Создание Экологического музея
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кожемякина Надежда Викторовна

Хочу поделиться опытом работы  - созданием Экологического музея на основе  моделей  эколого-систематических групп.(см. Приложение)

Моделирование рассматривается как совместная деятель­ность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображе­ниями, знаками. Модель дает возможность создать образ наибо­лее существенных сторон объекта и отвлечься от несуществен­ных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объек­тами, их моделями  привлекаю детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Модели  представляют собой панно-коллаж разнообразных картинок по основным темам экологии:

«Лес и его значение в жизни человека» и  подтемы:

«Как дерево дышит, питается и растёт»;                «Пожар в лесу»;

«Лес – многоэтажный дом»;            «Кому нужны деревья в лесу»;

«Зачем люди ходят в лес»;                 «Как лесник заботится о лесе»;

«Зачем пилят деревья»;                    «Этого не следует делать в лесу»;

 

«Вода в природе и в жизни человека», и подтемы:

«Где в природе есть вода»;                 «Кому нужна вода» ;

«Вода в природных явлениях»;          «Кто в море живёт» -

«Как человек использует воду»;

«Как вода «работает» на человека»;

«Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды»

 

Модели были дополнены, появились новые -  по темам:

«Живое»;                              «Птицы»;

«Растение»;                        «Рыбы»;

«Насекомые»;                    «Звери»,

«Алгоритм исследования объектов природы»

3. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

1.  Предлагаю детям описать новые объекты природы с по­мощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организую сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.

3. Постепенно увеличиваю  количество сравниваемых объек­тов до 3-4.

4. Обучаю  детей моделированию существенных или зна­чимых для деятельности признаков.

Представленные модели изготовлены совместно с детьми и понятны им.

Модели многофункциональны.  Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности – для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей  создаю  разнообразные дидактические игры. 

  Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия зная потребности живого существа, обсуждают и воплощают в различной деятельности -  в игре, изо- деятельности.

Определённая  форма поведения ребёнка в природе служит критерием оценки уровня его эко воспитанности.

Материал составляет единую систему эколого – педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает ребёнку к 7 -8 годам становление первоначальной экологической культуры.

image Приложение 1

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Материалы, иллюстрирующие работу

             Карта экологической воспитанности ребенка 6 – 7лет

Ф.И.О. ________________________________________________________

ДОУ № _______________________________________________________

 

проявляет познавательный интерес к объектам природы, лю­бознательность _______________________________________________________________

 

проявляет желание общаться с природой, наблюдать за при­родными явлениями, объектами природы ____________________________________

 

имеет представление о взаимосвязях в природе (обозначает причину, следствие, последовательность явлений)_____________________________

 

понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит жи­вотных на «вредных» и «полезных» и т. п.)________________________________________________

 

умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку ________________________________________________________________

 

знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки____________________________________________

 

понимает существование связи между своим здоровьем и со­стоянием окружающей среды_________________________________________________

 

имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т.п.)_________________________________________

 

имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т.п.)_______________________________________________

 

имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где - нет)________________________________________________

 

может прогнозировать некоторые последствия своих дейст­вий по отношению к окружающей среде________________________________________________

 

пытается ограничить свои желания и потребности, если они могут нанести ущерб окружающей среде____________________________________________

проявляет инициативу и желание участвовать в практиче­ской деятельности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)____________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея

В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и  боевой славы. Надеемся, что ...

Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина

Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Идеи для занятий с детьми после посещения музея. Создание макета музея с экспонатами.

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и друго...