«Педагогическая технология «Графическая практика»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Корнеева Елена Александровна

Статья представляет педагогическую технологию «Графическая практика», направленную на подготовку руки дошкольника к письму через развитие мелкой моторики, пространственных представлений и символического мышления. Описаны методические приёмы: использование музыки для регуляции действий, ритмических фраз для координации движений, сюжетных историй для мотивации. Приведены примеры упражнений от простых (спирали, точки) к сложным (комбинированные фигуры, геометрические формы). Технология сочетает дидактическую направленность с игровой формой, оказывает успокаивающее воздействие и может использоваться как в плановом режиме, так и для коррекции эмоционального состояния детей. Материал предназначен для воспитателей ДОУ и содержит практические рекомендации для внедрения методики в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_graficheskaya_praktika.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения занятия на тему «Педагогическая технология

«Графическая практика»

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию педагогическую технологию «Графическая практика», основной задачей которой является подготовка руки ребенка к письму.

Данная активность предоставляет детям возможность практиковаться
в развитии своей мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т.д.); осваивать ряд пространственных представлений (точки внутри кружочков или снаружи)
и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование).

Графическая практика также помогает детям при составлении
их рисуночных планов работы в центрах, так как расширяет их репертуар схематических изображений, которые они смогут воспроизводить самостоятельно и дополнять индивидуальными деталями.

Материалы

Для графической практики можно использовать различные поверхности (бумагу, меловые или маркерные доски) и различные пишущие инструменты (маркеры, карандаши, мел и т.д.).

Для ежедневных занятий лучше всего использовать стираемые маркеры и поверхности, с которых они легко стираются. Время от времени графическая практика может проводиться с использованием бумаги – в этом случае образцы детских рисунков можно передавать для членов семьи ребенка или использовать для индивидуальных портфолио.


Доска для воспитателя (или интерактивная доска для детей старшего дошкольного возраста)

Если демонстрация проводится для всей группы, доска должна быть достаточно большой, чтобы ее могли хорошо видеть все дети. Как правило, можно использовать ту же доску, которая используется для моделирования письма.

Если воспитатель работает с малой группой, можно использовать доску меньшего размера – например, одну из индивидуальных досок, которыми пользуются дети.

Индивидуальные доски

Для детей младшего возраста как правило используются индивидуальные маркерные доски (без подставки). Если нет возможности обеспечить всех детей индивидуальными досками, то их можно заменить заламинированными листами бумаги, либо листами плотной белой бумаги или картона, формата А4, вложенными в прозрачные пластиковые файлы.

Для детей старшего возраста рекомендуется использовать обычную бумагу формата А4.

Индивидуальные доски, маркеры, и губки хранятся в местах, доступных для детей, так чтобы дети могли сами брать их и класть на место по окончании активности. Для этой цели можно использовать две корзинки или коробки: тогда два ребенка смогут одновременно раздавать и собирать материалы для всей группы.

Можно поместить 2-3 доски с маркерами и губками в центр грамоты, чтобы дать детям возможность самостоятельно упражняться в рисовании узоров или заниматься графической практикой при игре в «школу».

Пишущие инструменты

Для работы на маркерных досках можно использовать стираемые маркеры или стираемые мелки. Детям (и воспитателю) также понадобятся губки или салфетки для стирания. Индивидуальные губки можно заменить, например, хлопчатобумажной ветошью. Время от времени доски надо будет очищать от следов маркеров, при этом желательно применять чистящие средства, безопасные для детей.

Аудиоаппаратура и музыкальные звукозаписи

Поскольку дети будут рисовать под музыку, необходима аппаратура для ее воспроизведения, а также машинные носители информации (оптические CD-диски, флэш-накопители) с музыкальными фрагментами. Конкретный выбор аппаратуры определяется индивидуально в соответствии
с возможностями детского сада и возрастом детей. Для младших детей можно использовать плеер (планшет, компьютер и т.д.), который будет контролироваться воспитателем. Для более старших детей можно использовать аппаратуру, которой дети могут пользоваться самостоятельно: например, тот же плеер, который дети используют в центре грамоты для прослушивания аудиокниг, оснащенный динамиками.

Музыкальные фрагменты подбираются воспитателем в соответствии
с возрастом детей и со сложностью рисунков (более короткие фрагменты для более простых рисунков). Рекомендуется использовать инструментальную музыку (а не песни со словами), исполняемую как в быстром, так
и в медленном темпе. Для рисунков, состоящих из двух или трех шагов, можно соединить два или три различных фрагмента в один трек.

Место в образовательном процессе в течение дня

- Уважаемые коллеги, как Вы считаете, в каких режимных моментах мы можем применять данную технологию?

Ответ: - В любых режимных моментах, а также во второй половине дня).

Эта активность может проводиться со всеми детьми или с частью детей. Оптимальная частота проведения – два-три раза в неделю. Обычно длительность графической практики не превышает 10 минут, включая раздачу и сбор материалов.  Не рекомендуется проводить графическую практику непосредственно после других видов деятельности, которые тоже требуют
от детей долгого сидения и связаны с необходимостью концентрировать внимание – лучше планировать графическую практику после двигательной активности детей (занятие физкультурой или танцами, прогулка и т.д.).

Замечено, что при правильной организации графическая практика оказывает на детей успокаивающее воздействие. Поэтому ее можно иногда проводить и вне расписания, в тех случаях, когда воспитатель замечает, что дети перевозбудились и им трудно успокоиться самостоятельно.

Процедура проведения

1.        Воспитатель планирует, какие рисунки будут включены
в графическую практику и подбирает подходящую музыку на плеере. Важно, чтобы плеер находился рядом с доской, на которой воспитатель будет демонстрировать рисунок, так чтобы ему было удобно по мере демонстрации включать и выключать музыку.

2.        Дети рассаживаются на ковре или за столами таким образом, чтобы всем хорошо была видна доска, на которой воспитатель демонстрирует рисунок.

3.        Детям раздаются индивидуальные доски, маркеры и губки.
Это могут делать два ребенка, которых попросил воспитатель, или кто-либо
из взрослых (помощник воспитателя или родитель).

4.        Воспитатель рассказывает детям короткую историю, задающую рисунку воображаемый контекст. Лучше всего, чтобы эта история была связана по содержанию с тем проектом или с той игровой темой, которая разворачивается в группе в данный момент.

ВНИМАНИЕ! Один и тот же рисунок может повторяться в нескольких различных темах, но при этом ему будут придаваться различные значения.

Например, одни и те же кружочки с точками внутри могут быть печеньями или оладьями в рамках тем «Ресторан» или «Пекарня», планетами в теме «Космос» или божьими коровками в теме «Насекомые». Подобная привязка рисунков к теме позволит детям использовать эти рисунки или их элементы при рисовании собственных планов работы в центрах.

5.        Воспитатель демонстрирует рисунок на своей доске и объясняет, как рисуется каждый элемент и как элементы расположены относительно друг друга, например: «кружки не касаются друг друга». Воспитатель также объясняет, как выполнять рисунки под музыку.

Например: «пока играет музыка, мы рисуем, а когда музыка останавливается, мы отрываем маркер от доски и поднимаем его вверх» или «пока играет медленная музыка мы рисуем кружочки, а когда играет быстрая музыка, мы ставим точки внутри кружочков».

Рекомендуется сопровождать рисунок проговариванием ритмических фраз, помогающих регулировать движения.

Например: при рисовании спирали маленькие дети испытывают трудности, когда им надо прекратить совершать круговые движения рукой
и оторвать маркер от доски. Им помогает сопровождать свои движения фразами типа «Крутим, крутим, крутим, стоп!» При слове «стоп» маркер отрывается от доски.

6.        Воспитатель включает музыку, и дети начинают рисовать на своих досках. При объяснении новых рисунков, воспитатель может повторить демонстрацию 1-2 раза, рисуя на своей доске вместе с детьми. При повторении известных детям рисунков повторной демонстрации может не понадобиться. Пока дети рисуют, воспитатель наблюдает за ними и при необходимости напоминает им использовать «регулирующие» фразы.

ВНИМАНИЕ! Никогда не надо комментировать качество детских рисунков!

7.        Воспитатель выключает музыку. Дети стирают свои рисунки. После этого можно повторить тот же самый рисунок или предложить детям сделать другой рисунок из числа тех, которым они научились раньше.

ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется демонстрировать детям более одного нового рисунка в течение одной активности.

8.        После окончания активности дети (возможно с помощью взрослых) собирают доски, губки и маркеры в корзину и относят ее на место.

Выбор рисунков

Рисунки должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей
и степени развития их мелкой моторики. Хотя нет жестких рекомендаций,
в каком возрасте и какие рисунки лучше использовать, тем не менее, есть определенная закономерность постепенного усложнения рисунков, заданная развитием перцептивной и моторной сферы детей.

Усложнение рисунков происходит, в частности, по следующим направлениям:

1.        Размер: от крупных (начиная с одного на доску) к мелким (несколько однотипных рисунков на доске).

2.        Форма: от точек – к незамкнутым спиралям – к кругу –
к прямоугольнику – к треугольнику.

3.        Количество элементов: от палочек – к елочкам с несколькими «веточками».

4.        Количество условий: от одного – к нескольким (например, маленькие кружочки внутри больших кружочков и большие кружочки
не касаются друг друга).

Самыми первыми рисунками могут быть спирали, когда ребенок начинает заполнять всю поверхность кругами или эллипсами. Эти круги могут начинаться в любом месте и пересекаться друг с другом. На этом этапе можно ввести первое правило: рисуем пока музыка играет и перестаем рисовать, когда музыка останавливается. Следовать правилу детям поможет проговаривание ритмических фраз, например «крутим, крутим, крутим, СТОП!», сопровождающих движения руки.

Примерами коротких историй, предшествующих рисованию спиралей могут быть: «котенок, разматывающий клубок шерсти» или «девочка, запускающая юлу».

Следующими по сложности будут рисунки, включающие
в себя несколько отдельных спиралей, («клубочки рассыпались»). Можно также предложить детям рисовать некоторые спирали, раскручивающиеся
от центра, а некоторые – закручивающиеся к центру.

После того, как дети овладели рисованием спиралей, можно усложнить рисунок, добавив еще один элемент. Переход от рисования первого элемента к рисованию второго сопровождается сменой музыки.

Например, дети могут рисовать несколько спиралей («лужи на дороге») под медленную музыку, а затем заполнить оставшееся пространство точками («дождик») под более быструю музыку.

ВНИМАНИЕ! Младшие дети, часто увлекаются рисованием «дождика» и начинают слишком сильно стучать маркером по поверхности, что быстро выводит его из строя. Полезно дать детям послушать звук дождя и напомнить, что капельки падают тихо.

Другими вариантами упражнения «спирали» могут быть «леденцы
на палочке», «цветочки» или «шарики на ниточке», когда дети сначала рисуют спирали, а затем к каждой из них пририсовывают прямую линию, направленную сверху вниз.

Рисование замкнутой окружности может представлять некоторую сложность для младших детей, поскольку иногда им трудно остановить движение руки, и они продолжают рисовать спирали. Поэтому им поможет введение более коротких ритмических фраз (например, «крутим, СТОП!»), которые они смогут проговаривать, сопровождая движение руки.

Для отработки умения рисовать замкнутые окружности можно использовать те же упражнения, что и для спиралей, но в этом случае воспитатель демонстрирует, как выглядят «лужи» или «цветы», рисуя окружности, а не спирали. Обилие предметов, имеющих круглую форму, делает выбор конкретных историй практически неограниченным: дети могут «собирать ягоды», «печь печенье» и т.д.

Для детей, освоивших рисование замкнутых окружностей, можно ввести упражнения, содержащие еще один или два дополнительных элемента. Например, упражнение «лужи и дождик» можно усложнить, предложив детям сначала рисовать мыльные пузыри в лужице воды (большой кружок
и маленький кружок внутри), а затем окружить эти «пузыри» точками («дождиком»).

Можно сделать это упражнение еще сложнее, объяснив, что «капельки» не касаются «мыльных пузырей», а всегда остаются снаружи. Другой вариант упражнения, включающего в себя три элемента, «острова и мостики»: дети сначала рисуют кружочки «острова», потом разбрасывают на них «камушки» (точки), а затем соединяют «острова» прямыми линиями («мостиками»).

Можно также предложить детям упражнения, включающие в себя окружности разного размера, например «слепим снеговиков» или «следы больших и маленьких зверей».

Рисовать геометрические формы с прямыми углами детям сложнее, чем рисовать округлые формы. На этом этапе можно ввести упражнения, включающие в себя прямые линии с пересечениями.

Примерами будут: «лестницы», «рельсы для поезда», «грядки», «клетки для зверей в зоопарке» и т.д.

Следующими по сложности упражнениями будут те, которые включают в себя замкнутые прямоугольные формы.

На этом этапе дети могут рисовать: «домики с окошками», «коробки
с подарками», «рамочки для картин» и т.д.

Комбинируя прямоугольные формы с округлыми, дети могут рисовать: «вагончики», «автобусы» и т.д.

После рисования прямоугольных форм можно добавить упражнения, включающие в себя рисование замкнутых треугольников. Треугольные формы можно комбинировать с другими элементами, уже освоенными детьми
(не больше трех разных элементов в одном упражнении).

Например, дети могут рисовать «мороженое в рожке» (кружок
на перевернутом треугольнике) или «домик с крышей» (треугольник
на прямоугольнике»).

Уважаемые коллеги, моё сообщение закончено. БЛАГОДАРЮ за внимание. Готова ответить на имеющиеся вопросы.

Воспитатель группы лунатики

_____________ Е.А. Корнеева

«___» __________ 20___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия на тему: «Счет в пределах 9»

Конспект проведения занятия на тему: «Счет в пределах 9»в старшей группе №7детского сада № 40 «Сказка»Курабаевой Марии   Цель:    • Учить счи...

Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"

Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...

Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...

Конспект проведения занятия на тему «Космическое путешествие»

Данная непосредственно образовательная интегрированная деятельность проводится в группе младшего возраста на тему: «Космическое путешествие»....

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Инновационные педагогические технологии в практике работы воспитателя детского сада»

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и посвящена теме «Инновационные педагогические технологии в практике работы воспитателя детского ...

Доклад на тему: "Внедрение инновационных педагогических технологий и практик по реализации ОП ДО"

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении....