Формирование элементарных экологических представлений
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект беседы и материал круглого стола, направлен на ознакомление детей старшей группы с окружающим миром.В нём, дети знакомятся с перелётными птицами,растениями,их названиями,учатся различать их по внешнему виду и воспитывают доброе,заботливое отношение к птицам,растениям,оценивают хорошие и плохие поступки по отношению к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

 

Конспект беседы с детьми старшей              

группы на тему:

«К нам летят перелётные птицы».

Воспитателя МДОБУ д/с №1

Мишиной Нины Петровны.

                                   

                               

г. Рошаль

Март 2010г.

       

Программное содержание: Уточнить знания детей о перелётных птицах, знать название, различие их по внешнему виду; закрепить знания народных примет, уметь подражать голосам животных с целью воспитания выразительности речи.

Связывать знания о птицах с задачами грамоты: читать слова, обозначающие птиц, вставлять пропущенные буквы, находить схемы заданных слов; упражнять в порядковом счёте, закрепить знание геометрических фигур, считать их.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, оценивать хорошие и плохие поступки по картинкам по отношению к птицам.

Обогащение словаря: использовать глаголы – приколочу, прикреплю, смастерю, название птенцов от названия птиц: грач – грачонок, скворец – скворчонок…, вредители, выводят птенцов.

 

Материал: Картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, загадки, схемы, ширма, фланелеграф, геометрические фигуры.

               

                                         Ход занятия.

На доске картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. (Выставить картинки с зимующими птицами на нижнюю полочку. Они закрыты.

Воспитатель загадывает загадку: «Летают, поют, а людям пользу несут». Подходит к детям и спрашивает на ухо ответ, пока отгадают все дети. Когда догадаются большинство детей, называют, что это птицы.

Воспитатель спрашивает детей: «Какая схема подходит к слову «птицы». (На доске 3-4 схемы) Дети находят, показывают. Вопросы детям: «Сколько в слове гласных? На котором месте 1-ый, 2-ой гласный?»  Ответы детей.

Воспитатель открывает ширму (на доске разные птицы). Предлагает зимующих птиц выставить на нижнюю полку, назвать их.

Вопросы детям: «Какие птицы остались наверху? Назовите их? Почему их называют перелётными? Почему они возвращаются в наши края весной? В чём их польза?»

Птицы – наши друзья, они поедают вредителей – жуков, гусениц, комаров, очищая деревья в садах и лесах, и растения лучше растут, не болеют. Ещё в старину люди ждали прилёта весной птиц и придумывали о них песни, народные приметы. Назовите по картинкам приметы о птицах: Летит скворец – зиме конец. ( Всего три).

Но не только люли радуются весне, а и животные любят весну, голоса птиц.

Воспитатель: «Как бы вы сказали народные приметы голосами животных, только радостно».(дети отгадывают, чьим голосом сказали)

На доске воспитатель вносит карточки с изображением неполных слов (с пропущенными буквами), обозначающими птиц; друг под другом 5 полосок в виде кроссворда.

В этом необычном домике поселим птиц. Цифра обозначает этажи, на котором они будут жить, а напротив, если вы догадаетесь – поставите картиночку – птицу.

Дети читают, вставляя пропущенные буквы, и называют на каком они этаже и ставят птицу – напротив слева.

Вопросы детям: «А кто назовёт, какая из птиц прилетает первой, второй, третьей»?

Физкультминутка:

«Лебеди летели, устали, пить захотели».   (дети машут руками-крыльями)

Над озером кружились,                             (круговые движения руками)

На воду садились,                                      (садятся, имитируя как птицы         пьют)

Воды попили, посидели

Дальше полетели».                                           (снова машут руками)

Помните, когда к нам прилетели грачи?   (в марте) Тогда ещё было морозно, они были слабые. Как вы им помогали, чтобы набраться сил? (давали зёрна, хлеб), но вот они окрепли, и в апреле они стали делать…(дети: гнёзда). Для чего?

Воспитатель играет с детьми в игру» Найди птице домик». (На картинке разные гнёзда, птицы – помоги птицам найти своё гнездо и посадить птиц в её гнездо. Опрос 2-3 детей, назвать птиц. А если бы прилетело много скворцов и скворечников бы не хватило? Что бы вы сделали? (на картинках скворечники и скворцы, а второму не хватило скворечника.)

Воспитатель предлагает одному из детей выложить на фланелеграфе скворечник и спросить его: «Из каких частей он собрал скворечник? Какие геометрические фигуры он использовал? Пока ребёнок выкладывает скворечник с другими детьми, проводится игра: «Добавь слово»         Я   --   скворечник   Дети придумывают слово на пропущенном месте (я делаю скворечник, я прикрепляю…и т.д.)

Когда у всех есть гнёзда, что же дальше приходится делать птицам? (птицы выводят птенцов, из чего? За столами дети играют в игру: «Выложи птенца» (из геометрических фигур они выкладывают и читают слово, написанное на этой карточке) Затем называют от этого слова птенца (грач – грачонок и т.д.) Самые первые показывают на доске это слово.

Ещё долго придётся птицам растить своих птенцов. Но бывает и такое: одни вредят птицам, а другие помогают.  Вносится три, четыре картинки. Вопросы детям: «Что вы считаете неправильным? Почему?»        Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Материал круглого стола для родителей

на тему:

«Сбережем родную природу».

  1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы:

а) Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

б) Оказывает ли общество влияние на природную среду?

в) Может ли мораль (нравственность)быть регулятором отношений человека к природе?

  1. Разобрать следующие ситуации:

а) Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Алеша увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем её название».

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мать?
  2. Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
  3. Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
  4. Как вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
  5. Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

2-я ситуация:

Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения направляемые бабушкой обратили знания ребенка в росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое в последствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы:

  1. Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за               растениями сада и огорода? Что это дает?
  2. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и живым людям?
  3. Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
  1. Концерт силами детей «Русская природа».
  2. Обсуждение с родителями увиденного.

а) Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь её.

б) Можно ли относится к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В неё-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… Вот это произведение искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательно относится к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

(К. Сухомлинский)

V. Предложить родителям подумать, что можно вместе  с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду…).

 



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка

«Почему утро доброе?»

Жил-был один Зайка. Он очень не любил вставать утром. А все потому, что ночью он видел чудесные-пречудесные сны. А когда его все-таки будили и заставляли вставать, он ходил и ворчал, и никак не мог дождаться ночи.

Но однажды…

Он проснулся потому, что кто-то щекотал его нос соломинкой. Зайка засмеялся и впервые открыл глаза с улыбкой. Смешливая веселая Девочка сидела на кроватке и свежей травинкой щекотала заячий нос.

— Ты почему щекочешь чужой нос? – по привычке нахмурился Зайка.

  1. Я Утро! Доброе Утро, Зайка!

         — Утро не бывает добрым! – пробурчал Зайка, перевернулся на другой бок и снова закрыл глаза, чтобы досмотреть сон про морковку.

Но Утро быстро сбросило с него одеяло и сказало:

  1. Быстрее собирайся, а то опоздаем!
  2. Куда? – удивился Зайка и, сам не зная как, снова улыбнулся.
  3. Ты ведь никогда не видел Рассвет!
  4. Нет, мне его во сне не показывали! Бежим!

Они как раз успели увидеть, как краешек Солнца высунулся из-за краешка Земли. У Зайки даже дух захватило от такой красоты! Как красиво просыпаются птицы и звери, как они изящно умываются и ловко принимаются за дела!

Солнце начало припекать и Утро начало таять…

  1. Ты куда? Не исчезай! – испугался Зайка.

         — Не грусти, мы увидимся с тобой завтра. Ты только пораньше вставай. А сейчас мне пора. – Попрощалось Утро и растворилось в небе, облачках, лугах, полях, речке…

Зайка было загрустил, но вдруг увидел, как веселый мальчик раскачивается на ветке.

  1. Добрый день, Зайка! – сказал мальчик.
  2. Ты кто? – спросил Зайка.
  3. Я  день! Давай поиграем!
  4. А во что?

         — Мы будем играть в летний день! – засмеялся День. – Я больше ни во что не умею.

         — В утро я уже играл, и мне понравилось! Давай поиграем и в день!

  1. Тогда бежим купаться!

Зайка вприпрыжку добежал до речки. День никуда не бежал, потому что он был сразу везде.

Когда они искупались, Зайка предложил свою игру:

  1. Давай поиграем в мяч!

Они поиграли в мяч, а потом читали книжку с картинками и гуляли по лесу.

Вдруг Зайка схватился за живот и сказал:

  1. Ой! У меня, кажется, появился аппетит! Хочу есть!

         — Тогда пойдем обедать! Морковка уже под солнышком поспела!

         — Но сначала давай помоем, я лапки, а ты ручки! – предложил Зайка.

  1. Ах, какой ты аккуратный! Молодец! – похвалил его День.

После обеда Зайка на минуточку положил голову на стол и заснул.

— Спи, малыш, - нежно погладил его День. – Тебе нужно расти, набираться сил. – День махнул рукой, и Зайка оказался в своей кроватке.

Когда Зайка проснулся, День все еще был с ним. Они снова славно поиграли.

И тут на улице стало потихоньку темнеть.

  1. Мне пора! – вздохнул День.
  2. Как? – расстроился Зайка. – И ты уходишь?

          —Я тоже приду к тебе завтра. А пока подружись с моим братцем Вечером! – И День тихонько ушел.

Тут в окошко кто-то заглянул.

  1. Кто там? – спросил Зайка.
  2. Я Вечер-вечерок!

         —Добрый вечер, дорогой Вечер! Мы сейчас будем в тебя играть?

И еще долго они строили города из кубиков, играли в прятки, лепили из пластилина. А потом поужинали и снова немного поиграли и почитали.

        —Пора купаться перед сном. – Сказал Вечер и повел Зайку в ванную

  1. Ой, с мылом? – испугался Зайка. – Оно всегда кусается.
  2. Я научу тебя купаться весело, – предложил Вечер.
  3. А разве можно мыться весело?
  4. Конечно! Вот так!

Вечер научил Зайку пускать мыльные пузыри, дуть на лодочки и кораблики. Снова было так весело! И мыло оказалось совсем не страшным: надо было только на минутку закрыть глазки.

— А теперь спать!

  1. Ты тоже уйдешь, дорогой Вечер?

         — Да, мне тоже пора! Спокойной ночи! Пока ты засыпаешь, я расскажу тебе сказку.

Ах, как хорошо засыпается под чудесную сказку! И вот уже совсем не понятно, где сказка, а где сон…

         — Привет, я Ночь, - услышал Зайка во сне. – Давай поиграем в ночь! Побродим среди звезд, покачаемся на Месяце…

  1. Но мне ведь нужно спать!
  2. Спи, Заинька! Спи. Мы поиграем во сне.
  3. Во сне я уже умею! А вот на Месяце никогда не качался?

Они покачались на Месяце, а потом по звездной дорожке дошли до маленького теремка.

— Здесь я живу, - сказала Ночь. – Хочешь зайти в гости?

— Конечно! – тут же согласился Зайка.

Ночь постучала, и дверь открыла милая женщина.

— Здравствуйте! – сказал вежливо Зайка.

         —Здравствуй, мама! – поздоровалась с женщиной Ночь и познакомила ее с Зайкой. – Это наша мама, тетушка Сутки!

И тут Зайка увидел девочку Утро, мальчиков День и Вечер, которые тихо спали в своих кроватках.

—Не буди их, малыш, попросила тетушка. Каждому – свое время. У каждого своя работа.

— Понял! – сказал Зайка. – Сейчас ночь. А когда я проснусь, если, конечно, не слишком поздно, будет. Утро, а потом День, а потом Вечер, а потом опять ты, Ночь…

— Да, малыш, это я виновата, что ты так долго спал: мне так нравится рассказывать тебе интересные сказки-сны! Но я тебе обещаю, что сделаю их покороче, чтобы ты успел поздороваться с Утром.

— Обещаю, сказал Зайка, - что больше не буду так долго спать! Ведь утром тоже так интересно! И днем, и вечером!

— Вот и хорошо! – улыбнулась тетушка Сутки. – А сейчас тебе пора возвращаться, чтобы успеть встретить Утро.

— До следующей ночи! – попрощался Зайка и открыл глазки.

Как раз вовремя: только-только появился первый лучик солнышка.

— Здравствуй, Утро! – весело крикнул Зайка.



Предварительный просмотр:

Виктор Безбородов

Чья форма лучше?

(лесная сказка)

Любая сказка – это учебник. Сказки учат жить, все понимать, развивать восприятие, воображение и творческие способности человека, особенно маленького.

А эта сказка – специальная. В ней собраны сведения о форме предметов и живых существ. В формах разбираться очень важно. Человек с самого рождения видит всякие формы, а как они называются, до поры до времени не знает. Но ведь чем больше человек знает, тем быстрее он растет. А кому же не хочется быстрее вырасти?

Было так тепло и хорошо, что лесное общество высыпало на поляну. Солнышко одинаково грело и маленьких, и больших, а потому всем захотелось подумать и поговорить. А если хорошенько посмотреть вокруг и подумать, то обязательно появляются умные мысли.

— Мамочка, а какое оно, Солнышко? – спросил у мамы зайчонок.

  1. Теплое, сынок.

         — Что оно теплое, я животиком и боками чувствую, а что же я вижу глазками?

Все задумались. Даже взрослым не так-то просто понять, какое оно – Солнышко, если его нельзя потрогать лапами, клювами, хоботками, языками и зубами.

— Солнышко – как ромашка! – пропищал откуда-то из травы маленький муравей.

— Как подсолнух! – сказал дрозд.

— Как монетка! – прочирикал воробей, который везде летал и все видел.

Все снова замолчали. Солнце- это все-таки не ромашка и не монетка, хоть и похоже на них.

— Так мы до зимы обсуждать будем, - задумчиво прорычал папа медведь. – Если солнышко похоже на много предметов, то надо искать что-то общее. Но что?

Мудрый уж задумчиво держал во рту кончик собственного хвоста и был очень похож на колесо…

Лягушонок посмотрел на него, вспомнил еще круги на воде и вдруг все понял:

— Форма! – крикнул лягушонок, - У них у всех форма круглая! Покружись, и сразу вдруг где-нибудь увидишь круг!

— Очень умная мысль! – похвалили его мудрый уж. – Но не все круг, что круглое! Очки и подсолнух с ромашкой – конечно, а вот Солнце… Может, так только издалека кажется? Увидел я однажды издалека на березе круглый предмет. А подполз поближе да потерся об него – нет, не круг!

— Шар! – догадался воробей, однажды видевший клубок ниток, который со всех сторон трепал котенок. – Шар – это круг – со всех сторон круг!

— Точно! – проверещал бельчонок, который сидел сбоку от подсолнуха. – Круг сбоку и не видно почти, потому, что он – плоский.

— А капли дождя – это шарики! – пропищал комар.

— Наверное, и солнышко – шар! – сказал папа медведь. – Сколько оно на небе ни кружится, а все равно остается круглым. Столько тепла, конечно, может быть только от шара… Где же в плоском круге найти столько тепла?

— Значит, круг – это то, что имеет форму именно круга, - догадался медвежонок, а то, что имеет форму шара – шар! Интересно!

— А если кто-то имеет форму кольца? – спросил мудрый уж у зайчонка.

Тот, конечно – кольцо! – сразу догадался зайчонок.

А если круг вдруг сплющился, то получился овал! – сказала мама медведица, которая в задумчивости сжала лапами подсолнух.

А если кольцо совсем тонкое, то это – окружность, - вспомнила мама зайчиха, у которой всегда были пятерки по математике. – А если много-много окружностей положить друг на друга, то получается цилиндр.

— Ага, цилиндр – это как ведро! – чирикнул воробей. – А еще такая форма у шляп фокусников. Эти шляпы так и называются – цилиндр.

— А я каждый день вижу сверху прямоугольники! – сообщил всем дрозд. – Так выглядят сверху поля. А еще – квадраты! Это когда у поля все стороны равны.

— А если квадрат со всех сторон смотрится, как квадрат, то это – куб.

— А маленький куб называется кубиком! – сказал всезнайка-воробей.

— А как называются эти фигуры, с тремя углами и тремя сторонами? – спросил зайчонок, показывая лапкой на ажурную опору, поддерживающую провода.

— Треугольники! – вспомнила мама. – А если форма у чего-то длинная и тонкая, как много-много точек, поставленных в ряд, оно называется линией. Как мне рассказывала бабушка, вот эта линия из проводов так и называется: линия электропередачи. Форм всяких столько, что и не пересказать, но те, о которых мы говорили – основные! Из них что хочешь сделать можно!

— Мама, а бывает форма медвежонка? – спросил у мамы медвежонок.

— Конечно! И форма зайчонка, и форма лягушонка! Вот какие все-все разные!

—  А у меня будет форма большого медведя?

— Конечно! Только надо еще немного подрасти. Раз кто-то внутри меняется, растет да умнеет, то и форма изменяется.

—  И я буду длинным-длинным? – обрадовался медвежонок.

—  Нет, не будешь! – улыбнувшись, прошипел мудруй уж.

—  Как же так? Ведь мама обещала!

—  Это ужата будут длинными, когда подрастут. Длинное – это то, что ползает и лежит. А если кто-нибудь стоит, то он – высокий! Пока дерево стоит, оно – высокое, а как упадет, или из него бревно сделают, то оно сразу становится длинным.

—  Значит, я буду высоким? – обрадовался медвежонок. – Это очень хорошо! Гораздо лучше, чем низким.

—  Это почему же? – немного обиделся крот. – Пусть кто-нибудь высокий попробует влезть в мою нору!

—  А длинным быть не хуже, чем высоким! – сказал ужонок.

—  Короткое тоже бывает очень даже хорошим – сказал зайчонок. – Ах, как хороша короткая дорога к дому, когда солнышко уже садится! Да и хвост короткий лучше, чем длинный, когда тебя за него лиса хочет тяпнуть!

И тут все сразу поняли ,что все формы хорошие, и если бы у всех была одна форма, то было бы очень скучно. А потом умные и умелые муравьи показали Большое Математическое Представление: по просьбе своих друзей выстраивали из линий разные фигуры: круги, кольца, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты, и даже звездочки и ромбики. А потом всем муравейником изобразили шар и куб. А в конце праздника муравьи из окружностей составили портрет медвежонка, потому что это он придумал такой умный вопрос, с которого все и началось: «А какое оно, Солнышко?»

 

     

Для родителей:

Форма

  1. Внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
  2. Внешнее выражение какого-либо содержания.
  3. Установленный образец чего-либо (например, написать отчет по форме).
  4. Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (например, литейная форма).
  5. Одинаковая по цвету и покрою одежда (форма военнослужащих).
  6. Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (например, стихотворная форма).

Фигура

(Геометрия) Термин, применяемый к разнообразному множеству точек; обычно фигурами называются такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий, поверхностей, в частности, сами точки, линии и поверхности. Например, треугольник, трапеция и т.д.

Содержание и форма.

Философские категории: содержание – определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета; форма – внутренняя организация содержания. Отношение содержания и формы характеризуется относительным единством; в ходе развития образуется несоответствие содержания и формы, которое в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, соответствующей новому содержанию.



Предварительный просмотр:

                                                             А. Павлов

Азбука народной мудрости

Пословицы и поговорки.

Снег поля утугняет.

Много инея зимой – к урожаю.

Зима снежная – лето дождливое.

Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

Сорока под стреку лезет – к вьюге.

Гусь лапу поднимает – к стуже.

Снег идет большими хлопьями – к ненастью и мокроте.

Дневной снег не лежит.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Первый гром при северном ветре – холодная весна, при восточном – сухая и теплая, при западном – мокрая, при южном – теплая.

Дождь в мае хлеба подымает.

Пора пахать, когда лес одевается.

Сильная роса – к ясному дню.

Май леса наряжает – лето в гости ожидает.

Когда цветет черемуха – всегда живет холод.

Если закат чист – дождя не будет.

Сухой март, теплый апрель, мокрый май – хлебу будет урожай.

Увидел скворца знай: весна у крыльца.

Весной ленишься – осенью будешь маяться, а зимой каяться.

Будешь упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.

Плоды весеннего труда узнаешь осенью.

Больше снега на полях, больше хлеба в закромах.

Знаете ли вы? – Весны приметы.

Издавна живут в народе приметы, по которым можно судить о погоде в ближайшие дни и даже месяцы.

Вот некоторые из них:

 1.  Если весной долго не линяют зайцы, - жди продолжения                     холодной погоды.

  1. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев – быть лету холодному.
  2. Много сока в березах – к дождливому лету.
  3. Грачи сели в гнезда – через 3 недели выходить на посев.
  4. Лес шумит без ветра – к близкой оттепели.
  5. Если береза раньше ольхи лист распустит, то лето будет сухое, а если позже, надо ждать мокрого лета.
  6. Деревья покрылись инеем – к теплу.



Предварительный просмотр:

Погода по приметам:

К ясной погоде.

  1. После дождя похолодало.
  2. К обеду прояснилось, появились высокие кучевые облака.
  3. Облака движутся с севера на юг.
  4. Облака или тучи быстро движутся.
  5. Радуга быстро пропала после дождя.
  6. Радуга быстро пропала после дождя.
  7. Радуга во время дождя долго стоит, не отрывается от земли.
  8. Дым от труб или от костра идёт вверх.
  9. Птицы запели в дождь.
  10. Воробьи в ненастную погоду весело зачирикали.
  11. Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют.
  12. Ласточки высоко летают.
  13. Аисты высоко кружатся.
  14. Голуби разворковались.
  15. В муравейнике с утра открыты все ходы, а сами муравьи интенсивно движутся.
  16. Божья коровка, взятая в руку, быстро слетает с неё.
  17. Много пауков и их сетей.
  18. В пасмурный день раскрылись цветки полевого вьюнка.
  19. Цветки фиалки раскрыты.
  20. Ветки ели и можжевельника поднимаются вверх.                             

          К смене погоды.

  1.   Подул  северный ветер – похолодало.
  2. Дождь при солнце скоро прекратится.
  3. Дождь начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.
  4. В радуге больше красного цвета – дождь скоро пройдёт.
  5. Облака движутся с юга на север –  перед ненастьем.
  6. Облака будто чернилами облиты – перед ненастьем.
  7. После дождя потеплело – к плохой погоде.
  8. Собака свернулась калачиком – перед похолоданием, вытянулась на земле – к теплу.
  9. Птицы хохлятся – к ненастью.
  10. Птицы низко летают, долго кружатся, сильно кричат – жди ненастья.
  11. Грачи стаями с криками вьются над гнёздами – к перемене погоды.
  12. Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.
  13. Кукушки дружно закуковали – к погожим дням.
  14. На листьях конского щавеля выступили капельки воды – к продолжительному ненастью.

Возможен дождь.

  1. Облака идут низко.
  2. На перистых облаках появляется множество мелких белых облачков.
  3. Направление ветра и движение облаков неодинаково.
  4. Глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.
  5. Пологая и низкая радуга.
  6. Утренняя радуга.
  7. Лес без ветра шумит.
  8. Воробьи купаются в пыли.
  9. Воробьи сидят нахохлившись.
  10. Ласточки низко летают.
  11. Вороны летают стаями и беспрерывно каркают.
  12. Галки мечутся и кричат.
  13. Лягушки прыгают вдоль берега и квакают.
  14. Паук - теметник не выходит из своей паутины, даже если её тронешь.
  15. В солнечный день цветки одуванчика закрылись (если они открыты даже в пасмурную погоду – дождя не будет.)
  16. Цветки лютика полевого закрылись.
  17. Конский каштан «заплакал» мелкими слезами.
  18. Цветки фиалки закрылись и поникли.
  19. Клевер луговой сложил свои листочки.
  20. С листьев осины, ольхи, черёмухи, ивы падают капли.
  21. Ветки елей и осин опускаются, чешуйки шишек плотно прижимаются друг к другу.

Ненастье сохранится.

  1. Облака чёрные, низкие, движутся быстро.
  2. Дождь без ветра.
  3. Дождь пошёл после обеда.
  4. Во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри.
  5. Появились одновременно две или даже три радуги.
  6. В радуге больше синего цвета.

К морозу.

  1. Иней на берёзах.
  2. Дым из труб и от костра идёт вверх.
  3. Безоблачно, ветер северный – морозы усилятся.
  4. Вороны собираются в стаи, летают, кружатся.

К снегопаду, метели.

  1. Облака идут низко.
  2. Облака движутся против ветра.
  3. Дым из труб или от костра стелется по земле.
  4. Воробьи прячут клюв под крыло.
  5. Длинные еловые ветки сгибаются.

К оттепели.

  1. Снег идёт большими хлопьями.
  2. Воробьи дружно расчирикались.
  3. Снегири весело поют.
  4. Вороны на снег садятся.
  5. Лес шумит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию элементарных экологических представлений

Включает в себя задачи средней группы детского сада по расширению у детей знаний о природе, элементарных экологических представлениях...

конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений "Овощи с огорода"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений "Овощи с огорода"...

конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений "В гостях у бабушки"

конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений "В гостях у бабушки"...

формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.   Заложить любовь к Родине, к родному ...

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....