Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Цели:

- упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ;

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ : слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук;

- упражнять в употреблении увеличительных суффиксов;

развивать слуховое внимание и память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»
+ Заказать документы

Цели:

- упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ;

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ : слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук;

- упражнять в употреблении увеличительных суффиксов;

развивать слуховое внимание и память

                                       Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Мотивация к познавательной деятельности:

- Ребята, мы с вами течение года НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ учимся правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы, выполнять звуковой анализ слов и многое другое.

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

-И сегодня мы будем говорить о звуках и словах. А для чего это вам нужно?

2. Сообщение темы через проблемную ситуацию:

-Выделите часто встречающиеся звуки в словах :

Догадайтесь, с какими звуками будем знакомиться? Какие звуки встречаются в этих словах?

Щетка, щука, ищу, мощный (- Щ)

Чайка, чудо, дачка, плач (- Ч)

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков.

Звук – Ч (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Ч (в начале слова).

Звук – Щ (щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Щ (в начале слова).

- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

- Давайте поупражняемся в правильном произношении этих звуков.

Игра «Эхо»Послушайте внимательно и скажите как я:

Ча – ща –ща ща – щу –чи

Чи – щи –чи ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу чу – ча – щи.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

- А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Игра «Слушай внимательно» :

- Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.

Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и щетку, услышав звук – Щ : ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье. Далее воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» :

Я Федорушку прощаю

Сладким угощаю…

- Кто и за что прощает Федорушку? Кто автор этого произведения? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»

- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а великана – ручища, нога - ножища и т. д.

ФМ

- Про что была ФМ?

- А дом для звуков знаете как называется? (слово)

- Давайте разберём слово “Дом” по звукам. Не забывайте, в каждом домике (клеточке) живёт свой звук.

Какой 1 звук? “Д”.

Какой 2 звук? “О”.

Какой 3 звук? “М”.

6. Поиграем в игру “Живые звуки”. Дети по желанию выбирают звуки “Д”, “О”, “М”, воспитатель раздаёт серые фишки, играют три человека. Под музыку дети выполняют движения, по окончании музыки должны встать в определённом порядке слева направо, чтобы можно было прочитать слово “Дом”, а остальные проверяют всё ли в игре правильно.

Задания детям:

Звук “О” – назови себя громко.

Звук “Д” – назови своего младшего братца.

Звук “М” – назови слово со своим звуком

Итог занятия.

Вот подошло к концу наше путешествие. С какими звуками мы познакомились сегодня? Какой у них есть один общий секрет?

- Меня сегодня на занятии своими успехами порадовали ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"

Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз....

Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ц и Ч"

В образовательных дошкольных учреждениях часто стоит вопрос о проведение открытого занятия по развитию речи. Но квалификация воспитателя не всегда позволяет написать и провести НОД по развитию речи со...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Л, Ль"

Дифференциациязвуков Л, ЛЬ Цель: учить детей  дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в             предложениях. З...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».

Конспект занятия по «Обучению грамоте»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слова «гуси». Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнт...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «клей».

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слова «клей». Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образо...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «юла»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слова «юла»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательны...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слов «слива».

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слов «слива»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...