Перспективный план по окружающему миру для детей с ОНР в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Серебренникова Юлия Сергеевна

 

Представляю перспективный план по окружающему миру в старшей группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условии ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Перспективный план по окружающему миру

в старшей группе

Подготовила: Серебренникова Ю.С.

Хабаровск 2011

  1. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять  назначение незнакомых предметов.
  2. Формировать представление о предметах, облегчающий труд человека в быту, создающий комфорт. Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого он сделан.
  3. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость.
  4. Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.
  5. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского дома. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском доме.
  6. Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острых , колющие и режущие предметы.
  7. Расширять представления детей о родной стране, о государственных  и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями.
  8. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
  9. Расширять представления детей о людях разных профессий. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Тема занятия

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

литература

Сентябрь

I неделя

«Здоровье – главная ценность человеческой жизни» (беседа)

Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни.

Способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдая режим дня.

Чтение произведений К. Чуковского

Рассматривание иллюстраций к теме «здоровый образ жизни»

Мосалова Л.Л. «Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» стр. 36

II неделя.

«О дружбе и друзьях» (беседа)

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.

Заучивание пословиц о дружбе, друзьях.

I подгр. Игра «Кто такой друг?»

II подгр. Рисование солнца для друга.

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» стр. 14

III неделя.

«Начало осени»

I подгр. Закрепить знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок.

II подгр. Продолжать учить узнавать времена года – осень с помощью сюжетных картинок.

Беседа по картинам «Времена года»

I подгр. Составление рассказа о признаках осени по опорным картинкам.

II подгр. Ответы на вопросы когда это бывает?»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр.6

IV неделя.

«Овощи»

I подгр. Закреплять, уточнять и расширять представления детей об овощах; учить различать овощи по вкусу, на ощупь; учить составлять рассказ-описание.

II подгр. Учить называть овощи, различать их по внешнему виду.

Игра «Жизнь в семенах»

I подгр. Составление  описательного рассказа по картинке.

II подгр. Игра отгадай по описанию.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 15-18.

Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

Октябрь

I неделя.

«Фрукты»

I подгр. Уточнять и расширять знания о фруктах; учить составлять загадки-описания фруктов; закреплять понятие «фрукты»

II подгр. Учить различать и называть фрукты.

Составление загадки-описания по плану.

I подгр.

Игра «Третий лишний» (по разным признакам)

II подгр. «Сложи картинки»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 18-20

 II  неделя

«Деревья»

I подгр. Расширить и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (изменение окраски листьев деревьев)

II подгр. Продолжать учить различать желтые, красные, желтые, зеленые цвета в природе.

Беседа «Какие растения есть на участке детского дома»

I подгр.

Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»

II подгр. «Собери дерево»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 10-12

III неделя.

«Лес. Грибы. Ягоды»

I подгр. Познакомить детей с грибами и ягодами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных).

II подгр. Учить узнавать различать ягоды и грибы.

Экскурсия в лес.

I подгр. Д/И «Собери грибы и ягоды  в корзину»

II подгр. Расскрашивание иллюстраций по теме.

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».

IV неделя.

«Труд людей осенью»

I подгр. Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

II подгр. Продолжать учить запоминать признаки осени.

Экскурсия в сад.

I подгр. Д/И «Овощехранилище»

II подгр. Ободим трафареты овощей и фруктов.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада» . стр. 29

Ноябрь

I  неделя .

«Игры во дворе»

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катания на велосипеде; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» ( научить вызывать «Скорую помощь»).

Повторение правил безопасности.

С/Р игра «Скорая помощь»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» стр. 20

II  неделя

«Поздняя осень. Изменения в природе. Перелетные птицы»

I подг. Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развивать познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

II подгр. Учить различать и называть перелетных птиц.

Загадывание и отгадывание загадок о перелетных птицах. Чтение произведений по теме.

I подгр.

Рассматривание иллюстраций.

II подгр. «Собери картинку» 

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр.86

III неделя.

«Дикие животные»

I подгр. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и назвать животных и их детенышей.

II подгр. Закреплять умения узнавать и называть животных и их детенышей.

Чтение рассказов о диких животных

I подгр. Игра «Узнай зверя по описанию»

II подгр. Игра «Кто у кого?»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр.52

IV неделя.

«Дикие животные»

I подгр. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище);

II подгр. Умение узнавать и назвать животных и их  детенышей.

Игра «Узнай зверя по описанию»

I подгр. 

Игра  «Кто где живет?»

II подгр.

Игра «Кто у кого?»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр. 52

Декабрь

I неделя.

Начало зимы.

«Идет волшебница зима….»

I подгр. Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.

II подгр. Продолжать учить запоминать признаки зимы.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Составление  описательных рассказов (I подгр.)

I подгр. Игра «Когда это бывает?»

II подгр. Раскрашивание иллюстраций по теме «Зима»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Стр.125

II  неделя

«Домашние животные»

I подгр. Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных.

II подгр. Закреплять умения узнавать и называть домашних животных и их детенышей.

Составление описательного рассказа по плану (I подгр)

Чтение русских народный сказок о домашних животных.

I подгр. Игра «Четвертый лишний»

II подгр.

Обводим по трафарету силуэты домашних животных

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр.50

III неделя.

«Домашние птицы»

I подгр. Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят); учить сравнивать домашних птиц, находить признаки сходства и различия.

II подгр. Закрепить умения узнавать и называть домашних птиц.

Загадывание и разгадывание загадок о домашних птицах.

I подгр. Игра «Найди сходство и различия»

II подгр.

Игра «Что забыл нарисовать художник»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 44

IV неделя.

«Зимующие птицы»

I подгр. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; воспитывать желание заботится о птицах, подкармливать их зимой.

II подгр. Закрепить умения узнавать и называть зимующих  птиц.

Составление рассказа о птицах. Разгадывание загадок.

I подгр.  Игра «Назови ласково»

II подгр.

«Собери  картинку»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 75

Январь

I  неделя

«Для чего нужны ткани»

Знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представления об истории иглы, учить понимать назначение предметов, дать понятия  о необходимости создания человеком бытовых предметов.

Шьем одежду для кукол.

С/Р игра «Отелье»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» познавательное развитие. Стр.86

II  неделя

Новый год (по воспоминаниям)

Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Развивать фантазию, творческое воображение.

Рассматривание иллюстраций, составление рассказа (I подгр.)

Д/И «Чудесный мешочек»

Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет». Стр.78

III неделя.

Зимние забавы и развлечения.

I подгр. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда».

II подгр.

Учить называть зимние забавы.

Составление рассказа по картине.

I подгр.  Игра

«Подбери по смыслу»

II подгр.

Собери картинку «Снеговик»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 60

IV неделя.

Одежда и обувь

I подгр. Закреплять  знания детей об одежде и обуви; формировать понятия «одежда», «обувь»; развивать память, мышление, внимание.

II подгр.

Учить называть и отличать обувь и одежду

Экскурсия  в  обувной магазин и магазин одежды.

С/Р игра «Магазин»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр.84

Февраль

I неделя.

Дом и его части. Мебель.

I подгр.

Закрепить знания детей о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира) назначение комнат в квартире. Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.

II подгр.

Учить называть и называть части дома и название мебели.

Экскурсия в мебельный магазин.

I подгр.  

Игра «Обставим комнату»

II подгр.  

Игра «Что для чего»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр.118, 41

II  неделя

Игрушки

I подгр. Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

II подгр.

Учить назвать названия игрушек.

Экскурсия в магазин игрушек

I подгр.

 Игра «Узнай по описанию»

II подгр.

Раскрасить картинку

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр. 26

III неделя.

Посуда

I подгр.

Закреплять названия и назначение отдельных предметов посуды; учить сравнивать столовую и кухонную посуду (назначение и материал); познакомить с предметами чайной посуды.

II подгр.

Учить назвать предметы посуды.

Экскурсия в магазин посуды.

II подгр.

Игра «Что для чего»

II подгр.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миро» стр.33-34,37-38

IV неделя.

«Наша Армия»

I подгр. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др.

II подгр. Учить различать и  называть военные профессии 

Заучивание стихотворений о Российской Армии.

I подгр. Составление рассказа по картине «Наша Армия»

II подгр. Рассматривание иллюстраций по теме.

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» стр.26.

Март

I неделя.

Труд взрослых. Профессии.

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

I подгр. Познакомить детей с рядом профессии, рассказать о том чем занимаются люди этих профессий, какие инструменты им помогают.

II подгр. Учить узнавать и называть профессии.

Рассматривание иллюстраций по теме.

I подгр.

Игра «Угадай профессию»

II подгр.

«Сложи картинку»

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Стр 86

II  неделя

Труд взрослых. Профессии.

I подгр. Расширить представления о разных профессиях, научить называть профессию по отдельному предмету

II подгр. Учить узнавать и называть профессии.

Чтение произведений о профессиях.

С/Р игра «Магазин»

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Стр.139

III неделя.

Ранняя весна. Прилет птиц.

I подгр. Расширить представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны. Расширять знания детей о перелетных птицах; познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов).

II подгр. Продолжать учить запоминать признаки зимы. Учить узнавать и называть перелетных птиц.

Заучивание стихотворений о весне и перелетных птицах.

I подгр.

Игра «Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

II подгр.

Обводить по трафарету и раскрашивать перелетных птиц.

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр. 96, 104

IV неделя.

Весна. Детеныши диких животных.

I подгр.

Уточнить представление о том, какие изменения происходят в лесу весной (оживают деревья, просыпаются животные, которые зимой спали, птицы начинают сооружать гнезда, а животные благоустраивать норы, выводить потомство). 

II подгр. Продолжать учить запоминать признаки весны. Узнавать и называть детенышей диких животных.

Беседа по картинам. Составление рассказов.

I подгр. Д/И «Где чья мама»

II подгр.

«Собери картинку»

Дошкольное воспитание 12//96 стр. 9

Апрель

I неделя.

Мой город.

I подгр. Знакомство детей с достопримечательностями родного города.

II подгр. Познакомить с названием нашего города. Дать понятие площадь, памятник, достопримечательности.

Экскурсия по городу.

I подгр. Составление описательного рассказа по схеме.

II подгр.  Рассматривание альбома достопримечательности Хабаровска.

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр. 125.

II  неделя

Транспорт (городской)

«Как нам транспорт помогает

I подгр.

Познакомить с пассажирским транспортом; отмечать характерные признаки грузового транспорта; развивать нравственно-эстетические чувства в общении друг с другом и игре.

II подгр.

Учить узнавать и называть виды транспорта.

Экскурсия к дороге.

I подгр.

С/Р игра «Автопарк»

II подгр.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет». Стр.74

III неделя.

Транспорт (воздушный, водный, надземный).

I подгр.  Познакомить детей с водным, воздушным, наземным транспортом, с профессиями людей работающих на транспорте.

II подгр. Учить узнавать и назвать транспорт.

Рассматривание альбома с иллюстрациями транспорта.

I подгр.

Игра «Четвертый лишний»

II подгр.  

«Сложи картинку»

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр.64-69

IV неделя

Весна. Ледоход. Прилет птиц.

I подгр. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются  птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

II подгр.

Продолжать учить характерные признаки весны.

Экскурсия к водоему.

I подгр.

Д/И «Поможем незнайке» (закрепить знания о последовательности дней недели ,месяцев в году)

II подгр.

Раскрашивание иллюстраций по теме.

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр.112.

Май

I неделя.

Наша страна. День Победы. Москва.

I подгр. Дать детям представление о стране, в которой мы живем; о Москве, как о главном городе нашей страны; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; познакомить с историческим прошлым Москвы.  Обобщать материал по теме «День Победы»

II подгр. Учить название нашей Страны, главного города нашей родины.

Беседа по книге «Моя Москва», беседа по иллюстрациям на тему День Победы.

I  подгр. Рисование по теме.

II подгр. Раскрашивание иллюстраций по теме.

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр.127,129

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» стр.34.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» познавательное развитие.

II  неделя

Весна цветущая. Растения луга и сада.

I подгр. Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы.

II подгр.

Учить различать и называть растения луга и сада.

Беседа по картине «Весна цветущая»

I подгр.

Д/И «Где, что растет?»

II подгр.

Игра «Третий лишний»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр.101

III неделя.

Перелетные птицы.

I подгр. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц.

II подгр.

Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Чтение стихотворений и рассказов  по теме.

I подгр.

Д/И «Где чьё гнездо?»

II подгр.

«Собери картинку»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр.106

IVнеделя.

Насекомые.

I подгр. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия; воспитывать бережное отношение  ко всему живому.

II подгр. Учить отличать и называть насекомых.

Заучивание стихотворений о насекомых.

I подгр. Игра «Какой картинки не хватает?»

II подгр.

«Сложи картинку»

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» стр.115

Литература

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
  2. И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
  3. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96
  5. О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
  6. Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.
  7. Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».
  8. А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»
  9. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.
  10. Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по окружающему миру в средней группе для детей с ОНР

Представляю перспективный план по окружающему миру в средней группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому кол...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11852751","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 360px; height: 480px;","width":"360"}}]]...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

Перспективное планирование по ознакомлениюс окружающим миром в старшей группе...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе.

Частное общеобразовательное учреждение «Свято Никольская начальная школа города Михайловска» Перспективный план по окружающему миру в старшей группе ...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов...

Перспективный план по окружающему миру для старшей группы

Планирование работы по ознакомлению с окружающим миром...