Конспекты занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы], буква «Ы»
- Конспект в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук А, буква А.»
- Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь». Буква З»
- Конспект занятия в подготовительной группе по подготовке обучения грамоте " Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф"
- Конспект занятия в старшей группе "ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ"
- Конспект занятия по обучению грамоте "Веселые человечки"
- Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С."
- Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Р, Рь. Буква Р"
- Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""
- Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Игры с Каркушей"
- Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Задания от феи»
- НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки "Х" - "Хь".Буква "Х"
- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ч. Буква Ч"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ | |
| 34 КБ | |
| 84.5 КБ | |
| 19.54 КБ | |
| 13.76 КБ | |
| 20.66 КБ | |
| 20.24 КБ | |
| 53.5 КБ | |
| 36.31 КБ | |
| 16.78 КБ | |
| 16.52 КБ | |
| 41 КБ | |
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи:
I Коррекционно – образовательные:
- Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
- Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
- Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.
- Упражнять в составлении предложений.
II Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.
III Коррекционно – развивающие:
1.Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.
- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
2.Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
3. Отгадайте загадки: (мультимедиа)
- Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
- Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь) (появляется картинка)
- Творожку я брат,
Сметанке - сват,
Маслу - племянник,
А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
- Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
- Какой это звук? (гласный)
4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)
- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.
5. Поиграем в игру «Светофор»
- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
6. Знакомство с буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
-Ты - худой, а я - толстяк.
- Ешь поменьше натощак!
- Физкультминутка
- Сейчас мы с Мышонком поиграем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше – выше.
- Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками
- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)
Мышь несёт сыр.
- Сколько слов в предложении? (3)
- Выложите схему.
10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
- Назовите первый звук. (У)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Назовите второй звук. (с)
- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
- Назовите третий звук. (ы)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)
Сыр, мышь, дым, дыня.
12. Гимнастика для глаз (карточка)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
13. Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Стол – столы,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Лимон – лимоны,
Ус – усы.
14. Игра «Составление словосочетаний»
Подберите слова:
Умный…
Дежурный…
Быстрый…
Старый…
Длинные…
Медленный…
Высокие…
Красивый…
Жёлтая…
- Итог занятия
- С каким звуком познакомились?
- Как называется буква?
- Придумайте слова со звуком [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].
- Попрощаемся с Мышонком.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
(подготовительная группа)
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Ход НОД:
- Организационный момент
В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.
2. Основная часть
Знакомство со звуком А.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.
Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.
Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.
В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!
Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А
Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.
Уточнение артикуляции.
В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает».
В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!
В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.
В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.
Упражнения в произнесении звука А.
Игра «Длинный – короткий»
В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.
Игра «Эхо»
В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!
Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков, среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Работа с демонстрируемым материалом
Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.
В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.
Знакомство с буквой А.
В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
Подведение итога НОД.
В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Звуки «З», «Зь». Буква З»
Цель: познакомить со звуками «З», «Зь» и буквой З.
Задачи:
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь, давать их полную характеристику;
- закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
- учить составлять предложения;
- упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
- совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать графические навыки»;
- развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Оборудование: презентация, логопедический светофор (синего и зеленого цвета), цветные маркеры, пеналы с карточками для звукобуквенного анализа слов, картинки «коза за забором» по количеству детей, карандаши
Ход занятия
I. Организационный этап
- Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)
II. Основная часть
Ребята, в стране Звукобуквия, злой волшебник Нечитайка, украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки). Какие звуки украл Нечитайка? (Звуки З, Зь).
Ребята, постараемся вернуть звуки З и Зь? (ответы детей)
Нечитайка оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.
- «Характеристика звуков»
В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.
Характеристика звуков З, Зь:
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
– голосовые связки работают.
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
- Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
- Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
- Игра «Светофор»
Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)
Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.
(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)
- Игра «Веселый паровозик»
- Следующее задание от злого Нечитайки. Нужно определить место звука в слове (поезд с тремя вагончиками на экране)
- В первом вагончике поедут слова со звуком в начале, второй – в середине, третий – в конце слова.
(Дети подходят к доске и соединяют картинку с вагончиком маркером)
Физкультминутка (зрительная гимнастика) по методике В.Ф. Базарного
Дети смотрят на экран и выполняют движения глазами, следом за движущимися элементами.
4. Игра «На лугу»
- Пришло время разгадать последнее задание Нечитайки. Мы с вами подружим картинки и составим предложения с маленьким словом НА. Вот предложение, которое составила я по картинкам (на экране картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.
(Дети составляют предложения и озвучивают их.)
- Мы разгадали все загадки злого волшебника Нечитайки. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!
5. Знакомство с буквой З.
На доске появляется буква З:
На эту букву посмотри –
Она совсем, как цифра три!
Ребята внимательно смотрят на доску и обводят пальчиком в воздухе букву З
6. Дидактическая игра «Цепочки»
- Что мы можем делать с помощью букв? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)
- А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.
- Как здорово у вас получилось!
- А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка (с массажным мячом су-Джок)
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами !
Дети катают Су – Джок между ладонями.
7. Игра «Умелые пальчики»
- Ребята, чтобы козочка не убежала нужно нарисовать забор, справитесь? (Дети выполняют задание)
8. Игра «Звуковые схемы»
Дети делают звуковой анализ самостоятельно слов: коза и забор.
- Молодцы ребята!
III. Итог
– С какими звуками мы познакомились?– С какой буквой?
– Что запомнилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Тема: Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.
Цели: познакомить со звуками [Ф – ФЬ];
закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные;
познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ];
способствовать развитию фонематического слуха, восприятия;
воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование: карта королевства, карточка с буквой Ф, счетные палочки, мяч, карточки со слогами, разрезная азбука, фишки красного цвета, карточка со схемой предложения.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я... (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня на занятии я приглашаю вас отправиться в страну, имя которой «Звуки».
II. Актуализация знаний детей.
- Ребята, в этой стране было два королевства (показываю карту королевства).
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)
- Давайте заглянем в это королевство.
Игра «Не ошибись».
- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).
- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные)
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым)
- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Молодцы!
III. Изучение нового материала.
- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж. Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки. Ну, что, попробуем?
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький…
Флажок
- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим)
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]:
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
- Послушайте еще одну загадку:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы совы и кто?
Филины
- Назовите первый звук в слове «филины» (звук [ФЬ]). Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, обозначается на схеме зеленым цветом).
- Хлопками покажите количество слогов в слове «фи-ли-ны». Назовите первый слог, второй, третий.
- Составьте предложение со словом «филины», которое будет соответствовать схеме:
. |
- Путь в королевство открыт! Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает нам вспомнить: звуки мы что делаем? (слышим и произносим). Но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Буквы мы что делаем? (видим и пишем).
- Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф . А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф).
- На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я-то и не знала.
- Проведите указательным пальцем по этой букве.
- Возьмите из контейнера счетные палочки и выложите у себя на столе букву Ф.
- Какую букву вы сложили?
- Ребята, королева хочет показать нам свое королевство. Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту.
IV. Физкультминутка.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой.
Перешли мы мост с тобой.
V. Закрепление материала.
- Ребята, жители королевств были очень дружными, любили играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги.
Игровое упражнение «Что получится».
- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)
Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)
Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)
Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ)
- А теперь из букв разрезной азбуки составьте слоги (один человек работает у доски с помощью магнитной азбуки):
ФО УФ ФА ИФ
Молодцы!
- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.
- Прочитайте слоги и договорите их до целого слова.
ФИ… (фигура, филин)
ФА… (фары, фартук)
VI. Итог занятия.
А теперь настала пора
Возвращаться нам, друзья.
Жители королевств благодарят вас за работу.
- Что нового узнали на занятии?
- С какой буквой познакомились?
Предварительный просмотр:
Занятие № 1
Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ
Задачи:
дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;
дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Экскурсия в магазин».
Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.
Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.
Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их.
2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.
Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.
3. Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.
Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.
Вывод: слова бывают длинные и короткие.
4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».
Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.
Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.
Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.
5. Игра «Подскажи словечко»:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
-Это доктор ... (Айболит).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само,
Что же это...? (Эскимо).
Летом в огороде - свежие и зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые,
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас....? (Огурцы).
Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне,
Он хозяйкам добрый друг
-Электрический... (утюг).
Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
6. Знакомство с тетрадью в клеточку.
Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педагог объясняет, что у тетради есть обложка, определенное количество листов, стороны листа называются страницами: две стороны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.
Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.
7. Итог занятия в форме свободной беседы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:
«Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
- Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
- Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать внимание и память.
- Развивать связную речь.
Материал:
- Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией).
- Ширма.
- Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка
1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть.
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук,
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п, руки впереди, ладони вверх, Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п, руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они- согласные звуки, Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, 'Это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.
Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать,
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков -звуков".
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед; «Послушайте «Сказку о человечках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным - захотелось, "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,
С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки С, С. Буква С.
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах типа сом, гусь, сани, сито,
учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),
учить звукослоговому анализу слов типа СГС, СГСГ,
учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём,
познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,
формировать навык чтения прямых слогов и слов типа сок, сын, сани, собака.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь,
исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом
« по – подражанию»
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
1. Организационный момент.
2. Гимнастика « ума».
Ребята, сейчас вы будете отгадывать слова. Сядет тот, кто отгадает слово.
- высокое хвойное дерево (сосна)
- ночная птица ( сова)
- птица с жёлтой грудкой ( синица)
- усатая рыба ( сом)
-что мы видим когда спим ( сон)
- предмет мебели для сидения ( стул)
- С какого звука начинаются отгаданные слова?
3. Работа с профилем звука С.
- Посмотрите внимательно на профиль звука С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно ( вот так ), увидел солнышко и улыбнулся ( вот так). Захотелось ему погреться на солнышке , он открыл дверь( вот так) и вышел на крылечко, немного постоял там ( вот так упр. « Лопаточка»).
И тут язычок вспомнил , что он не почистил зубы . Быстро вернулся домой и стал чистить зубы ( вот так).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост. Кошка рассердилась ( вот так упр. « Киска сердится»).
Язычок погладил кошку , улыбнулся ( вот так) и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
Характеристика звука.
Звук С согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, твёрдый.
- Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук С.
Звук С глухой.
( тоже со звуком СЬ, но он мягкий)
6. Упр. на развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать , есть ли в словах звуки С, СЬ, где они находятся (начало, конец, середина слова), твёрдые они или мягкие?
( работа с карточками)
Глобус
Каска
Гусь
Сито
7.Физкультминутка.
( звучит фонограмма голосов птиц)
Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?
( далее дети выполняют имитацию полёта птиц)
- Но вот подул ветер вот такой
С--------------------
и к нам прилетел скворец.
( логопед прикрепляет картинку с изображением скворца)
- А потом ветер подул так
СЬ------------------------------
и к нам прилетела синица.
(логопед прикрепляет картинку с изображением синицы).
9. Игра « Лесные почтальоны».
- Ребята, лесные почтальоны принесли два конверта , а я их перепутала и не знаю, какой из них принёс скворец, а какой – синица? Помогите мне, пожалуйста.
- Какой первый звук в слове «скворец»? Дайте ему характеристику. Кто принёс синий конверт? Почему?
( тот же вид работы со словом «синица»)
- Получите карточки с картинками и положите их в нужный конверт.
Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.
- Разделите эти слова на слоги.
10. « Звуковые» домики.
- Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным цветом для каждого звука.
Сом, рысь, аист.
11. Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ .Это буква С( называем как звук).
Рассмотрите букву С. На что она похожа?
12. Пальчиковая гимнастика.
« Пальчики здороваются»
« Маска»
« Комарик и оса».
13. Письмо буквы С в воздухе.
Выкладывание буквы С из пуговиц.
Работа в прописях.
14. Упражнения в формировании навыка чтения.
( Дети встают полукругом. Логопед называет вначале два звука и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать получившийся слог. Затем логопед называет три звука, а ребёнок, получивший мяч, называет слово).
Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.
15. Составление схемы предложения.
( Дети из палочек и пуговиц выкладывают схемы предложений)
Наступила весна. Весной светит яркое солнце.
16. Итог занятия.
- Давайте поблагодарим наших лесных почтальонов за то, что принесли нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.
- Чем мы занимались на занятии?
Предварительный просмотр:
Конспект в подготовительной к школе группе.
Тема: « Звуки «Р» и «Рь».
Цель:
- Закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков «Р» и «Рь».
Задачи:
Образовательные:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- упражняться в правильном звучании изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания).
Развивающие:
- развитие фонематического и зрительного восприятия;
- развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь;
- воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
- Воспитание навыков самоконтроля.
Методы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Приёмы:
- Образец правильного произношения педагогом
- Утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение звука
- Показ артикуляционных движений
- Хоровое и индивидуальное повторение
- Совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя (если ребёнок не справляется сам)
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель: К нам на занятие пришла девочка Роза (игрушка). Она просит нас помочь ей научиться выговаривать звук. Послушайте стихотворение внимательно и вы узнаете, какой звук не выговаривает Роза.
Звучит запись стихотворения (звуки [p] [pь] не выговариваются)
Барбос.
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос.
Отчего рычит Барбос.
Осы жалят его в нос.
-Вы догадались, какой звук отсутствует у Розы?([p] [pь]).
Правильно, сегодня мы будем работать со звуками [p] [pь]
Роза, мы постараемся научить тебя выговаривать звуки эти звуки.
II. Упражнение на развитие воздушной струи и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Звуки [p], [pь] – сложные, поэтому перед тем как выполнить все последующие задания, необходимо сделать упражнения на развитие воздушной струи и гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно. Розе в детском саду предложили выполнить несколько упражнений
Упражнение на развитие воздушной струи.
«Парашютики» (Дети выполняют стоя)
Артикуляционная гимнастика (Дети садятся за столы, упражнения выводятся на экран, работа перед зеркалом)
- Лошадка
- Грибочек
- Гармошка
- Дятел
III. Знакомство со звуком.
Дети подходят к собачкам (игрушки)
-Посмотрите, кто это у нас отдыхает? Это пёс Барбос и щеночек Барбосик.
Как рычит Барбос? А Барбосик?
(Совместно с воспитателем, дети произносят сначала твёрдый звук, потом мягкий.)
Воспитатель: Что делают губы? (улыбаются)
Где находится язык? (за верхними зубами)
Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит)
Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)
Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду - язык)
Звонкий или глухой? (звонкий, т. к. голос включен)
[Р], твердый или мягкий? (твердый). Твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом.
(Воспитатель и дети берут синий кубик).
[РЬ], мягкий или твёрдый? (мягкий). Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом. (Воспитатель и дети берут зелёный кубик).
-Молодцы, ребята.
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
IV. Развитие фонематического слуха.
-Теперь Роза приглашает вас поиграть.
Игра «Хлопай».
Воспитатель: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то – ничего не делаете.
(Слова: баран, собака, козёл, лошадь, поросёнок, хомяк, телёнок, кролик, кот, корова, морская свинка)
-Давайте вспомним, сколько раз мы хлопали в ладошки и какие это были слова.(5 раз хлопали)
-По какому признаку мы можем объединить эти слова? (домашние животные)
-Молодцы, ребята.
Игра «Твёрдый – мягкий».
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит карточка с картинкой, в названии которой есть звук «Р». Вам нужно определить твёрдый он или мягкий. (Слова: самовар, серьги, горох, перо, мухомор, ромашка, редис, рыба.).
-Розе понравилось с вами играть и заниматься, она благодарит вас за помощь и теперь она уверена, что научится выговаривать звук «Р».
-А теперь дети расскажут стих про Барбоса. Они тоже не выговаривали звук «Р», а теперь научились. (дети рассказывают четверостишия)
-Роза, как и вы любит раскраски, поэтому она вам дарит большую раскраску и надеется, что вы все вместе дружно будете раскрашивать.
(Роза прощается с детьми и уходит.)
VI. Итог занятия.
-Кто приходил к нам в гости?
-Какой звук не выговаривала Роза?
-Вам понравилось играть с Розой?
-Что понравилось больше всего?
-Что было трудно?
VII. Рефлексия.
Воспитатель:
-Теперь предлагаю каждому себя оценить. Кто считает, что хорошо сегодня занимался на занятии, справился со всеми заданиями - возьмет зеленую фишку, а кто считает, что возникали трудности при выполнении заданий, старался - возьмет желтую фишку, а кто не справился с заданиями, но в следующий раз постарается справиться с ними - возьмет красную фишку.
-Ребята, мне сегодня с вами было очень легко и интересно, дружно вместе мы помогли девочке Розе.
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Словарная работа: щебечут, чечетки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ, напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.
Материал: Картинки со звуком -Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.
Ход работы:
- Организационный момент. Сюрпризный момент - шары, там письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые шары. Шары и письмо от Мики Мауса. Сказали, шары отпустить, загадав желание, когда выходим на прогулку. Как вы думаете, что в письме?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Согласны!
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Будем учиться различать два звука и не путать их. А какие, звуки, вы сами сейчас догадаетесь.
Воспитатель: ч - щ, предлагаю послушать, как они звучат? Ч-Щ, Ч-Щ.
-Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ
-Как они звучат? Звонко или мягко? (Мягко)
- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель: Первое задание. Встали полукругом. Услышав звук - ч, надо изобразить движение паровоза, звук - щ показать, как пилят дрова и произносить звук.
-Все готовы, выполнять движения! Да.
(Воспитатель произносит звуки, дети повторяют звуки и движения.)
- ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. (Сначала все дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, теперь выполняем по команде. Сначала слева от меня выполняют, до Ромы. Затем ребята, справа от меня. Согласны! Будьте внимательны. Молодцы, ребята.
2. Воспитатель: Второе задание. Предлагаю назвать слова, начинающиеся на -ч. Ребята, назовите слова , которые начинаются на -Ч.
Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!
Садитесь на стульчики, пожалуйста.
Воспитатель: Следующее задание. Посмотрите, на картину, пожалуйста. Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч:
Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
(Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского "Федорино горе")
Воспитатель: Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю...
-Кто и за что прощает Федорушку?
(Чашка прощает, чайник прощает, кочерга)
-В каком произведении об этом рассказывается?
(Произведение «Федорино горе»)
-Кто его автор?
(Корней Иванович Чуковский)
- Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?
(Айболит, Муха-цокотуха, Путаница, Краденое солнце, Телефон, Бармалей.)
Воспитатель: Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.
-Добрый доктор Айболит,
он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
и корова и волчица,
и жучок, и червячок,
и медведица! (Айболит)
-А в болоте Медведица рыщет;
Медвежат под корягами ищет.
Только черные совы из чащи,
на нее свои очи таращат. (Бармалей)
-Вдруг какой то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
-А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
скок, скок. скок. скок!
За кусток. Под мосток
И молчок! (Муха-цокотуха)
-Он рычит, и кричит.
И усами шевелит.
Таракан, таракан, тараканище!
-Плачут они, убиваются.
С малышами навеки прощаются.
-Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка.
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!(Тараканище)
(Воспитатель читает скороговорку)
Воспитатель: В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи. (Л. Ульяницкая)
-Послушайте еще раз скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.
В роще щебечут стрижи. Чечетки, щеглы и чижи.
-Назовите слово, где слышится -щ, -ч? (Щебечут)
-Назовите слово, с двумя -ч? (Чечетки)
-Назовите слова, где есть звук -ч? (Чижи)
-Назовите слова, где слышится звук -щ? (Роща, щебечут, щеглы)
Вы, наверное, устали. Отдохнем!
Физкультминутка: Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)
Воспитатель: Теперь я, предлагаю, хлопнуть в ладоши, если вы услышите звук -щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.
-Все ли слова знакомы?
- Какое слово, приятно произносить?
(Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.)
-Следующее задание, я называю слова со звуком -ч, вы фишку должны поставить в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.
-Чек. Звук -ч, где слышится? В начале слова, значит, фишку поставить в первое окошечко.
-Рачок. В середине слова.
Спешит, чечетка, отсечь, поцеловать, мяч, часы.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Но задания продолжаются, отгадать загадку:
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка. (Яйцо).
Воспитатель: Ребята! Что это? Ну, конечно, яйцо.
Вы все - молодцы! Так хорошо отвечали.
3. Подведение итогов занятия.
-Скажите, а вам понравилась наша игра?
- Какие звуки мы научились различать?
- Как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какие задания вам понравились?
- Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?
Литература
- Гербова В.В. - Развитие речи в детском саду - старшая группа - Издательство, Мозаика Синтез - Москва, 2015
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Тема: Игры с Каркушей
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука р в речи. Закреплять представления детей о предложении, слове, слоге.
Задачи:
Обучающие : Автоматизировать звук р в речи. Закреплять умения определять количество слогов в слове. Закреплять умение составлять законченные предложения. Способствовать формированию умения выделять слова по общему признаку, аргументировать свой выбор. Формировать умение подбирать слова в уменьшительно- ласкательной форме.Способствовать развитию зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога. Способствовать положительному взаимоотношению между детьми.
Материал и оборудование: картинки для составления предложений; картинки трёх домиков, с разным количеством окошек; картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот, корова, жук, белка; игрушка воронёнок.
Ход занятия
Вводно-мотивационная часть.
-Ребята, сегодня у нас необычный гость. Послушайте загадку:
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
(Ворона)
-Сегодня у нас в гостях воронёнок, а зовут его Каркуша. Каркуша очень любит играть, а ещё он очень любознательный. Но родители Каркуши очень заняты, они готовятся к зиме, поэтому воронёнку скучно одному, вот он и прилетел к нам.
Каркуша: Я всё лето наблюдал за вами, какие вы дружные и весёлые ребята. Наблюдал за тем как вы занимаетесь, вот и решил прилететь к вам на занятие.
- Ну что ребята, пригласим Каркушу к себе на занятие?
Основная часть.
1 Отгадай загадки.
Каркуша: Я хочу вам загадать загадки, но не просто загадки- в отгадках обязательно есть мой любимый звук, как вы думаете, какой?)
Правильно-звук р. Вы должны отгадать загадку и определить где находится звук р: в начале, в середине или в конце слова.
Ползет наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй. /Рак/
Чёрный Ивашка - деревянная рубашка, Где носом поведёт, Там черту проведёт. /Карандаш/
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички. /Ромашки/
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? /Воробей/
Люди все его боятся –
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит.
А когда летит – пищит. / Комар/
- Молодцы ребята, вы всё правильно отгадали.
1 Игра «Что видел воронёнок?».
Каркуша: Ребята, я много летаю и много чего видел интересного. Я приготовил картинки, на них нарисовано то, что я видел. Хотите узнать.). Тогда подходите, берите картинку и расскажите что я видел.
(К доске прикреплены картинки обратной стороной, ребенок выходит к доске, выбирает одну из картинок, показывает ее детям и составляет предложение)
Каркуша: Ну, ребята, молодцы. Я хочу поиграть с вами в игру, в которой вы должны определить слова которые друг с другом дружат и сказать почему они друзья.
3 Дидактическая игра «Найди пары слов, объясни свой выбор».
Сыр дружит с кефиром, а сахар – с зефиром.
Кружка дружит с крышкой, а жираф – с мартышкой.
Морковь дружит с картошкой, а рояль – с гармошкой.
Перо дружит с вороной, а король – с короной.
Кресло дружит с кроваткой, а портфель – с тетрадкой.
Гараж дружит с шофёром, а укроп – с помидором.
4 Физ. минутка.
Воронё нок: Ой ребята, что то я устал немного, может отдохнём?
Вот под елочкой зеленой
(Встали.)
Скачут весело вороны:
(Прыгаем.)
Кар-кар-кар!
(Громко хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар!
(Громко хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают
(Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают:
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар!
(Тихо хлопки над головой в ладоши.)
5 Дидактическая игра: «Кто в домике живет?»
Каркуша: Ребята, у вас есть друзья? Расскажите мне о своих друзьях.)
У меня тоже много друзей. У каждого из них есть свой домик. Я предлагаю вам определить где чей домик. Для этого необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить жителей по домикам. В первый домик – те, в названии которых один слог; во второй –в названии которых два слога; в третий домик – в названии которых три слога
(На доске картинки трёх домиков, с разным количеством окошек. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот, корова, жук, белка. Дети произносят заданное слово, хлопками считают слоги, работа проводится как группами, так и индивидуально)
Каркуша: Молодцы, вы всё сделали правильно, теперь все в своих домиках.
6 Словесная игра «Назови ласково».
(Воспитатель называет слово, дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательную фору)
- Да Каркуша, наши детки не только умные, но ещё и ласковые. Они любое слово могут сказать ласково:
Помидор – помидорчик, ведро – ведёрко, торт – тортик, баран – барашек, картошка – картошечка, комар – комарик.
Заключительная часть.
7 Стихи для Каркуши.
Ребята, Каркуше очень понравилось заниматься с вами, а вам понравилось? Какие задания вам понравились? Какие задания были трудными? Каркуше пора домой, давайте на прощание расскажем ему стихотворения которые мы с вами учили.
(Дети рассказывают стихотворения со звуком р, затем прощаются с воронёнком)
Предварительный просмотр:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Задания от феи»
Задачи:
1. Закреплять умение находить место звука в слове.
2. Формировать умение читать слова, делить слова на слоги.
3. Продолжать развивать мыслительные процессы детей. Стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику.
4. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
Раздаточный материал: Листочки с заданиями, карточки со слогами, пеналы с карандашами.
Демонстрационный материал: презентация.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята. Сегодня когда я шла в садик встретила фею Динь-динь. Она сказала что вчера пока вы были в садике за вами наблюдала, вы ей очень понравились. И чтобы вы сегодня не скучали фея приготовила для вас интересные задания, она хочет посмотреть сможете ли вы их выполнить.
- Но для того чтобы начать делать задания мы сделаем разминку. Съиграем с вами в горячую картошку со словами. Будем называть животных. Я первая называю слово и передаю мячик, на последнюю букву этого слова должны назвать новое слово.
- Молодцы теперь берем стульчики и садимся на свои места. Сели красиво спинки прямые.
- Ребята а что такое речь. Из чего она состоит? (Речь – это то, что человек произносит, когда разговаривает. Все, что мы говорим это речь).
- Правильно. Речь состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги - это часть слова. Когда мы произносим слоги, слова мы произносим звуки, а на бумаге звуки обозначаем буквами.
- Мы с вами изучаем звуки и буквы.
- Ребята а чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные) (слайд 1,2)
- Молодцы. А теперь давайте с вами посмотрим, что же за задания для нас приготовила фея. Посмотрите на доску (слайд 3)
- Здесь игрушки, давайте шепотом проговорим название каждой игрушки. Какой одинаковый звук слышится в названии всех игрушек?
- Правильно «К». Этот звук есть в названиях всех игрушек, но слышится он в разных местах слова. Одно слово начинается со звука «К», в другом «К» в середине, третье заканчивается на звук «К».
- Молодцы. Теперь давайте посмотрим следующее задание.
- А теперь давайте поможем фейке убрать игрушки аккуратно на место, на свои полочки.
Посмотрите ребята у вас лежат листочки с этим заданием, его вы сделаете самостоятельно. А потом мы его с вами проверим.
- На верхнюю полочку нам надо разместить все игрушки со звуком «К» в начале, на вторую полочку сверху надо расставить все игрушки со звуком «К» в середине и на нижнюю третью полочку все игрушки со звуком «К» в конце.
- А теперь давайте с вами проверим где, какая игрушка сидит.
- На верхней полке игрушки которые начинаются на звук «К» - клоун, корабль, кот.
- На второй полке игрушки со звуком «К» в середине слова - мишка, ракета, пирамидка, машинка.
- На третей полке игрушки которые заканчиваются на звук «К» - утенок, Лунтик, танк.
- Молодцы.
- Посмотрите внимательно на следующее задание на ваших листочках, здесь зашифрованы слова. Чтобы их разгадать надо первую букву каждого слова записать в клеточку под картинкой.
- Приступаем к работе. А теперь давайте проверим у всех ли получилось разгадать слова. Все справились молодцы.
- Сейчас немножко отдохнём
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше - выше подтянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Сели красиво, спинки прямые, ножки вместе.
- Ребята, а это слово? (слог)
- Что такое слоги? (два звука рядом – гласный и согласный или согласный и гласный, без гласного звука слога не бывает, из слогов строятся слова)
- Сейчас мы с вами поиграем в слова. Нужно будет назвать слова на слог который показан на доске. Слог «МО» (морж, мост, мокрый, молоко, модница, мода, Москва и т.д.)
- Теперь на слог «МИ» (мишка, миска, мир, милый, микроскоп, микроволновка и т.д.)
- Сейчас попробуйте придумать на слог «ПА» (панда, пакет, палка, палатка, паяльник, палас, парта и т.д.)
- Слог «ЖУ» (журавль, журнал, жулик, журчит, жук, журналист, жуткий, жужжать и т.д.)
- Слог «БЕ» (белка, берег, беседа, бег, бегемот, белый, берёза, бельё, беда и т.д.)
- Молодцы. Ребята посмотрите у вас на столах лежат буквы, работать будете парами. Сейчас мы с вами попробуем составить слова из букв, как вы уже мне сказали слова состоят из слогов. Слово может состоять из оного, двух и больше слогов.
- Из слов которые показаны на слайде сначала надо найти и выбрать одно слово с одним слогом и составить его из букв которые лежат перед вами. Потом из двух слогов, затем из трёх. Слова на слайде: дом, рот, ли-са, со-ва, ма-ли-на, мо-ло-ко.
Игра «Рассели животных в свои домики»
- Ребята, в этот домик нужно заселить животных. Давайте им поможем, расселим в домике животных по этажам так, чтобы на самом верхнем этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, ниже этажом - из двух слогов, еще ниже, на первом этаже – название животного из трёх слогов. Вы самостоятельно выполните задание на листочках, потом вместе проверим.
- Проверяем название каждого животного. Кто это? Сколько слогов в слове? Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного? Почему?
- Молодцы. Вот и закончились интересные задания от феи Динь- динь.
- Вам понравились задания? Какие задания для вас были легкие? В каких заданиях возникли трудности?
- Мне очень понравилось как вы сегодня занимались, молодцы.
Предварительный просмотр:
Звуки «Х» - «Хь». Буква « Х »
Цели занятия
Коррекционно – образовательные:
- закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, слогах, фразах;
- обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;
- учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;
- познакомить с буквой «Х», и её написанием;
Коррекционно – развивающие:
- звуко – буквенный анализ слогов АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
Коррекционно – воспитательные:
- расширять кругозор детей;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинка – символ звука, предметные картинки со звуками «Б», «Бь», разрезные азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Домик», игрушка «Поросёнок – Хрюша»
Ход занятия
- Организационный момент.
1. Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла,
2. – Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам в гости?
Нос пяточком, а хвост крючком.
(Поросёнок – Хрюша)
- Основная часть
Логопед. Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова,
а вы его добавьте - ПЕТУ – Х; ПАСТУ – Х; ОТДЫ – Х; СМЕ – Х;
ЛОПУ – Х; МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х;
ШОРО – Х; (дети добавляют звук «Х» и называют слово полностью.)
Кто догадался какой звук будем учить?
Сообщение темы занятия
Мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», узнаем букву Х
Артикуляция звука.
Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук «Х» (дети выполняют).
Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?
(Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы
открыты.)
Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык , выдыхается тёплая струя воздуха.
Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.
Логопед выставляет на доску - картинку – символ.
Звук произносится без голоса. Значит, какой звук? (Глухой.)
Звук произносится твёрдо. Значит звук какой? (Твёрдый.)
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.
Характеристика звука.
Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.
Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара? (Да, звук «Хь».)
Развитие фонематического слуха.
Выделение звука «Х» в звуковом ряду: «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;
Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ;
Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»
ХА – ХО – ХУ ХУ – ХА – ХО
ХО – ХУ – ХА ХО – ХУ – ХА
АХ – ИХ – УХ ИХ – ОХ – АХ
УХ – АХ – ИХ АХ – ОХ – УХ
III. Физкультминутка. «Как живёшь?»
- Как живёшь? (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)
- Вот так!
- Как плывёшь? (изобразить плывущего)
- Вот так!
- Как бежишь? (изобразить бегущего человека)
- Вот так!
- Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)
- Вот так!
- Ждешь обед? (погладить животик)
- Вот так!
- Машешь вслед? (помахать рукой)
- Вот так!
- А как спишь? (изобразить спящего)
- Вот так!
- А шалишь? (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)
- Вот так!
Игра «Замени звук»
Логопед. Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.
салат – халат голод – холод сор – хор год – ход
качу – хочу робот – хобот играем – храм клоп – хлоп
гудеть – худеть свалить – хвалить Глеб – хлеб
Iv. Знакомство с буквой «Х»
Логопед. Все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков
«Х» и «Хь» тоже есть буква - Х.
На доске панно - домик - в нём живут. Угадайте букву – Х .
- показ буквы;
- определить место буквы - Х - в кассе;
Послушайте стихотворение про букву Х.
Буква Х всё ходит, ходит,
Места, что ли, не находит.
Работа в кассах: анализ слогов АХ, ОХ, УХ
ХА, ХО, ХУ
Логопед. Сколько звуков услышали? (дети отвечают – два)
Какой первый звук? («А»)
Какой второй звук? («Х»)
Что получилось? ( дети читают «АХ») и т.д.
АХ – когда испугаемся;
ОХ – когда тяжело устанем;
УХ – когда делаем что – то с силой;
ХА – ХА – смех, радость.
- Работа в тетрадях:
Логопед. Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои варианты)
Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)
Сколько нужно взять деталей? (две)
Дети выкладывание буквы из счётных палочек.
Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.
Показ образца. Пишем букву в тетрадях.
(дети пишут букву в своих тетрадях)
- Упражнение. Подбор определений к слову «ХЛЕБ».
Логопед. Кто похвалит хлеб, придумает слова которые отвечают на вопрос – Какой хлеб? (дети подбирают слова)
VII. Итог. Хрюше, очень понравилось как вы работали и играли.
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч».
Цели: закрепить навык произношения звука [Ч] в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навыки словообразования (отчества лиц мужского пола); работать над предложениями; определять место звука [Ч] в словах по схемам; познакомить с буквой Ч, ее написанием; развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.
Оборудование: предметные картинки (тучи, чайка, чулки, чашки, часы), тетради, карандаши, карточки-схемы, карточка с изображением буквы Ч (шрифт черный), мелкие пуговицы.
Ход занятия:
Организационный момент: сядет тот, кто назовет ласково слово.
Слова: палец, ваза, утка, рамка, рубашка, миска, кувшин, санки, шапка, стул, лиса, коса, коляска, замок, кольцо.
1. Знакомство со звуком [Ч].
- Как поют ножницы? (чик- чик- чик)
- Отгадайте загадку:
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)
- С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы)
Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке [Ч]).
2.Анализ звука.
[Ч’]- согласный, произносить этот звук нам помогают губы и язык. Этот звук всегда произносится мягко. Согласный звук [Ч] всегда глухой.
- Речевая зарядка.
Ач-оч-уч-ич
Ча-чо-чу-чи
Ача-очо-учу-ичи
Чна-чно-чну-чни
Ча-ча-ча- мы увидели грача.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чо-чо-чо- греет солнце горячо.
Чи-чи-чи- вкусны пироги в печи.
Оч-оч-оч- наступила ночь.
- Дидактическое упражнение «Назови отчество сына».
- У Глеба – сын Глебович.
У Ивана - …
У Петра -…
У Сергея - …
У Андрея - …
У Бориса – …
У Павла - …
У Василия - …
У Кузьмы - …
- Игра «Добавь слог «ча» или «чу».
Ту - .., да - .., ку - .., у - .., ле - .., упла - .., ска - .., уда - .., зада - .., переда - .., ка - …
- Физкультминутка «Часики».
Тик – так, тик – так.
Все часы идут вот так:
Тик – так, тик – так.
Смотри скорей, который час.
Тик – так, тик- так.
Налево раз, направо два.
Мы тоже сможем так.
Тик – так – тик – так.
- Дидактическая игра «Закончи предложение». (Дети работают с картинками).
- По небу плывут … (тучи).
- Вася нарисовал … (чайку).
- Маша надела … (чулки).
- На столе стоят … (чашки).
- На стене висят … (часы).
8. Игра «Определи место звука» (по карточкам-схемам).
9. Знакомство с буквой Ч.
Да, мы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрою друзья,
Букву путать нам нельзя.
- Воспитатель показывает на доске букву Ч.
- Дети «прописывают» букву Ч в воздухе пальчиком.
- Выкладывание буквы Ч из мелких пуговиц.
- Написание буквы Ч в тетрадях в клетку.
10. Разучивание стихотворения М.Успенского «Чижик».
Вот какой невежда чижик –
Не читает чужих книжек!
Научить его хочу,
Но никак не научу!
Скачет он и днем и ночью
И о чашку клювик точит,
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю – он никак!
11. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...

