвоения детьми специальной терминологии. Это не занимает дополнительного времени, но требует особого внимания логопеда и воспитателей к содержанию занятия, к самой форме подачи учебного материала к организации детей в процессе обучения.

В доступной и интересной для детей форме на материале русской народной сказки «Репка» проходит ознакомление с понятием «Ряд» и такими его признаками, как линейность, протяженность, законченность.

На занятиях с воспитателями дети слушают сказку «Репка» и пересказывают ее, а на логопедических занятиях они на материале сказки получают разъяснения, что такое ряд и как его построить, закрепляют навыки в ориентировки на левую и правую сторону, принимают непосредственное участие в заданиях, требующих образование ряда из фигурок настольного театра.

При этом я направляю внимание детей на процесс образования ряда во времени и пространстве.

Сначала пришел тянуть репку дед и встал вначале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом. После бабки прибежала внучка и т.д.

«Все встали друг за другом по линеечке» – жестом руки я обозначаю линию, по которой выстроился ряд фигурок – «мы все видим этот ряд. Он начинается слева. Поднимите левую руку, запомните … здесь начало ряда, затем ряд продолжается до самой мышки» – жестом руки я вновь подчеркиваю протяженность ряда – «А вот в этом месте (показываю) ряд окончился. Мышка последняя. Здесь конец ряда. Дед стоит вначале ряда, мышка стоит в конце ряда, а между ними в середине, стоят бабка, внучка, жучка и кошка». Построение ряда и разъяснение его направления (налево, направо) ведется по   отношению местонахождения детей.

На занятии дети получают задание, составить ряд из любых трех персонажей сказки, например, поставить фигурки так, чтобы бабка была в начале ряда, жучка в конце, а кошка в середине.

Задание можно выполнять индивидуально и группой.

Затем дети отвечают на вопросы о местонахождении в ряду каждого героя сказки. Эти вопросы могут включать в себя и слова для ответа, например: «Разве бабка стоит в конце ряда, а не вначале его? А кто в середине ряда – кошка или жучка?»

После нескольких занятий по построению ряда из персонажей сказки «Репка» у детей вырабатываются определенные навыки, и они без затруднения составляют слева направо ряд из любых предложенных предметов: разноцветных кубиков, матрешек, мозаики и др.

Дети могут одеть шапочки героев сказки «Репка» и также составлять ряд.

Понятие «ряд» можно считать узловым, функциональным при подготовке детей звукового анализа слова. Четкие представления о ряде, его строении, местоположении его элементов служит хорошей основой для формирования понятия «Слово».

Основной элемент слова – звук. Ряд звуков образует слово. Произнося слово плавно, с параллельной демонстрацией звукоряда на линейке звуков. Я даю яркое представление о слове, как о звукоряде, его протяжённости также как на занятиях по теме «Ряд» он учит детей различать отдельные звуки в словах, выделять их вначале, в конце, в середине слова слышать последовательный ряд звуков.

После таких занятий активный словарь детей пополняется, развивается их связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...