Конспект занятий на тему "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию графомоторных навыков в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_pticy-_konspekt_zanyatiy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  ДС  КВ №62

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим и развитию графомоторных навыков в подготовительной группе на тему

«Перелетные птицы»

Воспитатели группы,

компенсирующей

направленности

для детей с ЗПР

Гатауллина М.А.

Богдан В.И.

2011г.


Программное содержание:

1.Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию:

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».


Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика:

Пришла весна,

                        сосульки тают,

Запели первые ручьи,

Медведь берлогу

                                 покидает,

А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово

Хлопки на каждое слово

Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

Ритмичные хлопки на каждое слово

Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда. Птиц нет, тишина.

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина –  черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

 - Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

 - Чем он питается? (мелкими грызунами)

 - Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

 - Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

 

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? ( нет) Что же делать? Кто нам поможет?


Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

- Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

- Кто Вы такой?

- Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

- Птенцами..

- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

- Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

- Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда  я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и  что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам .на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют.  Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы.  Опишите этот путь.

- Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

- Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

(Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски.  В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.)

- Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Давайте рассмотрим это дерево. Скажите:

    - какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

    - какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

    - какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

    - что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

    - что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

    - что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

    - что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

    - где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

    - где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат                        Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат.                Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз,                                 Соединяем большой палец с безымянным

клювик два,                Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки,                                 Сжимают и разжимают кулачки

   голова.                        Рисуют в воздухе руками круг

Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

(Во время работы детей повторить гигиенические правила письма).

Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Слышится пение птиц.

Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц».

Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."

Конспект о жизнидеятельности птиц...

Конспект занятия по рисованию "Птица счастья"

Занятиие по рисованию  с детьми подготовительной группы, с исползованием ИКТ....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект занятия по теме "Птицы"

Активизация и расширение словаря по теме "Птицы"....

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».

Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.Задачи: узнавать птицу, называть части тела....