Конспект занятия по теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Колесникова Елена Анатольевна

Закрепление знаний у детей о диких перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Перелетные птицы»

Задачи:

Закрепить знание детей о диких перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

Развивать  связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).

Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

 карточки с изображением птиц, маски птиц, разрезные картинки, пуховые и маховые перья птиц, веер.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Педагог: Ребята почтальон принес нам  неизвестное письмо. На письме есть адрес получателя г. Нерюнгри д/с «Веселый дельфин» старшая группа №9. А адрес отправителя неизвестен. Вскроем конверт, может там отгадка.

(Педагог показывает детям разрезные картинки)

Педагог: Какие – то картинки, а что нам с ними делать?

Дети: Собрать.

Дети собирают картинку, на которой нарисованы Гадкий утенок и Лебедь.

Педагог: Кто получился? Из какой сказки этот герой?

Педагог: Здесь письмо от лебедя: Ребята вы правильно вспомнили сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я вырос на птичьем дворе вместе с домашними птицами и все про них знаю, а сейчас возвращаясь из теплых краев, я встретил стаи перелетных диких птиц, я ничего о них не знаю, помогите мне расскажите о них.

Педагог: Ребята, поможем  лебедю? Давайте вспомним диких перелетных птиц. Поиграем в игру.

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Педагог говорит слова: Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка, и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

(сова, кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист)

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц:

Ласточка, грач, кукушка, сова, соловей, курица

Педагог: Какая птица лишняя? Почему?

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

Педагог: ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю ворону)

Педагог: Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

Педагог: Закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо вороны ставлю орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него  загнутый клюв и длинные, острые когти).

Упражнение с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.

Педагог: Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение называя причину того, о чем я буду говорить.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Поиграем в игру «Птицелов»

Игра  «Птицелов»

Дети с масками птиц на голове становятся в круг, в центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг птицелова со словами:

В лесу, во лесочке

На земле, на дубочке,

Птицы весело поют

 Ай, птицелов идет

Он в неволю нас возьмет.

Птицелов подходит к ребенку, который говорит:

  1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
  2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
  3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
  4. Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)
  5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
  6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
  7. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).

Педагог: Молодцы! Вы много рассказали лебедю о диких перелетных птицах, а он расскажет, почему птицы умеют летать.

Педагог: Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные)

Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены?

А другое -  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где  расположены маховые перья?

Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

 Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?

 Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

 Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

На примере веера показываю,  как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере.

Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Итог: Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."

Конспект о жизнидеятельности птиц...

Конспект занятия по рисованию "Птица счастья"

Занятиие по рисованию  с детьми подготовительной группы, с исползованием ИКТ....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект занятия по теме "Птицы"

Активизация и расширение словаря по теме "Птицы"....

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».

Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.Задачи: узнавать птицу, называть части тела....


 

Комментарии

Левина Евгения Владимировна

Здравствуйте, Елена Анатольевна! Очень понравилось занятие по теме "Перелетные птицы". Хочется отметить разнообразие методических приемов. Все занятие строится в игровой форме, что создает высокую моивационную готовность и несомненно достаточно хороший уровень усвоения материала детьми.Удачи ВАм!