Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Журкина Наталья Леонидовна

Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_grupp3.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                ГБОУ СОШ № 879

                                      Дошкольное отделение №1

Занятие по развитию речи в старшей группе

          «Дифференциация звуков  ж и з»

                                                                                                                                             Воспитатель:

                                                                                        Журкина Наталья Леонидовна

                                                       

                                           2015 г.

               «Дифференциация звуков  ж и з».

   

            Задачи:  Учить различать на слух звуки з и ж, находить слова с заданными звуками и выделять их из фраз; закреплять умение произносить звуки протяжно, чётко, с различной силой голоса (громко, тихо); упражнять в чётком, внятном произнесении слов и фраз с этими звуками с различной громкостью и в различном темпе; учить определять местонахождение  ударного  слога  в двухсложном слове, закрепить знание термина «ударение»

Материал: игрушки или картинки: коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль и др.

Подготовительная работа: пальчиковая гимнастика,

Д /и «Где спрятался звук?»

«Назови слово с заданным звуком»; составление рассказов на заданную тему, деление слов на слоги заучивание скороговорок.

Ход занятия:

-  Ребята, закройте глаза. Что вы слышите? Ответы детей. Как сказать одним словом? Правильно, мы слышим и произносим звуки.

Послушайте. Какой звук я произношу – звук з

- На что похож этот звук?

Изображаем с детьми кистью руки “комарика”. Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперёд (это - «хоботок»). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз.

«Комарик летел и протяжно звенел ззззз»

- А какой звук я произношу сейчас – ж.

- На что похоже?

Изображаем кистью руки фигурку  жука.

Пальчики собраны в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны    (усы жука), шевелим пальцами.

«Жук  летит, пыхтит, жужжит и усами шевелит».

Устроим соревнование: Кто дольше потянет звук. Один ребёнок тянет

звук  ж, а другой звук - з.

- Давайте представим, что жук летит далеко, а потом приближается. Сначала звук произносим тихо, а потом громко.

А комарик улетает о нас. Сначала произносим  громко звук,  а потом тихо.

Предложить рассмотреть животных.

- Девочки, назовите, пожалуйста, животных, в названии которых, есть звук з.

Мальчики, назовите, пожалуйста, животных, в названии которых есть звук ж.

Сейчас поиграем в игру кого не стало.

Воспитатель убирает одну картинку. Следить, чтобы дети чётко и внятно произносили название животного.

- Ребята, я сейчас прочту стихи, а вы скажите, какой  звук чаще всего слышится.

               На замок закрыли зайку,

               Он сидит и ждёт хозяйку.

             

                Жук в коробочке лежит

                И усами шевелит.

Воспитатель предлагает поиграть со звуками (з – хлопают в ладоши, ж –подносят палец к губам)

- Послушайте шутку - чистоговорку:  За-за-за - приближается гроза.

Произносим чистоговорку  тихо, потом громко. Девочки произносят шёпотом, мальчики – погромче.

  А теперь другая шутка – чистоговорка: Жа-жа-жа - залетели два чижа. Скажем медленно, а потом быстро.

Теперь такая скороговорка: Волк на лужайке – задрожали зайки.

Скажем медленно, а потом быстрее, совсем быстро.

- Давайте изобразим: зайчики гуляют по лужайке, прыгают, веселятся. К ним подкрадывается волк. Задрожали и спрятались за ёлочки (стульчики). Волк не нашёл и убежал.

 Передайте друг другу скороговорку. Саша спроси Машу: «Маша, заржавел железный замок? Маша ответь: « Заржавел железный замок. Кого теперь спросишь? Обратись по имени, спроси (все дети отвечают по очереди.)

     Вслушайтесь в слово замок. Сколько частей - слогов в этом слове? Какой первый слог? Какой второй? Какой слог звучит сильнее, на какой слог падает ударение? (Дети отвечают.) Ударение падает на второй слог, голос ударяет по второму слогу. А какое слово получится, если ударение упадёт на  первый слог? Что такое замок?

Подводим  итог занятия, отмечаем активно работающих на занятии детей.

Предложить детям бумагу и карандаши, чтобы нарисовать животных или предметы, в которых есть звук з или ж.