Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Кустова Елена Григорьевна
Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовательные и развивающие задачи любого уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-eksperiment.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 27 «Чебурашка»

Игра - эксперимент

«Как органы человека

помогают друг другу?»

/старший возраст/

воспитатель: Кустова Е.Г.

г. Чайковский, 2010 г.

Игра  эксперимент

«Как органы человека помогают друг другу»

Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга.

Предметное содержание: закрепить представление детей об основных функциях некоторых органов человека, формировать интерес к познанию своего тела.

Оборудование: на каждого ребенка шарф для завязывания глаз; два тазика с разными предметами в 2, 3 раза превышающее количество детей; ширма, за которой лежат лист бумаги, 2 чашки, одна с водой, чайная ложка, колокольчик, небольшие кусочки съестного (конфеты, печенья, хлеба, сахара, яблока, моркови) по количеству детей; в целлофановых пакетах чеснок, лук, кусочек цитрусовых, укроп, чайная заварка, ватка, смоченная духами.

Ход занятия:

Вступление.

– Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы). А уши? (ответы). А зубы? (ответы).

Блок 1 – зачем нам два глаза и два уха.

 Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам два глаза и два уха? (детские предположения).

– Давайте закроем одно ухо рукой. (Педагог слегка ударяет ложкой по столу). Вам что-нибудь было слышно? (Да). Теперь закроем один глаз рукой. Вам что-нибудь видно? (Да).

– Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом. (Педагог внимательно выслушивает объяснения и умозаключения каждого предлагающего свою теорию).

– Давайте снова закроем один глаз, (дети выполняют). Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догадались, зачем нам два глаза? (Ответ: чтобы помогать друг другу).

– Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое?

Блок 2  вместо глаз могут работать уши и руки.

– А если одни орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? (Ответы детей. Желательно, чтобы это был ответ «Нет»)

–  Вот это мы сейчас и проверим. Давайте перейдем на коврик. Начиная с этого момента, до середины занятия дети сидят на коврике).

– Разделим группу пополам. Дети 1 команды, завяжите себе глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята из 2 команды, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому. (Дети выполняют. Педагог, по необходимости, им помогает).

– Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что лежит внутри. Каждый определенный предмет кладите рядом собой. (Педагог вносит таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол – так, чтобы раздался стук. Ориентируясь на звук, дети передвигаются к тазу, находят предметы и определяют их на ощупь. Поскольку предметов много, каждый успевает вынуть и определить 2-3 из них. Дети 2 команды наблюдают за работой 1-й, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без помощи глаз).

–  Все сделали. Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Правильно?

–  Теперь завязывают глаза представители 2-й команды. (Педагог вносит второй таз, и работа повторяется в полном объеме. Теперь за ходом эксперимента наблюдает 2-я команда).

– Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вместо глаз? (Ответы: пальцы, руки, кожа – кто как скажет).

– Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.

Блок 3  вместо глаз могут работать уши.

 Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача – узнать, что я делаю. (Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой «чай», звонит в колокольчик, разрывает кусочек ткани, кашляет. Дети каждый раз называют действия. Если дети не поняли, можно повторить действие еще раз. Эксперимент проводится быстро, без задержек).

– Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глазки? (Ответы).

Блок 4  нос может быть заменен ртом.

 Давайте покажем, как мы дышим. (Дети выполняют). А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. (Дети выполняют).

– Кто заменил нос? (Ответ: рот).

Блок 5  язык и нос заменяют друг друга.

 Все снова завяжите себе глаза. Протяните руку, я в нее положу что-то съедобное. Определите без помощи глаз, что это такое. (Педагог раздает детям кусочки пищевых продуктов. Делает быстро, стараясь экономить время. Начиная с этого момента, дети поняли суть заданий и теперь должны сами придумывать методику решения экспериментальной задачи).

– Какой орган работал вместо глаз? (Ответ: язык).

– Снова протяните руку, я вам снова положу что-то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок. (Педагог быстро раздает полиэтиленовые пленки с пахнущими предметами. Дети поставлены перед сложной задачей: надо самим придумать, как получить ответ. Поскольку глаза завязаны, они даже не могут копировать друг друга. Педагог не подсказывает, ждет, пока сами догадаются. Только в самом крайнем случае, если ребенок совсем растерялся, он может молча поднести руку к носу).

– Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы?

– Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (Ответ: нос).

Блок 6  чем можно заменить руки и ноги.

 Вы сидите в разведке в кустах. Надо перебраться с этого места на другое. А вставать и идти нельзя, вас сразу же заметят  враги. Как вы будете перемещаться без помощи ног? (Дети придумывают и реализуют свои варианты. Скорее всего, они поползут с помощью рук).

– Вам надо срочно написать записку товарищу, а руки заняты. Давайте пересядем за столы. Спрячьте руки за спину. Вот вам карандаши и бумага. Напишите что-нибудь любыми способами. (Педагог предоставляет детям инициативу и смотрит, кто что придумает).

– Итак, какими органами можно заменить руки? (Ответы). А ноги? (Ответы). Блок 7  чем можно заменить речь.

 Коля и Вася, встаньте далеко друг от друга. Вы в разведке. Разговаривать нельзя, а Коля хочет позвать Васю к себе. Как ты это сделаешь? (Ждем, пока Коля сообразит подать какой-нибудь знак. Разрешаем помощь других детей).

– Теперь Саша и Миша разойдутся в разные концы комнаты и будут переговариваться друг с другом с помощью жестов. Мы постараемся понять, что они скажут друг другу. (Оба вызванных ребенка должны быть раскованными и инициативными. Чем свободнее чувствуют себя дети, тем более интересным и содержательным окажется их «разговор»).

– Чем можно заменить речь? (Ответ: жестами).

Заключение.

– Что нового и полезного мы узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и на...

Проект " Как животные помогают друг другу"

Групповой, среднесрочный, информационно-практико- ориентированный проект .Цель: Создание условий для развития познавательного интереса к миру природы....

Конспект дидактической игры «Как органы человека помогают друг другу» по опытно-экспериментальной деятельности

Конспект  дидактической игры«Как органы человека помогают друг другу»по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

В помощь родителям с детьми - инвалидами и с детьми с ОВЗ. "Помогите друг другу".

Советы родителям,воспитывающих  детей инвалидов и детей с ОВЗ....

Дидактическая игра«Как органы человека помогают друг другу?»

Цель игры: сформировать представление о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга...

Информационные листы "Фразы, которые помогают услышать друг друга во время конфликта"

Информационные листы "Фразы, которые  помогают услышать друг друга во время конфликта"...