Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Родина Екатерина Валерьевна

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc957.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 61

г. Балаково, Саратовская область

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

        (обмен опытом)

                                                                  Подготовила: воспитатель

                                                                Жаренова Светлана Валерьевна

                                    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

       Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

 - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

 - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

 - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

 - познавательному развитию ребёнка;

 - эколого-эстетическому развитию;

 - оздоровлению ребёнка;

 - формированию нравственных качеств;

 - формированию экологически грамотного поведения;

 -экологизация различных видов детской деятельности.

     Так на занятиях по экологическому воспитанию и природному окружению дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия.

 Выстраивая систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников в сочетании с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно – тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции,  праздники.  Подобрала и систематизировала разные виды игр:

  1. подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;
  2. дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;
  3. настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
  4. словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
  5. творческие игры 
  6. (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

    В ноябре 2008 года дети подготовительной к школе группе №5 приняли участие в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригат, ребята представили на суд жюри сказку «Теремок» на экологический лад. В этом смотре-конкурсе дети заняли II призовое место среди 19 дошкольных образовательных учреждений города Балаково и были награждены Дипломом.

Воспитанники подготовительной к школе группы № 5

с воспитателем Жареновой (Пуховой) С.В.

         Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом.

         Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.

          В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

         Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.

        Эколого-дидактические игры в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки. Вот некоторые из них.

Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

Дидактическая игра «Угадай какая птица?»

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

         

     Придумывание экологических сказок: цель которых научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами.

Рассматривание внешних особенностей строения растений и животных

Наблюдение за их проявлениями (способами функционирования)

Наблюдение за живыми объектами

Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий

Знакомство с компонентами внешней среды

               Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность.

         Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.

         Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды.

         Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.

Используемая литература:

1.С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

2. А.М. Федотова «Играя, познаём окружающий мир: экологические сюжетно – дидактические игры для детей дошкольного возраста».

3. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru

4. Фотографии: Жаренова (Пухова) С.В, Ельшевичева Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...