Методическое пособие по формированию экологических представлений
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

 

Работа выстроена с  учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста  (наглядно- образных и наглядно действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала. Основной акцент в работе  сделан на формирование системы знаний детей о растениях на эмоционально - чувственной основе, через ознакомление их с природой родного края. Для формирования экологических представлений у дошкольников  использована  специальная методика экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическое  пособие по

формированию экологических

представлений

у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием растений.

                                                                     Составила:

                                                                    Титаева  Е.А.

                                                                              Воспитатель МДОУ№ 8                                                                                  

                                                                             «Светлячок» с. Панфилово

              Технология составление цветовой палитры.

Технология составления цветовой палитры достаточно проста. Любование природным объектом, его созерцание заканчиваются просьбой к растениям подарить на память несколько лепестков и стебельков. На лист бумаги выкладываются разные по форме и цвету части растений, записываются дата сбора и названия растений. Растения высушиваются в том виде, в каком их собрали, затем вместе с детьми в группе их аккуратно наклеивают; при этом разные растения нужно объединить так, чтобы они образовали композицию. За сезон составляется несколько цветовых палитр с каждой экологической точки.

Данный прием, подразумевающий совместную деятельность детей и

педагогов, позволяет запечатлеть красоту растения в разные времена года, сравнивать объекты наблюдения по цвету, биологическому разнообразию. В итоге дети учатся видеть красоту и гармонию родной природы.

                         Занятие № 1 «Тайна необыкновенных листьев».

                                                   (занятие – экскурсия).

        Программное содержание: учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Дать знания о защитной кожистой пленке, покрывающей хвою и оберегающей  ее от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни хвои. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.

        Активизация словаря: хвоя, защитный слой, устьице.

        Материал: лупы; микроскоп; блокноты для зарисовок «тайн» хвоинок; две яркие коробочки, в одной из которых лежат иголки сосны обыкновенной, в другой ели сибирской; карандаши; карточки со схематическим изображением отдельно хвои сосны и ели, и цифрами, обозначающими продолжительность жизни хвоинок; лист бумаги в форме карты-схемы.

        Предварительная работа: общее знакомство детей на прогулке с хвойным лесом, разучивание песен на стихи И.Токмаковой «Деревья» (муз. С.Бодренкова).

                Ход занятия

        Воспитатель с детьми приходят на заранее выбранную педагогом опушку смешанного леса или в парк, сквер, уголок «леса», расположенный на территории детского сада. Прислушиваются к «голосу» лесной опушки. Затем воспитатель предлагает назвать знакомых лесных друзей.

        «Как одним словом можно назвать все эти деревья? – спрашивает воспитатель. – Прислушайтесь еще раз к их «голосу» - шелесту листьев. Кто же догадался, как можно назвать эти деревья? (Лиственные). А сейчас, - с таинственным видом говорит воспитатель, - я приглашаю вас в уголочек такого леса, которому «трепет листьев незнаком, и он не шепчется тайком…», потому что растут там удивительные деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. Хотите открыть тайны этих необыкновенных листьев? Но сначала, дети, угадайте мою тайну. Вот в этих коробочках (показывает их) и находятся чудо-листья, о которых я вам говорила. Разделитесь на две команды и возьмите одну из коробочек. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие удивительные листья».

        Группы детей находят сосну обыкновенную и ель сибирскую, рассказывают об этих деревьях все что знают, читают знакомые им стихи И.Токмаковой:

СОСНЫ

         Сосны до неба хотят дорасти,

         Небо ветвями хотят подмести,

         Чтобы в течение года

          Ясной стояла погоды.

ЕЛИ

          Ели на опушке –

         До небес макушки –

         Слушают, молчат,

         Смотрят на внучат.

         А внучата-елочки –

         Тонкие иголочки –

         У лесных ворот

         Водят хоровод.

        «Кто из вас догадался, почему я ель сибирскую и сосну обыкновенную назвала удивительными деревьями? – спрашивает воспитатель – Можно ли назвать их лиственными растениями? Почему ель и сосну называют хвойными деревьями? Что же такое хвоя?»

        Обобщает высказывания детей: «правильно, хвоя – это видоизмененные листья ели, сосны. Как можно ласково назвать хвою? (хвоинка, хвоиночка, хвоинушка)? Затем педагог предлагает детям при помощи «волшебных стекол» - луп, рассмотреть и сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге. В процессе самостоятельной исследовательской работы детей воспитатель непринужденно уточняет, закрепляет сделанные детьми «открытия».  Дети вместе с педагогом в своих блокнотах «я – ученый» делают схематически сравнительные зарисовки особенности хвоинок ели и сосны. Далее воспитатель уточняет у детей, сбрасывают ли ель и сосна листья-иголки на зиму? Обобщает их высказывания: Листья-иголки у сосны и ели научились защищаться от холодов. Предлагает детям внимательно рассмотреть под микроскопом поверхность хвоинки ели, сосны и зарисовать или рассказать о том, что они увидят. Воспитатель подключается к разговору детей и рассказывает о том, что поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. «Этот защитный слой, - говорит воспитатель, - сохраняется на хвоинки в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, так она сразу же погибает». Воспитатель уточняет у детей, с помощью чего дышат деревья. Напоминает им, как они рассматривали в микроскоп  дыхательные «окошечки» листьев – устьица. Выясняет у детей, где находятся эти дыхательные окошечки (на нижней стороне листа, в холодное время они плотно закрыты, в теплое – раскрыты). «А вот у хвоинок,  - говорит воспитатель, - эти невидимые дыхательные  «окошечки» - устьица разбросаны по всей поверхности листьев – иголочек. И чтобы спасти себя от засыхания, замерзания, окошечки – устьица плотно запечатываются воском. Как вы думаете дети, - спрашивает воспитатель, - почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья (сосна, ель) стоят зелеными?» выслушав ответы детей, педагог обращает их внимание на приспособление древесных деревьев к среде обитания: хвоя ели, сосны живет на дереве несколько лет и лишь постепенно заменяется новыми хвоинками. Воспитатель предлагает детям игру «Угадай ,сколько лет живут хвоинки?» Она показывает детям поочередно карточки со схематичным изображением хвои сосны и ели, цифр, характеризующих продолжительность жизни хвои указанных пород деревьев: хвоя сосны обыкновенной – 2-3 года (цифры 2 и 3), хвоя ели – 5-7 лет (цифры 5и 7). После игры воспитатель спрашивает у детей: «Кто догадался, почему хвойные деревья называют вечнозелеными?» (Хвоя меняется постепенно). Для подведения итогов занятия педагог использует большой лист бумаги в виде карты – схемы уголка хвойного леса, на котором дети рисуют «тайны» из жизни хвойных деревьев. Расшифрованная карта- схема помещается в уголок для родителей для совместного обсуждения проблемы.

     Занятие №2 «Необыкновенная «одежда» березы».

                                (Занятие в природе)

        Цель: закрепить и обобщить знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы – берестой: внешним видом, строением, назначением, применением. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникающие вопросы. Способствовать эмоциональному восприятию живых существ – деревьев.

        Активизация словаря: береста, слоистый, балбер.

        Предварительная работа: знание воспитателем наизусть стихотворения А.Шлыгина «Спилили березу».

        Материал: лупы, микроскоп, «волшебная» коробочка, в которой лежат картонки с приклеенными на них отдельно кусочками коры черемухи Маака или черемухи обыкновенной, тополя, осинки, ели (по усмотрению педагога), небольшая стеклянная банка с водой, пробка из древесины.

                                Ход занятия

        Воспитатель с помощью яркой коробочки проводит с детьми игру «Вопрошай-ка»: предлагает детям спросить у нее, что находится в коробочке. Улыбаясь, открывает свой секрет: у нее в «волшебной» коробочке лежит необыкновенная «одежда» деревьев, которую они сначала могут потрогать руками, а затем уж посмотреть на нее.

        Дети по группам, получив картонку с определенными кусочками коры, угадывают название дерева и находят его на территории своего участка. «Кто из вас, дети, догадался, почему я кору деревьев назвала необыкновенной одеждой? – спрашивает воспитатель. – Для чего же нужна кора деревьям?» (Оберегает их от жгучего мороза, от палящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов.) «Можно ли эту необыкновенную «одежду» деревьев сравнить с одеждой человека? Почему?» Воспитатель предлагает детям сравнить знакомые им деревья с образом человека и придумать названия «одежде» деревьев. Например: осина – это девочка в серебристо-зеленом сарафанчике, тополь – стройный молодец в зеленом кафтане, черемуха Маака – девушка в расшитом золотисто-коричневыми лентами платье, дуб – богатырь, воин в доспехах. Затем воспитатель предлагает всем детям собраться у дерева, напоминающего юную, стройную девушку в беленьком платьице. Собравшись у березы, дети здороваются с ней, ласково поглаживая ствол кончиками пальцев, поют песню по стихотворению П.Воронько «Березка» (музыка М.Бака).

        «Кто из вас знает, как называется верхний слой коры белоствольных березок? – спрашивает воспитатель. – Можно ли бересту назвать защитницей березы?» «Да, - обобщает ответы детей воспитатель, - береста – это защитный покров дерева».

        Педагог предлагает детям превратиться в «ученых»: вооружиться чудо-приборами – лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы. Дети обмениваются впечатлениями о том, на что похожа береста. Воспитатель обобщает их высказывания и предлагает им на обсуждение свою версию: ей береста березы почему-то напоминает тоненькую книжку со склеенными страницами.

        Дети еще раз рассматривают кусочек бересты под лупой и микроскопом и приходят к выводу, что береста слоится.

        Воспитатель обращает внимание детей на новое слово «слоистый», предлагает объяснить его значение. Затем спрашивает у детей: «А у нас, людей, кожа слоится или нет? Можно сравнить верхний слой «кожи» березы - бересту – с кожей человека? Чем они похожи и чем различаются? (Живые клетки человека и живые растительные клетки.) Воспитатель обобщает ответы: «Правильно, дети, все живое состоит из клеток. Но только береста состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко соединенных друг с другом».

        Педагог предлагает детям растянуть кожу их рук и кусочек бересты, убеждаясь в их прочности. Затем выяснить у детей: стареют ли клетки кожи человека и «кожи» дерева? Предлагает показать старый слой бересты, находящийся на поверхности ствола, и самый молодой, находящийся в глубине ствола. Воспитатель уточняет знания детей о процессе замены у человека старых ороговевших клеток кожи. Дети имитируют этот процесс при помощи ладоней рук. Одна группа детей соединяет ладони плотно, другая – снизу тихонько раздвигает их и ставит свои ладони над ними. «Вот так же, - говорит воспитатель, - происходит замена верхнего слоя коры березы – бересты».

        С таинственным видом педагог ставит перед детьми стеклянную банку с водой, в которую предлагает бросить толстый кусочек бересты, а затем рассказать о том, что они увидят. В процессе рассматривания воспитатель бросает в банку пробку из древесины.

        «Почему же береста, как и пробка, не тонет?» - спрашивает воспитатель. Обобщает ответы детей: «Береста легкая, не пропускает воду, газ. И вот поэтому рыбаки из берестяного слоя делают балберы – поплавки для неводов (повторить новое слово «балберы»). «Народные умельцы, - продолжает воспитатель, -используют бересту для изготовления художественных изделий: корзинок, шкатулок и даже картин. Но можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев? – спрашивает воспитатель. – Правильно, это недопустимо. «Раздетая» береза вряд ли выживет. Дерево прекрасно, когда оно живое. Я хочу прочесть вам стихотворение Алексея Шлыгина «Спилили березу»:

  Стояла береза

           Встречала рассвет,

          Качала ветвями…

И вот ее нет.

        И небо поблекло,

      И вянет трава…

     Спилили березу.

          Зачем? На дрова…

      Стара уже стала,

       К тому же давно

Она затеняла

   Листвою окно.

          Гляжу я в окошко –

      А мне – не светло.

   Сижу я у печки –

А мне не тепло.

        «Я люблю эти печальные строки, - с грустью в голосе произносит воспитатель, - они учат нас, взрослых и детей, радоваться любому живому существу: букашке, ползущей по травинке, березке-«старушке», живущей на Земле, может быть, 200 лет, дождинке, сверкающей на лепестке тонконогого цветка…»

        По желанию детей педагог может прочесть стихотворение еще раз. Затем воспитатель предлагает полюбоваться белокорыми красавицами и обратить внимание на следующее: на всех ли березках есть необыкновенная «одежда» - береста? Подводит детей к маленькой березке, выросшей из летучего плодика-малышки, и предлагает ее внимательно рассмотреть. (Стволик похож на прутик и имеет коричневую кору, защитного покрова – бересты – нет. Лишь через десять или даже двадцать лет на стволе этой малышки-березы появится белый покров бересты.) Обобщая высказывания детей, воспитатель выясняет у них: знают ли они, почему у березок ствол имеет белый цвет. «В следующий раз, - с заговорщическим видом говорит воспитатель, - когда мы снова придем сюда, я вам открою эту маленькую тайну: почему березку называют белоствольной».

                Занятие № 3 « Колюч, как еж, красив, как роза».

Материал: блокнот для наблюдений, простые карандаши, натуральная веточка сибирской розы небольшого размера.

        Предварительная подготовка: выбор воспитателем места для проведения занятия в природе, знание стихотворения А.А. Пчельниковой «Роза», расшифровка значения новых слов.

        Ход занятия

Перед началом занятия воспитатель вносит вазочку с небольшой сибирской розой, накрытой бумажным пакетом с отверстием вверху, предлагает детям понюхать отверстие пакета и угадать, что внем находится. Показывая детям розу, воспитатель читает наизусть стихотворение А.А. Пчельниковой «Роза».

     Меня зовут розой.

Примите меня.

   Я очень душиста

   И цветом нежна.

 По цвету и имя

Такое мне дали

 И даже царицей

             За пышность прозвали.

- Почему розу называют царицей цветов? – спрашивает воспитатель. – за что она получила такое красивое имя? (За красоту, нежность, душистый ароматный запах.) Как вы думаете, откуда появились розы? Я хочу сугодня, - говорит воспитатель,- пригласить вас в такой уголок леса, где живет живое существо, которое в народе называют праматерью розы. Хотите познакомиться с ним?

        Подведя детей к определенному месту, воспитатель предлагает им подумать над вопросом: «Какое из видимых здесь растений можно назвать «праматерью» розы? Затем педагог читает детям загадку:

 Я кустарник невысокий,

                                                Ветви красно- бурые.

 Найдите,  дети, вы меня

И не будьте хмурыми.

                                               Мои красные розаны

           Смотрят нежно сквозь листву.

        Но смотрите на них глазами,

 Рвать нельзя их никому!

Защитить себя сумею,

   Ведь я «оружие» имею.

       Присмотритесь вы к моим

Основаньям листьев,

                                                 И увидите»оружие»

Очень –очень близко;

       Шипы парные – колючки,

                                                 Загнутые книзу,

     Попадете в руки к ним –

                                                 Вас ожидают слезы!

При отыскании шиповника воспитатель учит детей анализировать, стихотворную загадку и отыскивать отгадку по описанию. «Вот, наконец мы и нашли растение, которое называется дикорастущей розой, говорит воспитатель. – Кто знает его настоящее название? Шиповник – это дерево или кустарник? Что такое кустарник?»

        Обобщает ответы  детей: «Кустарник – это растение с деревянистым стеблем. Давайте повторим вместе это предложение. Кустарники обычно не имеют настоящего ствола. Стебель кустарника расходится под почвой на множество деревянистых стеблей, вот как у этого шиповника. А какие еще кустарники вы знаете? ( рябина, малина, сирень, смородина, крыжовник) Видов дикорастущих роз – шиповника - очень много. Есть роза иглистая, есть роза морщинистая, роза даурская. Роза корейская. Но этот шиповник возле которого мы с вами стоим , называют по- другому: розой коричной. Почему ей дали такое название? Опишите цвет ее ветвей (красно – бурые, почти коричневые), цвет розанов ее цветов(темно – красные). А какое «оружие»  имеет роза коричная у основания листьев? Найдите его. Как бы вы его назвали? (колючки, шипы) Шипы расположены на ветках попарно или по одиночке? Куда они смотрят: вверх или вниз? Для чего же такой красавице шипы? Найдите на шиповнике молодую веточку и старую. На какой веточке шипов больше? Где они чаще расположены?» (на молодой ветке)

        «А теперь, - говорит воспитатель,- сравните шипы по длине. У какой ветви они длиннее: у старой или молодой? ( у старой). Что было бы с дикорастущими розами, если б у них не было шипов?» Обобщает высказывания детей: «Верно, не будь острых шипов. Трудно пришлось бы шиповнику. Ведь его плоды привлекают не только человека, но и птиц, грызунов, медведей. А настоящую розу запах которой мы с вами вдыхали, ученые вырастили из разных видов шиповника. Шиповник модно считать действительно…кем? (проматерью розы)  А о самом происхождении шиповника народ придумывает разные легенды, одну из которых я вам сейчас расскажу.

Легенда о шиповнике

        - Полюбила однажды девушка- казачка пригожего юношу. Но сама она понравилась станичному атаману. Захотел он на ней жениться. Но девушка сказала ему: «Я тебя не люблю! Не пойду за тебя замуж!» И решил тогда атаман насильно увезти девушку. Но она убежала к реке и пронзила себе сердце кинжалом. Брызнула на песок горячая кровь, и вырос на этом месте куст вот таких прекрасных роз. Укрытых шипами от злых людей.

         Воспитатель предлагает детям взять с собой несколько сухих веток шиповника в группу и сделать макет « Цветущий куст шиповника». Из сухих веток, туалетной бумаги и краски.

      Занятие №4 «Растения под нашей защитой».

Оборудование .Гербарий, рисунки с изображением охраняемых растений, Красная книга, «письмо» черемухи, репродукции картин художников - пейзажистов: А.А.Рылов «Зеленый шум», Ф.А.Васильев «Болото в лесу».

Место проведения. Групповая комната.

Ход занятия

        Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны животным и человеку? Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие планеты»: они выделяют кислород. Без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Служат они и строительным материалом, сырьем для изготовления одежды и других предметов.

        Давайте рассмотрим репродукции картин. Что изображено на них? ( лес, поле, луг – картины родной природы). Природа – это еще и красота, без которой не может обойтись человек. К сожалению, растения находятся сейчас в большой опасности, многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха. Не случайна создана Красная книга природы, куда занесены  исчезнувшие, исчезающие, редкие, находящиеся под охраний государства растения.(демонстрирует Красную книгу).

Почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому наряду планеты.

        Не случайно растения называют нашими зелеными друзьями. Знаете ли вы . что за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода? Деревья в лесу растут очень долго, а люди часто губят его не задумываясь. Что грозит елям под Новый год? А как мы можем им помочь? Да мы будем объяснять людям, что лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.

        Пройдет зима, придет беда и к растениям, и тогда им срочно понадобится ваша помощь, потому что цветов в лесу остается все меньше и меньше. Иногда гуляя по лесу и присев отдохнуть на поляне. Мы ощущаем тонкий аромат. То бледно – голубая фиалка дает о себе знать. Оглянись и увидишь ее. Знай. Что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши трогать руками!.(показывает картинку с изображением этих цветов.)

         Весной достается и многим цветущим деревьям. Знаете каким?

Ее ломают ветками огромными.

  Молоденьких деревьев не щадят,

 И тянется за дачными вагонами

    На плач похожий, горький аромат.

        О чем это стихотворение? Да, черемуху обламывают так, что иногда голые ветки торчат, как иглы, из примятой листвы. А ведь черемухой можно любоваться , не повреждая ее. А как вы думаете, человек. Обламывая цветущие ветки, уничтожает только красоту или еще что-то? Правильно, на обломанной черемухе не будет ни цветов. Ни ягод.

        Резко сокращается количество других цветов на Земле. Вам знакомы эти цветы? Как они называются? Кто из вас видел их в природе? Где они растут?. (показывает картинки кубышки, кувшинки, ландыша, направляет рассуждения детей).

        Кубышка. Душистая водная красавица. Без воды быстро увядает. Не рвите ее никогда!

        Кувшинка. Белоснежная, но только в воде. Сорванная, она поникает и закрывается зеленой чашечкой. Мы встречаем ее все реже и реже. Берегите этот цветок1

        Многие растения занесенные в Красную книгу . являются лекарственными. Они находятся под двойной охраной и защитой. Догадайтесь. «Цветок как бубенчик, беленький венчик. Цветет он не пышно. Звенит ли? Не слышно». (ландыш)

        О каких еще цветах мы не должны забывать? Отгадайте загадку: «Эй, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет2. (колокольчик)

        Давайте прочитаем стихотворение про колокольчики В.Мусатова «Синий звон».

   Звенят - никто не слышит.

Лишь ветер поколышет.

              Льют колокольчики – динь-дон!-

      Из синих чашек синий звон.

        Этот цветок стал в наших лесах очень редким. Никогда не рвите его и не позволяйте другим!

         Давайте еще раз посмотрим и запомним цветы, которые надо особенно беречь (кувшинка, колокольчик. Ландыш, фиалка.)

Давайте следовать словам поэта С. Воргуна:

   Я должен над цветами наклониться

       Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

                                          И доброе лицо им показать.

        Что же будет если исчезнут растения? Правильно на Земле не будет жизни. Как же мы с вами можем помочь растениям?( воспитатель помогает сформулировать ответы, знакомит с доступными видами деятельности.)

        В конце занятия воспитатель предлагает детям создать Красную тетрадку или папку, в которую они будут складывать картинки или открытки с изображением редких или исчезающих растений.

                 Занятие № 5 « Знаем ли мы комнатные растения?

(КВН)

Оборудование: флажки в 2 ведерках, призы командам, задания «Помоги пчелке», «Дети устроили цветник», модель описания растений, конверты с заданиями, игра «Свет- тень», 2 растения: одно- полито, другое- нет, земля у обоих закрыта, 2 растения (фиалка. Аспарагус); лейка. Опрыскиватель, кисть акварельная, клеенка на отдельном столике; эмблемы команд.

        - Сегодня у нас состязание команд

        - Капитаны, представьте свои команды.

        - за соревнованием следит жюри. На вопросы надо отвечать поднятием руки. Ваши ответы оцениваются колечками пирамидки. Победит та команда. У которой выше пирамидка.

        - Теперь разомнемся.

Разминка.

  1. Какое растение летало в космос? (традесканция)
  2. Какое растение носит название «щучий хвост»? (сансивьера)
  3. Какое комнатное растение лечит?( алоэ)
  4. Какое растение назвали «Ванька мокрый»? (бальзамин)
  5. какое растение носит название месяца? (декабрист)
  6. Из какого растения добывают каучук? (фикус)

Наша пчелка собрала  и письма с жалобами от растений другой группы. Наш следующий конкурс «Жалобы растений». Их надо узнать и помочь

Жалобы растений.

  1. Я растение, похожее на куст, стебель короткий. Прямой, листья светло- зеленые, округлые. Бархатистые. Цветы могут быть разными по цвету, небольшие. Дети меня держат на солнышке, моют листья тряпочкой, открывают форточку. Чтобы у меня было больше воздуха, а я бледнею, цветы поникают. Что со мной ребята? ( фиалка ,нельзя держать на солнце, мыть листья, держать на сквозняке)
  2. Я, как и моя подружка фиалка тоже куст. Но листья большие, похожи на ландыши, гладкие, темно-зеленые. Дети любят за пахучие. Похожие на нарцисс цветы. Посадили в большущий горшок и опрыскивают, а мне так в этом горшке скучно и одиноко. ( лилия, любит тесный горшок, листья надо мыть)

- А теперь немного отдохнем, но за этот конкурс вас тоже будут оценивать: кто лучше покажет движения, получит приз.

Утром пчелка - трудяга проснулась,

Улыбнулась,  потянулась!

Раз – росой она умылась,

     Два – изрядно покружилась.

   Три – согнулась и присела,

                                          На  четыре -  улетела !

Слово жюри.

        - Проверим дальше, хорошо ли вы умеете ухаживать за растениями.

Умейка.

  1. Среди 2 растений, земля у которых закрыта, найди политое растение.  Как узнать? ( по температуре, на ощупь , по цвету земли)
  2. Среди 2 растений найди растение, нуждающееся в сухой чистке.      ( чистить – опушенные листья, опрыскивать – с мелкими листьями)

- А теперь задание пчелки для капитанов.

Конкурс капитанов.

  1. Игра «Свет – тень» ( разложить , назвать)
  2. «Отгадай растение» - по модели загадать растение другому капитану. Тот должен отгадать , назвать вид размножения, затем меняются.
  1. Это растение – куст, стебли свисающие, листья маленькие, светло зеленые, с иголочками. (аспарагус, размножается корнями)
  2. Это растение – куст, стебель полый, листья темно – зеленые, гладкие. (щучий хвост, размножаются листом)

Слово жюри.

- У нас открылась выставка. Как вы думаете, могут ли ежи цвести? И тогда это не только ежи, но и бабочки. Мотыльки, звездочки. А зовут их? (кактусы)

 - Кто вспомнит стихотворение , загадку про кактусы?

Загадка: Накрыт стакан с водицей ежовой рукавицей.

Стихотворение – инсценировка

1-й ведущий.          В школьный зал пришла ежиха

                                 Посмотреть на двух ежат.

Ежиха.                                Почему они так тихо

                                            На окне всегда лежат?

                                            Вы , ежата , мне скажите,

                                            Вы здоровы или нет?

 Если – да, то выходите

    Поглядеть на белый свет.

   2 – й ведущий.       Мы ежей не держим тут,

                                    Это вовсе не ежата –

                                    Это кактусы растут!

                                    Ей теперь смотреть обидно

                                     На колючих малышей.

Ежиха.                                   Двух обманщиков, как видно,

 Приняла я за ежей!

Ведущий. Кактусы – уникальные представители растительного мира, разводить их можно в любых условиях. Первым известным коллекционером был лондонский аптекарь  Морган.

        Земляная смесь должна быть рыхлой с большим количеством песка, гравия, кирпичной крошки. Поливают в период роста и цветения. В теплые месяцы растения можно опрыскивать. Кактусы нуждаются в большом количестве света. Зимой растения держат  в прохладном. Но светлом месте.

        - Вот и выполнили мы все задания от пчелки, она улетает назад в улей, а у нас остаются наши друзья, которые весь год радуют нас зеленью, яркими цветами.

        Слово жюри. Награждение.

        Наблюдение -«Какие они, цветущие растения ?»

Цель. Закрепить знание названий цветов, растущих на участке детского сада, особенностей их строения, условий, необходимых для развития. Уточнить представление о том, почему одни растения называются однолетними, а другие многолетними. Продолжать учить сравнивать растения по высоте, по форме и окраске листьев, цветов, по запаху. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение наслаждаться красотой цветущих растений, желание сохранять ее.

Активизация и обогащение словаря. Календула, хризантема, золотые шары, гвоздика, бархатцы; однолетние, многолетние; махровые.

Предварительная работа. Экскурсия в цветочный магазин, рассматривание открыток на тему «Садовые цветы», чтение литературы (Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. Ярмарка цветов. М.: Педагогика-Пресс, 1998; Лучич М. В. Детям о природе; Растения цветника. М.: Просвещение, 1989).

Ход наблюдения

Показ и рассматривание летней палитры цветника. Любование цветущими растениями.

1.Вопросы к детям:

•Посмотрите на цветовую палитру летнего цветника и вспомните: какие цветы украшали наш сад летом? (Лилии, ирисы, маргаритки, пионы, маки и т.д. Дети узнают растения по цвету и форме лепестков и листьев, по размеру цветков.)

•Каким был летний цветник?(Ярким, пестрым, красочным.)

   2. Чтение фрагмента стихотворения В. Малькова «Осень».

Промелькнуло быстро лето,        

Пробежало по цветам,        

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень...

Вопросы к детям

  • Скажите, как изменился цветник с наступлением осени? (Цветущих растений стало меньше )
  • Назовите их. (Календула, хризантема, бархатцы, золотые шары.)  

• Как  выглядит  осенний  цветник?(Цветущих растений осталось не так много, как летом, но они все очень красивые: на них приятно смотреть, можно наслаждаться нежным цветочным ароматом.)

3. Рассматривание растений.

Вопросы к детям

  • Какие части растений вы знаете?
  • Для чего растениям нужен корень? стебель? листья? цветы?
  • Что нужно растениям для нормального роста и развития?
  • Давайте вспомним: как мы ухаживали за цветником?
  • Что появляется у растений после их цветения?
  • Какие растения называются однолетними? многолетними? Растения, которые живут одно лето, называются однолетними. К ним относятся: настурция, львиный зев, петуния, левкой. (Показ растений на фотографиях или картинках.) Такие растения, как пионы, лилии, ирисы, золотые шары,  тюльпаны,  флоксы,  называются многолетними, их корни зимуют в земле. Чтобы они не замерзли зимой, перед заморозками их утепляют. Как мы можем утеплить корни многолетних растений?

4.        Игра «Найди по описанию» (дети должны найти на клумбе знакомые растения по описанию формы листьев, цветов, их окраски).

  1. Сравнение календулы и золотых шаров.
  2. Вопросы к детям
  • Как называются эти растения?
  • Какие они по высоте? (Дети показывают высоту растений руками.)

         Какого цвета их лепестки? листья?

Положите листья на ладонь и определите: какой они формы?

  • Какой формы  цветки у календулы? У золотых шаров?
  • Потрогайте, погладьте цветы. Что вы чувствуете, прикасаясь к ним?
  • Понюхайте цветы. Что можно сказать об их аромате, какой он?

6.        Рассказ воспитателя.

«Много цветов выращивают сегодня в наших садах. Трудно поверить, но когда-то Русская земля была очень бедна садовыми растениями. Спасибо путешественникам! Исследуя новые земли, они находили там неизвестные растения с красивыми цветками и привозили их к себе на родину. Всем хорошо знакомы гвоздика, фиалка, мак. А ведь они переселились к нам из теплых стран Средиземноморья! Африка подарила нам гладиолус, герань. Америка поделилась флоксами, георгинами, настурцией. Со временем эти "иностранцы" прижились на наших клумбах и стали самыми обычными растениями».

7.Любование цветником. Составление букета из трех-четырех растений.

Последующая работа. Рисование цветов, составление осенней цветовой палитры; перед заморозками выкапывание не расцветших растений: астр, гвоздик; пересадка их в ящики, уход за ними в группе.

                   

                        Наблюдение «Первоцветы».

Цель. Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус). Продолжать учить рассматривать растение, выделяя его части: стебель, корень, листья, бутон, цветы. Упражнять в умении различать растения по внешним признакам, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за ними.

Активизация и обогащение словаря. Нарцисс, тюльпан, крокус; первоцветы; талая, влага; луковица, лепестки, бутон; привенчик, трубчатые, бокаловидная форма, сорт.

Предварительная работа. Рассматривание альбома «Растения цветника», открыток, фотографий; игра «Найди цветок по описанию»; чтение литературы (Касаткина В. Родная природа; Богатырева Н. Цветы вокруг нас; Многолетние цветочные растения. Ижевск: Удмуртия, 1994).

Ход наблюдения

1.        Любование первыми весенними цветами.

Ой вы, цветики-цветочки, Разноцветные листочки! Вы бутоны раскрывайте -Наши грядки украшайте. По садовому веленью, Огородному хотенью И еще по просьбе нашей В огороде стало краше. Вопросы к детям

•        Изменилась ли жизнь растений с приходом весны? Как? Как называют первые весенние цветы? Какие первоцветы вы знаете?

•        Какие первоцветы есть на нашей клумбе?

•        Почему растения проснулись? Кто их разбудил? (Теплое весеннее солнышко растопило снег и лед, превратило их в талую воду. Весенние талые воды напоили растения - вот они и проснулись, зазеленели, расцвели.)

2.        Рассматривание и обследование нарциссов.

Вопросы к детям

  • Как называются эти нежные весенние цветы?
  • Хотите узнать, почему у них такое необычное название?

3.        Рассказ воспитателя.

«Древний миф рассказывает о молодом, необычайно красивом юноше по имени Нарцисс. Однажды Нарцисс решил напиться из чистого светлого источника. Нагнулся над водой и увидел в ней свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и с тех пор потерял покой. Каждое утро приходил он к ручью и погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но напрасно. Юноша перестал есть, пить, спать, так как не в силах был отойти от ручья, и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели в последний раз, вырос душистый белый цветок. Люди стали называть этот цветок по имени юноши - нарцисс. А про того, кто себя очень любит и ценит, с тех пор говорят "самовлюбленный нарцисс". Народы многих стран считают нарцисс символом весны и расцвета природы. Многие поэты выражали свою любовь к этому цветку в своих стихотворениях».

Золотинкой в серебре

Песнь нарцисса в хрустале,

Свежая-пресвежая,

Нежная-пренежная.

Над цветком наклонишься -

Нежностью наполнишься.

  • Давайте рассмотрим строение нарцисса. На что похож корень растения? Что
    можно сказать о форме, цвете, количестве листьев? Какой стебель растения по высоте? толщине? (Дети обследуют растение при помощи рук.)

-Что такое бутон?

  • Какой формы цветки растений? Что можно сказать об их величине?
  • Сколько у нарцисса лепестков? Какие они по форме? по цвету?
  • Как называется серединка у цветка?(Привенчик.)
  • Что вам напоминают привенчики нарциссов? (Они похожи на трубочки.) Отсюда название такого сорта нарциссов - трубчатые. Существует несколько сортов этих удивительных растений, например махровые, которые отличаются наибольшим количеством лепестков. (Показ фотографий или открыток.)
  • А какие условия необходимы для роста нарциссов? (Нарциссы нетребовательны к почве, хорошо переносят затенение, не боятся холода,
    но зато требуют много влаги в период цветения.)
  • Как вы думаете, как размножаются эти цветы? (Они могут размножаться двумя способами: семенами и корнями - луковицами.)

•        Понюхайте цветы, прикоснитесь к их листочкам, лепесткам! Что вы чувствуете?

4.        Рассматривание   и   обследование тюльпанов.

Вопросы к детям

  • К каким растениям относятся тюльпаны - к многолетним или однолетним?
  • Кто хочет описать внешние особенности этих растений?
  • Присядьте, осторожно положите лист растения себе на ладошку. Какой он по величине? по форме? на ощупь?
  • Какую форму имеет цветок тюльпана?(Бокаловидную.)

•        Сколько лепестков у цветка? Какой они формы? цвета?

  • Что можно сказать о высоте, толщине стебля?

-Что находится у растения в земле?

-Какой формы корень у тюльпана?

  • Какие условия необходимы этим растениям для роста? (Тюльпаны требовательны к почве, свету и влаге. Они нуждаются в тщательном уходе и заботливом отношении.)

-Как размножаются тюльпаны?

5.        Игра «Узнай растение».

Цель. Учить определять растение по листьям, находить его на цветовой палитре среди других растений.

Вопросы к детям

  • Какому растению принадлежат эти узкие, длинные листья с белой прожилкой
    посередине? (Крокусу.)
  • Скажите, когда цветут крокусы? (Ранней весной, едва сойдет снег.)
  • Как выглядит цветок этого растения? Найдите его на весенней цветовой палитре.
  • Что позволяет первоцветам пробуждаться так рано?

6.        Труд детей в цветнике.

•Как мы будем ухаживать за первыми цветущими растениями цветника?

Дети берут лейки и поливают растения.

Последующая работа.

Игра «Цветочный магазин», составление весенней цветовой палитры цветника, труд в цветнике, составление и разгадывание кроссворда.

             Наблюдение «Ель красива во все времена года» .

Цель. Уточнить представление о строении ели. Показать красоту деревастройность, пирамидальная форма, зеленый наряд, снежное (убранство). Закрепить знания о том, как размножается ель, где растет, какие условия необходимы для ее роста. Развивать наблюдательность, умение задавать вопросы и отвечать на них. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

Активизация и обогащение словаря. Белоснежная, верхушка, ветви-лапы, смола-живица, крона, ельник, древесина; красновато-бурая, шероховатая; пружинистые; полумрак, затенение; поодиночке, рассеваются, побеги.

Предварительная работа. Экскурсия в лес; игры: «Узнай по описанию», «Кто лучше запомнит?», «Разведчики»; рассматривание альбома «Деревья наших лесов»; чтение литературы (Зотов В. Лесная мозаика. М.: Просвещение, 1993; Николаева С. Экологическое воспитание в детском саду; Михалков С. Елочка).

             Ход наблюдения

  1. Рассматривание ели.

Вопросы к детям

  • У какого растения, мы сегодня в гостях?
  • Что вам нравится у ели? Чем она красива? (Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой. Волшебница-зима подарила елочке белоснежную пушистую шубку.)

2.Чтение стихотворения Е. Трутневой«Елочка».

Выросла елочка В лесу на горе,

У нее иголки Зимой в серебре,

У нее на шишках Ледышки стучат,

Снежное пальтишко Лежит на плечах...

•А теперь закройте глаза и сделайте глубокий вдох носом! Что вы чувствуете?

(Свежесть морозного воздуха и аромат хвои. Находиться рядом с елкой полезно для здоровья.)

  1. Продолжение рассматривания ели.

Вопросы к детям

  • Что можно сказать о строении ели, что у нее есть?
  • Что это у ели? (Ствол.) Какой он по высоте? толщине?
  • Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь?
  • Что произойдет, если поранить кору ели?  (Дерево залечит рану с помощью смолы -живицы.)
  • Почему на ветках взрослой ели не бывает много снега? (Широкие ветви-лапы не ломаются под тяжестью снега, потому что они гибкие, пружинистые. Ветви наклоняются все ниже и ниже, и снег с них сползает.)
  • Смогут ли выдержать тяжесть снега ветки молодой елочки? Как мы можем ей помочь?
  • Посмотрите и скажите: как располагаются ветви на стволе дерева?
  • Что напоминает ель своей кроной?
  • Почему в еловом лесу царит таинственный полумрак? (Потому что у елей очень плотные, густые кроны, они создают сильное затенение.)

•Как называют лес, где растут одни ели? (Ельник.) Стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину.

  • Кто скажет, что растет на ветках ели? Что можно сказать о хвоинках? (Они значительно короче сосновых, на ветвях растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие.)
  • Как долго живут иголки на ветвях ели? (Обычно пять-семъ лет.)
  • Что происходит со старыми иголками?
  • Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишки.) Иногда шишек бывает так много, что от их тяжести даже ломаются ветки.
  • Какой формы у ели шишки? цвета? величины? {Примечание. Для более тщательного обследования шишек можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой или с помощью микроскопа.)
  • Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц?
  • Как выглядят семена ели? Что происходит с ними ранней весной?
  • Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян? (Выпав из шишки, семена долго кружатся в воздухе, очень быстро вращаясь.) Подхваченные ветром, семена могут улететь очень далеко от материнского дерева.
  • Какие условия нужны семенам, для того чтобы они проросли? (Влага и хорошая почва.) Ель никогда не вырастет на бедных питательными веществами болотах и песках. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в большом количестве солнечного света.  Маленькие елочки очень чувствительны к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки - побеги.
  • Где растут ели?
  • В лесу часто встречаются поваленные ветром старые ели. Как вы думаете почему? (Корни ели расположены неглубоко, по этому в сильный ветер не всегда могут удержать могучее дерево.)

4. Поющее дерево.

«Что это за дерево? Правильно, это ель, но не простая, а особая. У нее древесина хорошо отражает звуки, как бы поет при ударе по ней. Ходят лесники по лесу, стучат молоточком по елям; на тех, которые поют, ставят метки. Древесина такой ели идет на изготовление музыкальных инструментов: рояля, скрипки и др. Из нее также изготавливают бумагу, используют как строительный материал. Вот сколько пользы приносит ель! Ее нужно беречь, заботиться о ней и охранять ее. И как хорошо, что можно любоваться таким красивым деревом, как ель!».

В конце наблюдения дети еще раз любуются красотой зимнего дерева, читают елочке знакомые стихи.

Последующая работа. Сбор шишек, веточек, кусочков коры, хвои для составления цветовой палитры «Хвойные деревья»; рисование зимней ели; проведение акции «Елочка - живая иголочка».

               

                       Экскурсия - «Очей очарованье».

Цель. Закреплять знания об основных потребностях живых организмов. Продолжать учить сравнивать объекты и явления природы, находить различия и сходство, классифицировать объекты и явления по существенным основаниям. Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Активизация и обогащение словаря. Панорама, низинка; чистотел, череда, по-гоныч; крылатые, плоды; стаи, перелетные, потомство; первоосенье, бабье лето.

Предварительная работа. Беседа с детьми на тему «Памятники природы и правила поведения в памятниках природы»; подбор стихотворений, пословиц, поговорок об осени; чтение литературы (Бек-кер И.Л. Времена года; Стрижев А.Н. Календарь русской природы; Новосел осени. М.: Колос, 1993).

Ход экскурсии

1. Станция Панорама. Любование сентябрьским днем, красотой заливного луга.

Чтение фрагмента стихотворения А.С. Пушкина «Осень».

Вопросы к детям

- Что сегодня особенно волнует каждого из нас?

- Что нравится в этой панораме?

- Какая сейчас погода?

  - Какие краски взял бы художник, чтобы нарисовать небо в этот день?

  - Теплее или холоднее сегодня, чем летом?

  - Посмотрите на заливной луг, полюбуйтесь его красками. Какими словами вам хочется выразить свои чувства от встречи с ним?

  - Изменился ли Заливной луг по сравнению с летом? Назовите краски,
преобладающие в цветовой гамме луга.

2.        Станция Низинка. Рассматривание растений на Заливном лугу.

«Разойдитесь по Заливному лугу, рассмотрите и обследуйте растения, которые вы найдете здесь».

Вопросы к детям

• Какие известные вам деревья, кустарники, травянистые растения вы увидели?

• Изменилась ли окраска листьев у растений? (В кронах деревьев и кустарников появляются отдельные пожелтевшие листья, которые заметно выделяются на зеленом фоне остальной листвы.)

  • Начали ли опадать листья с деревьев и кустарников? Почему это происходит осенью?
  • Цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Назовите их. (В это время на Заливном лугу можно разглядеть ромашки, луговые васильки, чистотел, иначе его называют «погоныч ласточек». Осенью он как бы торопит их к отлету.)
  1. Станция Ива.
  2. Рассматривание семян дерева и травянистого растения.

Вопросы к детям

•        Осенью в жизни растений происходит очень важное событие. Какое? Вы правы, осень - пора созревания плодов и семян. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство.

Показывает детям семена клена.

  • Вы узнали, с какой ветки детки? Как вы догадались? (Семена клена как будто крылатые.)
  • У каких еще растений появились семена? (Дети отыскивают семена растений и рассматривают их через лупу.)

•        Кто помогает семенам распространяться в природе?

4.        Станция Отдых.

  • Воспитатель предлагает детям успокоиться, послушать звуки окружающей природы, насладиться ее осенними запахами.

Наша экскурсия завершается. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

 Есть в осени первоначальной

  Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Ф.И. Тютчев

Вопросы к детям

  • Как можно назвать это время осени? (Ранняя осень, первоосенье, бабье лето.)
  • Чем погода и растения в пору ранней осени напоминают лето? Чем они отличаются?

Перед уходом дети вместе с воспитателем составляют осеннюю цветовую палитру Заливного луга, собирают красивые листья для составления гербария, фотографируются, прощаются с природными объектами.

Последующая работа. Составление гербария, рисование на тему «Ранняя осень», сбор семян растений для подкормки птиц зимой.

                         

                             Работа в кружке «Мы ученые».

                        Опыт-наблюдение  «Как появляются растения».

        

Дать детям знания о том, что новое растение можно вырастить из семени.  Учить сравнивать формы семян (овальные, круглые, удлиненные, плоские и т.д.), величину, поверхность (гладкие, шероховатые, ребристые и т.д.). Совершенствовать непринужденное общение детей друг с другом и со взрослым. Вызывать состояние предвкушения радости при открытии «тайн» семян растений.

        Материал: семена разнообразных растений, наклеенные на полоску бумаги или россыпью; лупы, микроскоп, простой карандаш, блокнот для зарисовки; проросшие семена растений.

        Активизация словаря:  ребристый, шероховатый, проросток, зеленая масса.

        Примерный ход работы.

1. Внесение воспитателем яркой коробочки. Знакомая детям игра «Спроси, что в коробочке?» Совершенствовать умение детей задавать разнообразные вопросы.

2. Игра «Угадай, чье это семя». Рассматривание семян тыквы, мятника, огурца, подсолнечника и др. с помощью луп, микроскопа. Зарисовка понравившегося семени.

3. Решение проблемного вопроса «Эти семена живые или мертвые? Можно ли их оживить и при помощи чего?»

4. Внесение воспитателем проросших семян на увлажненной вате, в стакане на увлажненной салфетке, на поверхности земли. В процессе разговора дети получают и закрепляют представление о стадиях роста и развитии растений: семя, проросток, зеленая масса.

5. Посадка детьми огорода-«малыша»: мальчики в ячейки из-под яиц сажают «Фруктовый сад»- семена груш, яблонь, слив; девочки – овощные культуры- морковь, тыкву, патиссоны и т.д.

6. Варианты совместной деятельности с подгруппами детей.

 - Длительные наблюдения за полным циклом развития растения и зарисовка результатов наблюдений в альбомах, календарях природы.

 - Беседа с детьми по проблеме «Взрослое растение и растение-малыш».

 - Работа в микрогруппах, где первая группа детей, в количестве 4-5 человек, вместе решают проблемный вопрос «Как узнать, что растение растет?». Вторая группа решает вопрос «Как узнать – взрослое растение или маленькое?». Третья, используя моделирование, раскладывает в определенной последовательности картинки с изображением стадий конкретного растения. Решение микрогруппой своего вопроса. Обсуждение его, конкретное отстаивание своей точки зрения.

                             Опыт « Из чего сделаны растения».

        

Уточнить внешнее строение растений: корень, стебель, лист, плод, цветок. Познакомить с растительной клеткой лука, арбуза, комнатных растений, ее внешним видом, элементарным внутренним строением, формой, цветом. Закрепить познавательную информацию в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, при помощи пластических движений тела, рук, ног.  Вызывать интерес к познанию растительного мира.

Активизация словаря: растительная клетка.

        Примерный ход работы.

1. Коллективное решение детьми и воспитателем проблемного вопроса: «из чего сделан человек?» методом брейнсторнинга (мозгового штурма). Ни одна идея детей не подвергается высмеиванию.

2. Аналогичное решение вопроса «Из чего же сделаны растения?». Закрепление внешних признаков растений.

3. Рассматривание под микроскопом тонких срезов лука, зеленых листьев растений.

4. Рассказ воспитателя о растительной клетке. Рассматривание цветной модели клеток лука и картинки с изображением кирпичного дома. Определение сходства между ними.

5. Игра «На что похожи клетки лука?» - подбор выражений. Изображение клеток растений с помощью пальцев.

6. Изготовление детьми альбомов «ученых», в которых каждый нарисует  то, что увидел в микроскоп.

                           Опыт « Необыкновенное «дыхательное окошко».

        

Знакомство с проблемой «Как «дышат» растения?». Рассказ воспитателя о специальном отверстии в кожице листьев – как бы окошке со ставнями, которые расходятся, и между ними образуются щель, через которую дышат растения. Днем на свету «дверцы» листьев открыты, а на ночь закрываются. Можно ли увидеть, что растения «дышат»? Опыт на определение дыхания растения: срезать молодые побеги любого растения с распустившимися листьями, бросить их в стеклянную банку и, закупорив пробкой, поставить в совершенно темное место. Через день внутренние стекла окажутся запотевшими, а если мы вольем внутрь сосуда известковую воду, то она помутнеет от скопившегося углекислого газа.

        Тот же опыт проделать с прорастающими семенами гороха, бобов. Но банку с такими семенами можно оставить на свету. Прорастающие семена растений за сутки выделяют определенное количество паров воды. Все это доказывает, что растения, как и человек, дышат.

                          Опыт «Движутся ли растения».

        

Проведение эксперимента по установлению зависимости роста растений от освещенности. Положить боком цветочный горшок с бальзамином, подложив под края горшка деревянные дощечки. Через некоторое время дети обнаружат, что стебель растения изогнулся и потянулся вверх. На нижние веточки комнатного растения надеть кусочки картона так, чтобы нижние листья оказались защищенными от солнечного света. Через несколько дней осмотреть листья растения. Установить, есть ли разница между верхними (открытыми) листьями и теми, что были закрыты от солнца картоном. Воспитатель может использовать в работе модели Хайдуровой по установлению зависимости роста растения от освещенности. В последующих опытах, наблюдениях воспитатель знакомит детей с движением в ответ на прикосновение (усики гороха, стыдливая мимоза), движением растений под действием влаги (прорастание ростка), движением цветков, лепестков (тюльпан в тепле раскрывает лепестки, в холоде закрывает их; цветы одуванчиков, вьюнов при восходе солнца открываются, на ночь закрываются).

                               Опыт  « Что едят растения».

1. Опыт по выявлению влияния солнечного света на растение.

2. Опыт с черенком бальзамина. Поставить его в подкрашенную воду.

Понаблюдать за изменениями.

3. Опыт на демонстрацию производства листом пищевых веществ (сахара, крахмала). Веточку водного растения – элодеи подержать несколько часов на солнце, затем положить в раствор йода на 2-3 минуты, отмыть и рассмотреть в микроскоп. Видны крошечные темно-синие пятнышки. Это крахмальные зернышки. Рассмотреть настоящий крахмал (капнуть на срез картофеля йод - появятся темно-синие пятнышки).

                         Опыт « Кто в разноцветных листочках живет?»

1. Рассматривание с помощью микроскопа тонкого среза листа традесканции, колеуса или другого растения. Познакомить детей с красящими зернышками, которые находятся в растениях. Отметить их форму (шаровидную, слегка вытянутую) и цвет. Подвести детей к обобщению: зернышки эти живые, могут делиться. И если в листе много красящих зеленых зернышек, то лист имеет зеленую окраску.

        Решение проблемного вопроса: почему же листья осенью на деревьях бывают желтыми, красными, зелеными.

2. Игровое моделирование дерева с разноцветными листьями с целью закрепления новой познавательной информации. Можно использовать музыкальный фон и вождение хоровода вокруг дерева.

        Пересадка комнатного растения « Мой зеленый друг».

Материал. Комнатное растение группы, необходимый материал для пересадки растения ( новая обогащенная почва. Совочек, клеенка, вода, дренаж, баночка с водой для черенков).

Примерный ход работы.  Педагог ставит комнатное растение на заранее подготовленный стол, вокруг которого располагаются дети, и говорит: «Вчера вечером, Когда вы все ушли домой, я подошла к цветку и поняла, что ему плохо и необходима наша помощь. Плохо цветку оттого, что стало ему голодно, и поэтому у него нет больше сил кормить свои листья и цветы. Он стал слабым, листья и цветы стали опадать. Как же помочь нашему зеленому другу?»

Педагог обобщает ответы детей, говорит, что времени зря не теряла и к сегодняшнему дню приготовила все  необходимое для того, чтобы помочь цветку. Дети рассматривают приготовленные к пересадке материалы.

Педагог начинает пересадку растения, по ходу которой показывает детям его основные части (корень, побег – это стебель с листьями и цветами) и рассказывает об их роли в жизни цветка, комментирует свои действия в процессе пересадки. Демонстрирует, что из дырочки на донышке горшка (сточное отверстие) показались тоненькие отростки. «Так растение сигнализирует нам, что этот горшок стал ему тесен (оно как бы выросло из него) – значит необходима пересадка. Для этого надо очень аккуратно вынуть растение из горшка вместе с комом земли. (Вынимает растение и комментирует свои действия.) Чтобы вынуть растение вместе с комом земли, горшок обстукивают по краю. Если это не помогает растению выйти из горшка, надо взять нож и обвести по внутренней стороне круга горшка, обязательно двигая нож тупой стороной вперед. Итак, растение мы освободили из тесного горшка. Что же открылось нашему взору? (Дети рассматривают корень растения). Наш цветок говорит нам, что эта метелка, состоящая из тоненьких отросточков, называется корень. Без корней не может жить ни одно растение на свете. Именно корни питают (кормят) его. А где же хранится пища для растения? (Ответы – предположения детей.)  Растения питаются совсем не так как мы, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Их питание всегда должно быть рядом с ними. Питание растений содержится в той почве (земле), в которой растение живет (растет). Если его выдернуть из земли и оставить, то растение погибнет.

Как же оно забирает свою пищу из почвы? Что ему в этом помогает? (Ответы – предположения детей). Именно корни помогают ему питаться. Если у растения корень поврежден или сломался, то оно погибает от голода.»

Воспитатель показывает детям наземную часть растения, дает ее название, объясняет назначение. Обрезает переросшие побеги и помещает их в баночку с водой. Говорит, что это будущие растения.

Педагог готовит дренаж (объясняя его значение), помещает растение по центру горшка и засыпает его новой плодородной почвой. Поливает цветок, ставит на место.

                                         Посадка рассады цветов.

Материал. Небольшой плакат с изображением последовательности роста цветка, иллюстрации с изображением цветов, в данном случае астр, рассаду которых дети будут высаживать, подготовленные к посеву семена, почва, стеллаж или ящик, вода.

Предварительная работа. Беседа педагога о цветах, рассматривание иллюстраций с изображением астр.

Примерный ход работы. Педагог рассказывает детям историю рождения цветка, соотнося развитие растения с ростом и развитием человека (ребенка), при этом используя плакат с изображением последовательности роста цветка: «Яркие, красивые цветы появляются не сразу, сначала будущий цветок спит и набирается сил в своей растительной колыбели, укутанный в свои растительные пеленки (совсем как маленький ребенок). (Детям демонстрируются семена – колыбели разных растений). Для дальнейшего роста и развития растения необходимо позаботится о нем: накормить, напоить, согреть. Но у цветов существует своя пища. (Педагог показывает приготовленную заранее почву, говоря о том, что в ней содержится много полезных для растения веществ.) Каждое растение, каждый цветок требует своей пищи, и все любят воду (но в разном количестве). Семечко- колыбельку прячут в питательную почву и поливают. В теплой. Влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти… и вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы, малыш цветок начинает вылезать из них. Но это еще не цветок, это только росток.  Росток продолжает расти, стебель его крепнет, на стебле появляются листья, листьев становится все больше и больше. И вот появляется бутон, в котором спит сам цветок. Еще чуть- чуть – и нашему взору он раскроет свою неповторимую красоту. Мы будем любоваться им и восхищаться. Рождение цветка это настоящее чудо!»

Воспитатель предлагает детям вырасти цветы – астры. Подготовленную почву дети аккуратно пересыпают в ящики. Воспитатель разравнивает почву, следя, чтобы слой  грунта в ящиках был 8-10см. затем детям раздают семена, они рассматривают их отмечая их маленькие размеры. Воспитатель делает в грунте карандашом углубления 0,5-0,8 см. дети аккуратно кладут в углубления семена. Когда все семена разложены по углублениям, воспитатель присыпает их, слегка выравнивая поверхность земли. Посаженные семена поливают, следя за тем, чтобы они не всплывали на поверхность земли.

Ящики ставят на подоконник. Рядом с ящиками крепится картинка с изображением будущих цветов и плакат с изображением последовательности роста растения. По этому плакату дети будут наблюдать рост и развитие своих цветов, соотнося этап роста цветка с соответствующей картинкой.

К сведению педагогов. Можно высаживать с детьми разные семена, предварительно обсудив симпатии и предпочтения детей. Желательно подбирать семена быстрорастущих и неприхотливых растений. Которые в последующем будут высажены на участок детского сада. Это могут быть семена настурций. Бархатцев. Люпина и др.

Последующая работа с посадками. Дети следят за ростом и развитием растений, ухаживают за ними ( полив, рыхление, подкормка, окучивание).

Анкета для родителей «Ваше отношение к экологическому               образованию».

  1. Нужно ли экологическое образование в ДОУ?
  2. Рассказывает ли Вам ваш ребенок  о  проводимых  в группе экологических занятиях ?
  3. Есть ли у Вас дома  комнатные растения?
  4. Привлекаете ли Вы ребенка к уходу за растениями дома, в огороде, саду?
  5. Что Вы знаете о растениях? Делитесь ли своими знаниями с детьми?
  6. Представьте такую ситуацию -  Вы отдыхаете с детьми на природе, рвете цветы, ломаете ветки деревьев для костра, оставляете после себя мусор. Ребенок пытается объяснить Вам, что так делать нельзя , добавляя «Так говорила воспитательница». Ваша реакция:

- никак не реагируете;

 - отвечаете « Мало ли, что там вам говорят»;

-  говорите, что не знали, что растения живые и больше так делать не будете.

                     «Экологическое просвещение родителей».

Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

-информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

- экология жилища;

- выращивание экологически безопасного урожая;

- комнатные, лекарственные, пищевые растения;

- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения уголка природы, лаборатории, территории детского сада.

        Совместная деятельность с детьми:

- участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках;

- участие в экологических  праздниках и в подготовке к ним;

- совместный уход за растениями;

- сбор гербария;

 - выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями;

- помощь в озеленении территории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через пректную деятельность"...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...