познавательно-речевое развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

" Веселый городец"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  ознакомлению с окружающим миром  детей старшего дошкольного возраста по теме:  «Весёлый городец»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле.

- Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

- Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Развивающие задачи:

- Развивать умение  составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи.

- Обогатить словарь детей словами по теме занятия: донце, прялка, кудель.

Материалы для занятий:

- Выставка изделий городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. На выставку можно поместить и несколько изделий хохломского промысла – для сравнения.

- Если занятие проходит в изостудии, можно приготовить все для рисования городецких узоров: тонированную бумагу, гуашь, палитры для смешивания красок, кисти. Тогда по завершении экскурсии можно будет сразу же приступить к рисованию.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям группы №7». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем.

     Хотите посмотреть, что в этом письме?

     Здесь какой-то рекламный проспект и приглашение.

     Посмотрите, что здесь изображено. Какие-то красивые изделия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в музыкальном зале». Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.

      Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла городецкие изделия.

     А вы знаете какие-нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках?

     Сегодня мы знакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь был обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб – явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

     Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца – доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшали резьбой, а потом и росписью.

     Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стоили в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

     В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

     Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, застолий. В то же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.

     Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке.

     Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.

     Воспитатель: Понравилась вам выставка и экскурсия по ней? А мне больше всего из городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь?

     Если хотите, давайте придумаем свою сказку про городецкого  коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

     «Давным-давно на берегу реки Волги в Городце жил один мастер, Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали людям душу, веселили их.

     Но вот однажды нависла над Городцом беда. Поступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

     Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер …»

     Затем детям предлагаются вопросы:

     1.Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска?

     2. Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?

     3. Пришла ли помощь жителям Городца?

     4. Как отблагодарили коня и птицу жители Городца?

     Большее количество вопросов нецелесообразно, так как приводит к излишней детализации, мешает разворачиванию детской фантазии.

     Лучшие сказки обязательно записываются.

     От получившейся сказки воспитатель переходит к предложению научиться рисовать элементы городецких  узоров.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...