Главные вкладки

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей
    статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

    Жаренова Светлана Валерьевна
    Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Obmen_opytom.doc957.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                         КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ДЕТСКИЙ САД № 61

    г. Балаково, Саратовская область

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей

            (обмен опытом)

                                                                      Подготовила: воспитатель

                                                                    Жаренова Светлана Валерьевна

                                        ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

           Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

    Главными задачами являются:

     - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

     - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

     - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;

    Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

     - познавательному развитию ребёнка;

     - эколого-эстетическому развитию;

     - оздоровлению ребёнка;

     - формированию нравственных качеств;

     - формированию экологически грамотного поведения;

     -экологизация различных видов детской деятельности.

         Так на занятиях по экологическому воспитанию и природному окружению дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия.

     Выстраивая систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников в сочетании с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно – тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции,  праздники.  Подобрала и систематизировала разные виды игр:

    1. подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;
    2. дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;
    3. настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
    4. словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
    5. творческие игры 
    6. (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

        В ноябре 2008 года дети подготовительной к школе группе №5 приняли участие в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригат, ребята представили на суд жюри сказку «Теремок» на экологический лад. В этом смотре-конкурсе дети заняли II призовое место среди 19 дошкольных образовательных учреждений города Балаково и были награждены Дипломом.

    Воспитанники подготовительной к школе группы № 5

    с воспитателем Жареновой (Пуховой) С.В.

             Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом.

             Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.

              В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

             Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.

            Эколого-дидактические игры в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки. Вот некоторые из них.

    Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

    Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

    Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

    Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

    Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

    Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

    Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

    Дидактическая игра «Угадай какая птица?»

    Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

    Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

             

         Придумывание экологических сказок: цель которых научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами.

    Рассматривание внешних особенностей строения растений и животных

    Наблюдение за их проявлениями (способами функционирования)

    Наблюдение за живыми объектами

    Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий

    Знакомство с компонентами внешней среды

                   Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность.

             Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.

             Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды.

             Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.

    Используемая литература:

    1.С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

    2. А.М. Федотова «Играя, познаём окружающий мир: экологические сюжетно – дидактические игры для детей дошкольного возраста».

    3. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru

    4. Фотографии: Жаренова (Пухова) С.В, Ельшевичева Н.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

    Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

    Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

    Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

    Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

    Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

    "Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"

    Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...

    Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...


     

    Комментарии

    Родина Екатерина Валерьевна

    Здравтствуйте Светлана, извините, что у меня оказался ваш материал я даже не знала что я его вывела а хотела свой материал разместить, а ваша статья очень мне понравилась и я ее оставила себе на заметку.Извините еще раз за это не доразумение со своей страницы ваш материал удалю!До свидания.