Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Савина Наталья Анатольевна

Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.

   Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

    Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Савина Наталья Анатольевна, воспитатель

Г.Урай , ХМАО-Югра, Тюменская область

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

   Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

    Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.    

 Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту ( к одному и тому же  понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Содержание этого раздела плана охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:

  1. Развитие элементарных естественно -научных представлений;
  2. Развитие экологической культуры детей;
  3. Развитие представлений о человеке;

     

      Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей  II группы раннего возраста, составлен в соответствии с

 « Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В плане представлены темы занятий с детьми с 1 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке.

     

      Методика проведений занятий  подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

     Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:  беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы ( ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

    Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

    Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей  участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

    Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется   интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а  также организации самостоятельной деятельности детей, т. е.  экологизацию  различных  видов деятельности  ребенка.

    Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений

(ранний возраст)

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.










Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка

Часть занятия оз.худ.лит-ой.

« Дождик,дождик» « Лужи»  Борисенко М.Г. с.19.

Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.

Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.

Подвижная игра.

« Солнышко и дождик»

Формочки для песка,емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.

Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.

Вертушки, флажки по кол-ву детей.

Зонт.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.

Занятие по озн. с окр.

« Падают листочки» Карпухина Н.А. с.13

Прогулка.

«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.

Сбор осенних листьев.

Подвижная игра.

 « Листопад»

Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.




Осенние листья.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные  части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.





Реагировать на появление животных положительными эмоциями.

Часть занятия по озн.с окр. « Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» С.Л. Новоселова с 68

Индивидуальная работа. « Серенькая кошечка» Карпухина Н.А.с. 20


Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.

Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».

Игрушка- петушок и собачка.



Игрушки- кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.


Игрушка- кот, собака.

ЧЕЛОВЕК

Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»

Часть занятия

« Где глазки, носик?»

Зеркало.

 

             

                         2 квартал (декабрь, январь, февраль)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки.







Опытным путем приобрести сведения о свойствах  снега.

Часть занятия оз. С худ. Лит-ой. « Снежок порхает, кружится»

Борисенко М.Г. с 22

Часть занятия по озн.с окр. « Рассматривание картин из серии « Времена года» Зима.

 « Санки» Л.Н. Павлова с. 137-138.

Прогулка. « Белый снег пушистый…» Наблюдение за снегопадом.

Рисование пальчиками: « Белый снег кружится»

Картинки изображающие зиму.










РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Познакомить детей с новым деревом (елочкой). Она зеленая, колючая, с иголками.

Часть занятия по озн.с худ. Лит-ой. « Елочка»

М.Г. Борисенко с 21.

Прогулка. « Храбрая елочка». Наблюдение за елочкой.

Чтение стихотворения: « Елочка» Борисенко М.Г. с  21

Елочка.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать и называть диких животных. Показывать по просьбе взрослого голову, лапки, коготки,шерстку, туловище

Познакомиться с их поведением и повадками.

Называть их хотя бы детским или звукоподражательным названием.

Часть занятия по озн. С окр. « Мишка».

« Зайка». «Кого мы встретили в лесу?»

Индивидуальная работа. Чтение сказки

« Колобок»

Подвижная игра:

« Зайка серенький сидит»

« У медведя во бору»

Игрушка- медведь, заяц, и соответствующие картинки.

ЧЕЛОВЕК

Побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом.

Игра «Улыбнись, поклонись»

Зеркало.

                                3 квартал (март, апрель, май)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе


Понимать смысл слов идет дождик, дует ветерок, светит ласковое солнышко.


Называть эти объекты хотя бы детским названием.

Занятие по р.р. и озн. С окр. « Рассматривание картин из серии «Времена года» «Весна» Л.Н. Павлова с.139 №43

Занятие по р.р.(Худ.сл.)

«Смотрит солнышко в окошко». С.Л.Новоселова с.80

Прогулка. Наблюдение за сосульками.

 « Растет она вниз головой»

Наблюдение за весенним солнышком.

 « Солнышко-колоколнышко».

«Наблюдение за весенним дождиком «Дождик-дождик пуще»..

Рисование пальчиками. « Дождик», « Солнышко»

Наблюдение за ветерком.

 «Ветерок проснулся разом».

Подвижная игра:

 «Солнечный зайчик»,

« Солнышко и дождик»

Картины из серии « Времена года», кукла Катя.




Картинки с солнечной погодой.



Вертушки, ленточки.

Листы бумаги, гуашь синего, желтого цвета, салфетки.

Зеркало.

Зонт.

РАСТЕНИЯ

Формировать представления о растительном мире: деревья, цветы, трава

Называть их хотя бы детским названием.

Находить цветы такого же цвета и размера, как у воспитателя.

Занятие по озн. С окр.

« Выходи дружок на зелененький лужок» Н.А. Карпухина с.71.

Занятие по р.р. ( Худ. Сл.) « Ай люли, ай люли» М.Г. Борисенко с. 54-55

Наблюдение за первой  травкой.

« Уж трава моя шелковая»

Наблюдение за одуванчиком. «Веселый, луговой»,

« Одуванчик белоголовый»

Наблюдение за распустившимися листочками. «Зеленейся, зеленейся»

Подвижная игра

« Собери букет для мамы»

Рисование пальчиками « Травушка зеленая»

Магнитная доска или фланелеграф, одуванчик, ромашка, травка, птички, солнышко, кукла Катя.



Листы бумаги, гуашь зеленого цвета, салфетки.

ЖИВОТНЫЕ

Расширять представления детей о домашних животных и их детенышей, их характерных особенностях. Познакомить детей с домашними птицами ( цыпленок, гусь)


Имитировать некоторые действия  животных(бегает, прыгает, летает, клюет).


Различать животных в жизни, а также в игрушках и на картинках.

Занятие по р.р. и озн.с окр. « Желтые, пушистые». Н. А. Карпухина с 73-74

 « Гуси-гуси»

С.Л. Новоселова с 78.



« Животные и их детеныши» Л.Н. Павлова с. 99-100


Подвижная игра:

« Вышла курочка гулять»



Игрушка цыпленок, мисочка с зерном и водичкой, собачка, кукла Катя.

Игрушки- гуси, мисочки с водой и зерном.


Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

ЧЕЛОВЕК

Выделять и называть отдельные части своего тела.


Игры: « Топни ножкой»

                   

                       4 квартал (июнь, июль, август).)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о сезонных  изменениях в природе: жарко, светит ярко солнце.

Уточнять знания детей о свойствах воды, выделить ее как объект неживой природы: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают.

Пополнять знания детей о свойствах песка: сухой сыплется, из влажного можно лепить.

« Лето красное пришло!»



Игра: « Тонут-плавают»

Д.и. « Вылави уточку из пруда», « Поймай рыбку».




Игра: « Сыплем, лепим», «  Пирожки для мамы»




Емкость для воды, теплая и холодная вода, плавающие игрушки, рыбки, сачки, ведерки.

Лопатки, набор игрушек для игр с песком.

РАСТЕНИЯ

Знакомить детей с цветущими растениями

( ромашки, колокольчики).Уточнять отличительные особенности растений ( цвет, величина)

Д.И. « Собери букет для мамы»

Д.и. « Покажи цветок такого же цвета». « Дай такой же»

Цветы- ромашки, васельки.

ЖИВОТНЫЕ

Развивать представления детей о насекомых.  Способах передвижения  ( жучек жужит, бабочка летает, муравей ползает).

Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу- обижать нельзя.

Наблюдение за божьей коровкой. « Красный сарафанчик, черные горошки».

Чтение потешки

« Божья коровка_ черная головка»

Д.И. « Посади бабочку на цветок».

Подвижная игра

 « Мотыльки»,

« Пчелки»

« Комарики и лягушка»

Хрестоматия для малышей.


Вязаные цветы, бабочки.


Шапочки – пчелки, комарики, бабочки.

ЧЕЛОВЕК

 Учить контактировать

 со сверстниками, называть имя другого ребенка. учить выделять  имена взрослых и детей, а также знать  свое имя

Игры-занятия:

 « Паровозик», «Передай мячик»

Для игры: большой легкий мяч.

Паровозик, рельсы.

Литература:

1.Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.

2.Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.

3.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под  ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.

4.Николаева С.Н . Экологическое воспитание младших дошкольников. Кника для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез,  2004г. 91 с.

5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г

6.Соломенникова О. А.  Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

Формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

В наши дни, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных прблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависить ее судьба. И пе...

Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....