Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Старыгина Мария Николаевна

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»»

Конспект занятия

по речевому развитию и подготовке к обучению грамоте

в старшей группе «Рябинка»

Тема: «Путешествие в Страну правильной речи»

C:\Users\Информационный Центр\Downloads\картинка по РР.jpg

                                                                                                                                                                Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Старыгина М.Н.

                                                                   

                                                                         

Камчатский край

с. Мильково

2025 год

Цель: развитие речи детей и подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

образовательные 

- обобщить и систематизировать программный материал;

- расширить словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

- упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове, твердости/мягкости согласного звука.

развивающие

- развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

- развивать фонематический слух;

- развивать словесно-логическое мышление, слуховую память, внимание.

воспитательные

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование: телефон, сенсорный планшет.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

(встаем в круг)

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Теперь я поздороваюсь с вами, а вы поздороваетесь со мной. Как вы думаете,  зачем люди здороваются? Что означает слово «Здравствуйте»? (Ответы детей). 

2. Сюрпризный момент. 

Воспитатель: Мне на телефон пришло голосовое сообщение, давайте послушаем: «Здравствуйте воспитатель и ребята группы «Рябинка». Я, Королева Страны правильной речи, прошу вас о помощи. Злой волшебник заколдовал наше королевство. Все звуки перепутались и скоро люди разучатся говорить. Чтобы расколдовать королевство, нужно выполнить задания. Помогите нам ребята».

Воспитатель: Поможем? Мы отправимся в путешествие в Страну правильной речи. А вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить. А из чего состоит наша речь? (ответы детей) Разговариваем мы друг с другом при помощи слов. А из чего состоят слова? Слова состоят из слогов, а слоги состоят из звуков.

На каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Дети: Воздушный шар.

Воспитатель: Мы отправимся в путешествие на воздушном шаре с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Дети: Это выдумка, вымысел, то чего нет на самом деле, но мы можем себе это представить.

Воспитатель: Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем.

Закройте глаза, представьте, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот мы и добрались до места назначения. Открывайте глаза.

II. Основная часть.

  1. Задание 1.

«Загадки-догадки».

Воспитатель: Прежде чем нам приступить к выполнению заданий, давайте разомнем наш речевой аппарат. Я буду загадывать загадки-предложения, а вы повторяйте вместе со мной и договаривайте предложение.

Ра-ра-ра! Дом собаки … (конура)

Лу-лу-лу! Нитку вдели мы в … (иглу)

Са-са-са! К нам в окно летит … (оса)

Ши-ши-ши! На болоте … (камыши)

Жу-жу-жу! Волк не страшен лишь (ежу)

Чу-чу-чу! Футболист бьет по (мячу)

  1. Задание 2.  (сели на стулья)

Интерактивная игра «Волк и овцы» (определить слова с заданным гласным звуком)

Воспитатель: В стране правильной речи живут овцы, которые охраняют гласные звуки. Слушаем задание.

  1. Задание 3. (встали в центр)

Подвижная игра «Посчитай-ка» (посчитать количество слогов в слове). 

Воспитатель: В Стране правильной речи тоже любят играть, как и мы с вами. Я буду называть слово, и говорить какие движения нужно выполнять. С помощью хлопков вы делите слово на слоги и выполняете движения столько раз, сколько слогов в слове.

  1. Задание 4. (сели на стулья)

Интерактивная игра «Тюлени» (определить место заданного звука в слове)

Воспитатель: В стране правильной речи живут тюлени, которые охраняют согласные звуки. Слушаем задание.

  1. Задание 5. (встали в центр)

Подвижная игра «Топни-хлопни» (определить твердый или мягкий согласный звук в начале слова).

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны выполнить заданное упражнение в зависимости твердый или мягкий согласный звук в начале слова.

Воспитатель: Снова пришло голосовое сообщение, давайте послушаем:

«Молодцы ребята! Вы выполнили все задания и разрушили чары злого волшебника. Спасибо вам от всех жителей нашего королевства».

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза. Представьте, что мы летим на большом воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад! Открывайте глаза.

III. Итог.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас трудным?

Молодцы ребята, вы помогли жителям Страны правильной речи, выполнили все задания и расколдовали их. Вы тоже можете стать жителями Страны правильной речи, нужно лишь старательно, усердно заниматься, быть внимательными и учиться говорить – правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе.    Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»

НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук, слог, слово.»

Конспект занятияпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте«Звук, слог, слово.»...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы

Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...