Мы гордимся стариною
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Приобщение детей и родителей  к познанию и сохранению народных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_gordimsya_starinoyu.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

«Мы гордимся стариною!»

(совместное практическое мероприятие

родителей, детей и воспитателей)

Воспитатель:

Синицына Светлана Станиславовна

412163

Саратовская область,

Татищевский район,

п. Светлый,

ул. Гагарина д.17, кв.89

Синицына С.С.

2011 год

«Мы гордимся стариною!»

(совместное практическое мероприятие родителей, детей и воспитателей)

Пояснительная записка:

Данный конспект практического мероприятия поможет воспитателю приобщить детей и родителей  к познанию и сохранению народных традиций.

В мероприятии принимали участие родители воспитанников, бабушки.

Взрослые с удовольствием помогали детям в изготовлении тряпичной куклы-закрутки.

Актуальность мероприятия:

Как приятно видеть, как дети играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе. Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и «мастером» возникает особая связь.

Шерсть, ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка «заболела», то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек).

А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками.

У всех народов, в каждой семье, где были девочки, были и ТРЯПОЧНЫЕ КУКЛЫ. Обычно первую куколку делали малышке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялось, т.к. девочка получала необходимые навыки шитья, вышивания, училась пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами.

Попробуем и мы приобщить наших детей к изготовлению кукол.

Эпиграф:        

«Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа»

Цель мероприятия:        

Приобщать детей и их родителей к национальной культуре и традициям русского народа; познакомить детей с соломенной и тряпичной куклой как с предметами народного творчества; активизировать творческое воображение; привлечь детей к активному взаимодействию со взрослыми.

План проведения:        

  1. Рассказ воспитателя о традиции изготовления кукол в старину.
  2. Чтение стихотворений о куклах.        
  3. Правила обращения с ножницами.
  4. Игра «Из чего я сделаю куклу».                                             
  5. Мастерская «Тряпичная кукла».

Задачи:

1. Расширять знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении народной куклы.

3. Учить детей изготовлять куклы своими руками.

4. Воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего    народа.

Материалы для работы:

  • Лоскут ткани белого цвета 30 на 20см.
  • Лоскут ткани белого цвета 15 на 10см.
  • Цветные лоскуты.
  • Нитки простые и шерстяные.
  • Фломастеры.
  • Карандаши.

Инструменты для работы:

  • Ножницы.
  • Линейка.
  • Простой карандаш.

Техника безопасности при работе с ножницами:

  • Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
  • Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
  • При вырезании детали поворачивай ткань.
  • Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
  • При работе не держи ножницы концами вверх.
  • Не оставляй их в раскрытом виде.
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  • Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Ход:

Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит воспитатель в русском национальном костюме. На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки, тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки.

Воспитатель:

 Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно, всех вас видеть сегодня у меня в гостях, а я не одна пришла. Со мной моя давняя подружка – тряпичная кукла.

Ещё мазок неяркой краски,

И словно оживает взгляд.

Я окунаюсь в омут сказки

На двадцать долгих лет назад…

Туда, где девочкой беспечной

Играла в прятки и в лапту,

Жизнь представляла бесконечной,

Наивно верила в мечту,

Играла в матери и дочки,

Укрывшись где-нибудь в саду,

Для куклы штопала носочки,

Из трав «варила» ей еду.

И вот теперь вернулась в детство,

Увидев куклу пред собой.

Потише, не стучи так, сердце!

Дай насладиться тишиной.

                           Наталья Гумерова

Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное.

На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую игрушку уже могла делать любая девочка, и даже мальчик.

Стихотворения о куклах читают дети:

Ой, вы, куколки-игрушки,

Сувенирчики мои!

Мы их делали, старались,

Что б вы довольными остались!

Оберег для малышей-

Куколка «Куватка»-

От злого глаза ворожей

Повесьте у кроватки!

Бояре и боярыни!

Судари и сударыни!

У нас учиться поспешите,

Шейте, вяжите, творите!                 

Мы зовём к себе всех,

Кто любит весёлый смех

И веселье и игрушки,

И чудесны безделушки!

Солнце яркое встаёт,

Спешите к нам, честной народ,

Здесь обереги симпатичные,

Куколки отличные!

Праздник наш душе отрада,

И стесняться здесь не надо!

К нам поближе вы садитесь,

Старинному ремеслу учитесь!

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье — обереги, они оберегали человека от несчастья. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный — это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый — тепло, младенчество; зеленый — здоровье, молодость; синий — высокие помыслы и духовное общение; черный — сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Первую куклу ласково называли нянюшка. Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей распишу красками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла:

  • Берём кусок ткани, скручиваем его, согнём пополам.
  • Делаем перетяжки нитью в области шеи и талии. Это у нас получилась заготовка под тулово.
  • Из белого лоскута поменьше скручиваем ручки, протягиваем их между головой и талией. Отступаем от конца ткани и  затянем ниткой, получились кисти или ладошки рук.
  • Из цветного лоскута прямоугольной формы делаем сарафан или платье. Сгибаем лоскут пополам и вырезаем отверстие для головы.  Надеваем на куклу. На поясе вновь затянем ткань ниткой – это будет кофточка или сарафан (зависит от длины).
  • На голову повяжем платочек. Юбочку можно сделать любую, на ваш вкус пышную или узкую закрепив её на талии всё тем же способом – обмотав ниткой, также и фартук.

«Тряпичная кукла»

Свернута из тряпки

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Руки — словно лапки,

 Глазки — пара точек

 А лицо — комочек.

 Кукла смотрит косо,

 Взгляд ее уныл,

 Кто-то вместо носа

 Пуговку пришил.

 Но Параша любит,

 Нежит и голубит,

 И целует в щечку

 Маленькую дочку.

             М.А. Пожарова

Вот и пришло время приступить к работе. 

Обратите внимание, сначала делаем тулово, затем головку, ручки, кофточку, а затем повяжем платочек, юбочку и фартучек.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

Возьмите доскут ткани 30 на 20см. и не очень сильно закрутите. Отсюда и пошло название куклы — закрутка.  Эта заготовка называется «скалка». Согните её пополам. Теперь перевяжите тряпичную скалку хлопчатобумажными нитками на линии шеи и талии. Вот и получилось так называемое «тулово». Далее делаем руки. Для этого скручиваем белую ткань меньшего размера и вставляем между головой и талией.  При этом можно дать рукам любое направление. Вот и готова основа куклы.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и

 указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и

 средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и

 безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол,

 а другой закрывает ее)

Теперь ее можно нарядить в цветастый платок, юбку по своему желанию. Волосы и косы можно сделать из шерстяных ниток. Повяжите вокруг головы ленточку или платочек. Юбочку можно вырезать в виде круга с отверстием посередине и затянуть ее ленточкой вокруг талии. Куклу мы наряжаем.

Мы уже знаем, что по народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и чтобы не навредить человеку, давайте наших кукол сделаем радостными, весёлыми. Нарисуйте им глаза, ротик, щёчки.

Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время рассказать о том, какие получились  у вас куколки, как вы их назвали и почему.

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите

И, может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то однажды взгрустнётся-

Откройте нам то, что гнетёт вашу душу.

И кукла поймет, и щекой к вам прижмётся,

И, может быть, круг ваш печальный разрушит.

Но не обижайте, в нас спрятана сказка…

В нас столько тепла и доверия к людям.

И, может быть, кукла – всего только маска

Мечты, о когда-то несбывшемся чуде...

Дополнение:

        В нашей группе есть куклы, изготовленные из плотной бумаги и картона, украшенные тканью, тесьмой и рисунками. Они помогают мне в проведении праздников, народных и подвижных игр.

Литература:

  1. Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005г.
  2. www.rukukla.ru
  3. http://ds82.ru/doshkolnik/3344-.html        
  4. Ковычева Е.И. «Кукла в диалоге культур», Ижевск, Министерство общего и профессионального образования, 2001г.
  5. Куприна Л. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Детство-Пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

"Мы гордимся стариной!" праздник . подготовительная группа

Праздник «Мы гордимся стариною». Подготовительная группа.В зал, украшенный под старину, входят дети. Звучит русская народная песня «Калинка».Ведущий: Россия – мать! Тебе хвала!В веках ты видела ...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Игра – викторина в виде посиделок с педагогами «Мы гордимся стариной, стала нам она родной»

Целью данной игры -викторины, является систематизировать и закрепить знания педагогов об истории Руси: наших предках, их быте, жизни, о народных и фольклорных праздниках. Формировать чувство причастно...