Интеллектуальная игра по экологии "Самый умный"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Елена Валерьевна Иванова

В разработке описывается личная находка автора для проведения итоговых занятий по экологии в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globus.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие-игра по экологии в подготовительной к школе группе

Тема: Осень

( формат детской игры «Самый умный»)

Доказательства результативности:

  • фрагмент аналитической справки диагностирования детей по экологии в начале и конце уч. года
  •  фрагмент аналитической справки диагностирования  интеллектуального развития детей , проведённой педагогом-психологом ДОУ

Результаты диагностики уровня развития детей по разделу «Ребёнок открывает мир природы»

Начало года                                 Конец года

Высокий уровень:  2 детей;  10%           Высокий уровень:  8 детей;  40%

Средний уровень: 15 детей; 75%           Средний уровень: 12 детей; 60%

Низкий уровень: 3 детей  ; 15%              Низкий уровень: 0 детей  ; 0%

Результаты диагностирования интеллектуального уровня детей подготовительной к школе группы № 3

Начало года                                 Конец года

Высокий уровень:  2 детей;  10%           Высокий уровень:  8 детей;  40%

Средний уровень: 15 детей; 75%           Средний уровень: 12 детей; 60%

Низкий уровень: 3 детей  ; 15%              Низкий уровень: 0 детей  ; 0%

 

Задачи:

Обучающая: учить устанавливать связь между временем года и изменениями в жизни растений, птиц и зверей. Продолжать обобщать и систематизировать знания детей об осени, подбирать прилагательные к существительным, упражнять в образовании названий детёнышей, монологической и доказательной речи.

Развивающая: развивать умение «читать» мнемотаблицу, познавательную активность и положительные личностные качества, логическое мышление, экологическую грамотность.Развивать память, внимание, быстроту реакции, умение производить анализ и синтез.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам, побуждать помогать им. Воспитывать умение соблюдать правила игры, желание высказывать своё мнение, точку зрения на заявленную проблему.Воспитывать лидерские качества личности будущих школьников.

Предшествующая работа: осенние наблюдения на прогулках, экспериментирование, занятия по экологии на тему «Осень», экологические игры с элементами моделирования, чтение  детской литературы природоведческого содержания, разучивание песни «Осенний блюз», работа с мнемотаблицами и календарём природы.

Развивающая среда: записи «Осенний блюз» и муз. игры «Хвост лисы», микрофон , запись «Фанфары», жёлуди , силуэты луж, мнемотаблицы «Осень» и «Дикое животное», аудиозапись логической задачи, 3 карточки с разными периодами осени, стих-е «Приметы осени», названия разделов игры,  схемы птичих стай, грамота для победителя, яблоки,  корзинка, стойка для педагога с логотипом игры «СУ».

Часть 1

Вос-ль предлагает детям пройти в гостиную, узнаёт , какие детские передачи они смотрят. Интересуется, нравится ли детям игра «Самый умный».  Предлагает вспомнить и назвать имя ведущей. (ответы детей)

-А вы хотели бы стать участниками этой игры? ( ответы детей)

- Тогда я предлагаю не откладывать и сейчас же провести у нас игру «Самый умный» .К сожалению,  Тина Конделаки не смогла приехать , чтобы быть ведущей и поэтому , игру буду вести я .Вы не против? (ответы детей)

-Сейчас я,  как ведущая возьму у каждого из вас интервью. Вы представитесь нашим гостям и они выберут за кого каждый из них будет болеть.

Вос-ль с микрофоном берёт у детей короткое интервью

План: Ф.И., возраст, любимое занятие.

Вос-ль: Теперь не только я , но и наши гости знают вас. Вы волнуетесь? (ответы детей)

- Не нужно волноваться, всё о чём я буду вас спрашивать вам прекрасно известно из занятий, бесед, чтения, наблюдений на прогулках. Нужно только немного постараться и не стесняться.

Предлагает детям занять места для игры.

Часть 2

Вос-ль: Тема нашей сегодняшней игры «Осень» и всё что с ней связано в окружающей нас природе .Напоминаю правила игры:

для ответа поднимать руку,

Не выкрикивать с места

 Отвечает тот , кто первый поднял руку

 Если несколько детей вместе подняли руку, я подойду и выслушаю ответ каждого.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 очко, у нас это будут жёлуди-плоды дуба, т.к . дуб всегда считался символом мудрости. Игра состоит из вопросов по разделам «Осенние месяцы», «Растения» , «Подготовка зверей к зиме», «Птицы», «Подарки осени». В конце игры мы посчитаем жёлуди  и выявим победителя. Готовы? (ответ детей)

(В жюри приглашаем родителей воспитанников, педагогов ДОУ)

Итак, раздел 1 «Осенние месяцы»

В1 Назовите все времена года

В2  Сколько месяцев в году?

В3 Назовите осенние месяцы

В4 Вспомните и прочитайте стих-е про осень

В5 Используя мнемотаблицу расскажите о приметах осени

В6 Какое слово получится, если взять первые буквы слов сентябрь, октябрь, ноябрь?

В7 Как вы думаете, почему осень связывают со сном?

Итак, вопросы по разделу «Осенние месяцы» закончены.

Вос-ль задаёт детям, не проявившим себя несколько вопросов, подбадривает их.

А теперь вас ждут вопросы по разделу 2 «Растения»

В1 Почему, по вашему осень называют «золотой»?

В2 «Чернотроп», «ворота зимы» про какой месяц так говорят?

В3 Звуковая логическая задача «Осень» (слушают запись)

Вот эти картинки, разместите их в правильной последовательности.

В4 Игра «Четвёртый лишний»-выделите лишнее слово

-картофель, свёкла, яблоко, морковь

-подосиновик, сыроежка, груздь, рябина

-бархотка, клюква, хризантема, питунья

В5 –Я гуляла по парку и нашла красивый лист с клёна- значит он…., с рябины-значит он…, с липы-значит он…, я пошла по аллее и дошла до берёзы, взяла в букет и её листья , они-…

Красиво осенью в парке!

Физминутка «Осенний блюз»

Вос-ль проводит короткую беседу с детьми которые не очень активно себя показали в игре, желает им успеха.

Раздел3 «Подготовка зверей к зиме»

В1 Я очень люблю гулять, недавно я была в лесу, сначала мне показалось, что это самый обычный осенний лес .Но вскоре начался дождь и я поняла, что лес этот волшебный. На тропинке образовались необычной формы лужи .Вот они. Рассмотрите на кого они похожи и кто здесь лишний.(размещаю изображения луж на доске) Этот медведь, жираф, заяц, белка.

В2 Кто из зверей заготавливает запасы?

В3 Кто спит зимой?

В4 Используя мнемотаблицу, расскажите об этом животном

В5 Какие изменения во внешнем виде зверей связаны с наступлением зимы? Назовите их.

В6 Игра «Назови детёныша»

У зайхичи-

У ежихи-

У лосихи-

У волчихи-

У кабанихи-

У оленихи-

Раздел 4 «Птицы»

В1 Почему сентябрь называют «месяцем птичих стай»?

В2 Почему осенью улетают птицы?

В3 Какие птицы улетают первыми?

В4 Клином, стаей, прямым фронтом, как летят журавли?

В5 Назовите птиц, улетающих по одиночке

Музыкальная игра «Хвост лисы»

Раздел 5 «Подарки Осени»

Вот корзиночка стоит;

Очень страшная на вид.

Догадайся, поскорей,

Что в корзиночке моей?

- Как вы думаете, что в корзинке?

(дети высказывают предположения).

- Интересные мысли, что гадать, лучше я вам помогу. Я загадаю загадки, а вы точно узнаете. Что лежит в этой корзинке.

  1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла.,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок (капуста)

  1. Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)

  1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только кранный нос. (морковь)

  1. В земле сидит,

Хвост вверх глядит.

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (свекла)

-  Как можно это назвать, одним словом? А где растут овощи?

Игра «Вершки и корешки».

 - А как овощи растут?

- Поиграем в игру «Вершки и корешки», если овощ растет на земле, на грядке, поднимаете кисти рук вверх, если овощ растет в земле – кисти рук опускаем вниз (морковь, картофель, свекла, капуста, помидор, огурец, перец, редис, кабачки, и т.д.)

- Вот и закончилась игра «Самый – умный». Сейчас подсчетом баллов будет определен победитель… (И это … звучат фанфары)

Педагог награждает победителя грамотой.

Молодец, нельзя сказать, что только  (Яна)… молодец, старались все. И конечно для всех участников «подарки Осени»

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(раздача яблок)

Вручаются яблоки: Саше за стремление к победе, Данилу за любовь к природе, Кате за то, что смогла победить свою стеснительность, Илье за прекрасную логику…и т. д.

 Коллективное фото участников на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра - викторина «САМЫЙ УМНЫЙ»

Игра- викторина, состоит из этапов (туров), к каждому из которых даются четкие инструкции (правила). Дети проявляют эрудицию, сноровку и творчество....

Интеллектуальная игра "Самый умный" для старших дошкольников по теме "Животный мир" ( итоговое мероприятие по тематической неделе)

Данный материал предназначен для детей страшего дошкольного возраста. Направлен на развитие позновательной активности детей, логического мышления, творчества по теме "Жиотный мир". Данную игру можно и...

Конспект интеллектуальной игры "Самый умный"

Включает в себя разминку и 4 блока заданий....

Городская интеллектуальная игра "Кто умнее пятиклассника?" Конспект сценария

Предлагаемый  материал содержит разработанное положение, сценарий, конкурсные задания к городской интеллектуальной игре "Кто умнее пятиклассника?". Целью которой является  создание условий д...

Интеллектуальная игра для старшей группы - «Умный ребенок»

«Умный  ребенок»(фанфары).Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые взрослые! Мы рады видеть всех в нашем детском саду «Теремок», на район...

Интеллектуальная игра «Самый умный» для детей подготовительной группы

: Обобщение знаний детей о животном мире, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления. Выявить способности детей в разных областях познания....