Подготовительная группа. Занятие-игра по экологии для педагогических работников города. Тема: "Полезный или вредный"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рапелова Мая Айтмамедовна

 

Занятие-игра по экологии

(для педагогических работников города)

Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».

Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека.  Показать, что деление человеком животных и птиц на  «полезных»  и «вредных»  очень условно.  Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.

Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.

Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.

Ход занятия-игры.

Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома.  Называется она «Да», «Нет».

Вос-ль: - Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: - Оно живое?

Вос-ль:- Да.

Реб-к: - Оно в лесу живет?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Оно летает?

Вос-ль: -Нет.

Реб-к: - Оно большое?

Вос-ль: - Нет.

Реб-к: - Оно хищное?

Вос-ль: - Нет.

Реб: - Оно меняет шубу?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Это заяц?

Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.

- Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: - Оно живое?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Оно в лесу живет?

Вос-ль: - Да.

Реб-к:-  Оно летает?

Вос-ль: - Да.

 Реб-к: - Оно большое?

Вос-ль: - Нет.

Реб-к: - Ягодами питается?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Грудка красная?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Это снегирь?

Вос-ль: - Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о  чем будет сегодня занятие?

Реб-к: - Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).

Вос-ль: - Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили  животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и  проверим  так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» - называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» - называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.

     И так начнём, кто загадает первую загадку.

Реб-к:  Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.

Противоположная команда: Лиса.

Вос-ль: - Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.

Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.

Вредный: Лиса крадет кур в деревне.

Полезный: У лисы ценный мех.

Вредный: Лиса разоряет гнёзда.

Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.

Вредный: Лиса занимает чужие норы.

Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.

Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.

Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.

Команда противоп.: Кукушка.

Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.

Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.

Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.

Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.

Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.

Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.

Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.

Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.

Реб-к: Он - крупный  хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.

Отгадывающая сторона: Волк.

Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.

Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.

Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.

Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.

Вредный: Волки часто нападают на человека.

Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.

Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.

Отгадывающая команда: Орел.

Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.

Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.

Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.

Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.

    Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное   очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.

 Дети изображают птиц или животных.

Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно  «вредных» или «полезных» животных и птиц.

  Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.

  Отвечает обеспокоенный голос слона:

Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.

Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое

И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,

Когда кричу – у всех болят уши.

Прошу вас заступитесь.

Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду

спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.

Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.

1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.

2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.

3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.

Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.

Вносится поднос с фруктовым  канопе  (на палочке нанизаны кусочки фруктов -  банан, яблоко, мандарин, виноград).

  Жюри оглашает очки.

 

 

Занятие-игра по экологии

(для педагогических работников города)

Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».

Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека.  Показать, что деление человеком животных и птиц на  «полезных»  и «вредных»  очень условно.  Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.

Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.

Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.

Ход занятия-игры.

Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома.  Называется она «Да», «Нет».

Вос-ль: - Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: - Оно живое?

Вос-ль:- Да.

Реб-к: - Оно в лесу живет?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Оно летает?

Вос-ль: -Нет.

Реб-к: - Оно большое?

Вос-ль: - Нет.

Реб-к: - Оно хищное?

Вос-ль: - Нет.

Реб: - Оно меняет шубу?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Это заяц?

Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.

- Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: - Оно живое?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Оно в лесу живет?

Вос-ль: - Да.

Реб-к:-  Оно летает?

Вос-ль: - Да.

 Реб-к: - Оно большое?

Вос-ль: - Нет.

Реб-к: - Ягодами питается?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Грудка красная?

Вос-ль: - Да.

Реб-к: - Это снегирь?

Вос-ль: - Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о  чем будет сегодня занятие?

Реб-к: - Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).

Вос-ль: - Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили  животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и  проверим  так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» - называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» - называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.

     И так начнём, кто загадает первую загадку.

Реб-к:  Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.

Противоположная команда: Лиса.

Вос-ль: - Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.

Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.

Вредный: Лиса крадет кур в деревне.

Полезный: У лисы ценный мех.

Вредный: Лиса разоряет гнёзда.

Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.

Вредный: Лиса занимает чужие норы.

Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.

Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.

Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.

Команда противоп.: Кукушка.

Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.

Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.

Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.

Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.

Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.

Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.

Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.

Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.

Реб-к: Он - крупный  хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.

Отгадывающая сторона: Волк.

Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.

Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.

Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.

Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.

Вредный: Волки часто нападают на человека.

Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.

Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.

Отгадывающая команда: Орел.

Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.

Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.

Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.

Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.

    Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное   очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.

 Дети изображают птиц или животных.

Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно  «вредных» или «полезных» животных и птиц.

  Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.

  Отвечает обеспокоенный голос слона:

Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.

Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое

И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,

Когда кричу – у всех болят уши.

Прошу вас заступитесь.

Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду

спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.

Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.

1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.

2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.

3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.

Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.

Вносится поднос с фруктовым  канопе  (на палочке нанизаны кусочки фруктов -  банан, яблоко, мандарин, виноград).

  Жюри оглашает очки.

 

 

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительная группа. Занятие-игра по экологии для педагогических работников города. Тема "Полезный или вредный".

Занятие-игра по экологии(для педагогических работников города)Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью иг...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П. МАДОУ ЦРР Детский сад №14 г. Кропоткин.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»  ЭКОЛОГИЯ.ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П.МАДОУ ЦРР  Детский сад №14 г....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ Коробко И.Н.

Программные задачи: 1. Систематизировать знания детей о полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструмен...

Театрализованное представление с детьми подготовительной группы № 2 «Сказка о попе и его работнике Балде» (на новый лад)

Показ детьми подготовительной группы сказки "Сказка о попе и рабнике его Балде" (на новый лад)...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Положение о Городском Методическом Объединении в области познавательного развития детей дошкольного возраста педагогических работников города Назарово

Настоящее положение регламентирует порядок создания и функционирования городского методического объединения педагогических работников города Назарово....

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...