Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с термином «слово»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с термином «слово»»

Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

Задачи:

1. Знакомство с термином «слово»;

2. Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении;

3. Развивать представление о многообразии слов;

4. Воспитывать интерес к началам грамоты.

Предварительная работа: чтение стихотворения «Какие бывают слова».

Материал: игрушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста).

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?

Дети: Следы.

В.: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

2. Поисково-практический этап.

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

В. : Дети, что это?

Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).

В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Д. : Всё, что нас окружает, имеет название.

В. : Верно. Молодцы!

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

(А. Шибаев)

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).

Давайте вспомним стихотворение, «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

 

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».

Поднимаем ручки выше, Поднять руки вверх, потом

Опускаем руки вниз. Присесть и коснуться руками пол.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона, Наклоны вперёд.

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся сразу Наклоны назад.

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками- Рывки руками.

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь мы приседаем, Приседания.

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом. Потягивание-руки вверх.

Шире руки разведём. Руки в стороны.

Мы размялись от души

И на место все спешим. Садимся на свои места.

В. : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».

На столе стоит сухой аквариум.

Каким, словом называется этот предмет?

Д. : Аквариум.

В. : «Достанем» слова из аквариума?

Дети называют слова: рыбки, ракушки, водоросли и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку.

Молодцы! А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).

-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать, одним словом все эти предметы?

Д. : Овощи.

В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

3. Рефлексивно-оценочный этап.

В. : Вам понравилось занятие?

-А что понравилось больше всего?

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали фишки. Давайте посмотрим, у кого фишек больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_podgotovke_obucheniyu_gramote.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте «Знакомство с термином «слово»»

Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

Задачи:

1. Знакомство с термином «слово»;

2. Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении;

3. Развивать представление о многообразии слов;

4. Воспитывать интерес к началам грамоты.

Предварительная работа: чтение стихотворения «Какие бывают слова».

Материал: игрушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста).

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?

Дети: Следы.

В.: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

2. Поисково-практический этап.

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

В. : Дети, что это?

Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).

В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Д. : Всё, что нас окружает, имеет название.

В. : Верно. Молодцы!

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

(А. Шибаев)

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).

Давайте вспомним стихотворение, «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».

Поднимаем ручки выше, Поднять руки вверх, потом

Опускаем руки вниз. Присесть и коснуться руками пол.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона, Наклоны вперёд.

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся сразу Наклоны назад.

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками- Рывки руками.

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь мы приседаем, Приседания.

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом. Потягивание-руки вверх.

Шире руки разведём. Руки в стороны.

Мы размялись от души

И на место все спешим. Садимся на свои места.

В. : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».

На столе стоит сухой аквариум.

Каким, словом называется этот предмет?

Д. : Аквариум.

В. : «Достанем» слова из аквариума?

Дети называют слова: рыбки, ракушки, водоросли и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку.

Молодцы! А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).

-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать, одним словом все эти предметы?

Д. : Овощи.

В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

3. Рефлексивно-оценочный этап.

В. : Вам понравилось занятие?

-А что понравилось больше всего?

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали фишки. Давайте посмотрим, у кого фишек больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звуковой анализ слова "нос".

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: " Звуковой анализ слова "нос". На занятии используется игровые технологии В. Воскобовича -кораблики " Плюх-Плюх". Конспект состоит из сюрприз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."

Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»Цель: Создание условий для развития познавательной речевой активности дошко...