Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много приключений - нужно отгадать загадки, найти и посчетать икринки,  украсить море новыми обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: расширять представления детей об обитателях морских глубин, учить правильной последовательной речи; активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику. Прививать усидчивость, умение работать в коллективе.

Ход комплексного занятия

  1. Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а морское. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам ее решить?

Как правило, дети предлагают надеть скафандры, сказать волшебные слова.

Воспитатель. Вы просто молодцы! Предложили отлич ные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, то перестанем быть просто ребятами, а станем самыми настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водо рослями.

В первый раз воспитатель читает стихотворение сам, за тем дети повторяют слова все вместе.

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звезд, медуз и рыб прекрасных.

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

 Слайд №1

2. Рассказы детей о морских обитателях.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, мор ских животных! Вы кого-нибудь узнаете?

Дети называют известных им обитателей морей, изобра жения которых воспитатель предварительно развесил в игро вой комнате. В это время дети, которые заранее подготовили рассказы об обитателях моря, берут соответствующие кар тинки и прячут их за спину.

Воспитатель. Вы просто умницы! В море живет множе ство обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть морские коровы, морские коньки..., а сей час к нам в море заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять мес та на песчаном дне (садится на ковер) и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не пере бивайте.

Дети по очереди рассказывают о морском обитателе, зри тели отгадывают название. Воспитатель в конце показывает изображение животного, о котором шла речь.

Если вы не успели подготовить детей или дети отказались от задания, вы можете сами вести рассказ. Ниже приведены некоторые примеры. После отгадывания можно спросить де тей: «Может быть, кто-то знает еще какие-нибудь факты из жизни того обитателя, о котором шла речь в загадке?»

1.      Это самое большое животное в мире. Многие думают, что
это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детены-
шей молоком. У одних есть зубы, у других - нет. У беззубых
вместо зубов - усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик
воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывет - вода бурлит.

Эта чудо-рыба - ... (кит).

Слайд №2

2.      Про эту рыбу К. Чуковский писал: «... - каракула, правым
глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зуба-
стыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у
них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того, они все
время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте
растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипа-
ми, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьез ные раны. (Акулы.)

Слайд №3

3.      Отыскать ее очень трудно: она постоянно меняет свой
цвет. На желтом песке становится желтой, на темном иле темне-
ет. Оба глаза у нее расположены на одной стороне.

Это что за чудо-юдо.

Рыба плоская, как блюдо?

Оба глаза на спине,

А живет на самом дне.

Очень странные дела...

Эта рыба - ... (камбала).

Слайд №4

4.      Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он
цепляется за веточки подводных растений и висит, как свечка
или игрушка на новогодней елке. Плавает медленно, хотя его
наземные «братья» довольно быстрые. Очень смешной на вид.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его, дружок.

Рыбок друг       (морской конек).

Слайд  №5

5.      Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине
овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги по-
хожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по
суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть
на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами пере-
вернуться не смогут. Про медлительного человека говорят:
«ползет как....» (черепаха).

Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель... (черепаха).

Слайд №6

Слайд №7

Воспитатель. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного подвигаться. Ответьте мне: откуда появляются рыбы? {Из икринок.) Наши рыбки решили с вами поиграть. Мы с вами на морском дне. и они здесь спрятали мно го икринок, которые вам предстоит найти. Одну подсказку рыб ки нам дали. Посмотрите, как выглядят спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок в наших комнатах.

Дети ищут в комнатах заранее спрятанные «икринки» - за готовленные вами бумажные шарики. Размер «икринок» дол жен различаться. Это необходимо для того, чтобы дети могли выполнить задания на сравнение.

Воспитатель. Замечательно! Давайте подсчитаем, сколь ко икринок вам удалось найти.

Если в группе не окажется детей, способных считать в пре делах 10, помогите им.

Воспитатель из найденных «икринок» выбирает одну и про сит показать шарики меньшего размера, большего размера.

Сколько «икринок» меньшего размера у вас получилось?

Сколько «икринок» большего размера?

3. Творческая работа: рисование, оформление выставки.

Воспитатель. Молодцы! С математическими заданиями вы прекрасно справились. Ваши плавнички и хвостики не устали? Предлагаю немного подвигаться.

Физминутка

. Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

(Все слова сопровождаются движениями, которые показы вает воспитатель, а дети повторяют.)

Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается. В нашем море живут самые разные животные и рыбы. Однако их не так уж и много. Предлагаю ук расить наше море новыми обитателями. Для этого нам нужно выполнить последнее, но очень сложное задание. Готовы проверить свои силы? Тогда рассаживайтесь за столики и приготовте свои рабочие места для занятия. Нам потребуются:лист бумагт, ножницы, цветные карандаши, клей. Дети раскладывают необходимые предметы на столах.

Воспитатель: Сегодня мы много узнали о морских жителях , а теперь давайте создадим настоящее подводное царство. Вам предстоит проявить свою фантазию, ведь в море можно встретить не только рыб и животных, но и …

Слайд №8

В царстве грозного Нептуна

Корабли тонули, шхуны,

Древних ценностей – не счесть,

Клады тайные здесь есть.

Воспитатель: Итак, нам с вами предстоит создать из бумаги рыбок и водоросли.

       Пример изготовления рыбки, которую дети после складывания раскрашивают по своему усмотрению. Также из цветной бумаги путём произвольного вырезания делаются полоски – водоросли, из бумаги можно сложить лодочку. Для полноты образа сделайте из бумаги несколько лодочек, которые потом можно наклеить на панно в качестве затонувших кораблей. После изготовления отдельных деталей составляется коллективная работа»Мир Нептуна». На картон размером 1*1,5 м наносится слой голубой краски, поверх которого наклеиваются все детали.

         Слайд №9                             РЫБКА

  1. Взять квадрат с произвольной стороной( чем больше сторона, тем больше получится рыбка).
  2. Сложить квадрат по диагоналям, развернуть.

  1. Перевернуть квадрат «лицом вниз». Сложить квадрат пополам, развернуть.

  1. Сложить квадрат так, чтобы получилась следующая фигура.

  1. На одной из сторон нарисовать линии для отрезания, как показано на рисунке.

  1. Вырезать полученную рыбку. Раскрасить.

После изготовления деталей воспитатель раскладывает их на основе.

Воспитатель. Молодцы. Маленькие рыбки готовы плавать и рез виться? Тогда предлагаю пойти на прогулку и поиграть в подвижную игру «Водяной» и «Море волнуется раз».

На прогулке детям можно предложить подвижные игры «Водяной», «Море волнуется раз...» и другие. Мы предлагаем новый вариант игры «Салки», или «Догонялки».

Воспитатель. Для игры нам необходим один «водолаз», которому предстоит спускаться в море и ловить его обитателей, а вам, морские жители, надо увернуться от водолаза и уплыть в свои домики.

Дети свободно гуляют по площадке. После слов воспитате ля изображают названного обитателя моря, а когда «водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.

Воспитатель. В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два. раз -

Покажи его сейчас!

Дети изображают осьминога. Вместо осьминога воспита тель может называть любую морскую рыбу или животное: акулу, ската, медузу, тюленя, моржа...

Воспитате ль.

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.

Водящий старается поймать ребят. Игру проводить, пока у ребнт не исчезнет интерес.

2. Лепка из песка. Отгадывание загадок.

Вое питатель. Ох, и быстрые у нас рыбешки! Устали?

Если тематический день проводится в теплое время года, можно предложить детям смастерить из песка подводное царство с домиками для обитателей моря. При этом можно подсказывать и направлять фантазию детей. Можно также загадать детям тематические загадки. Примеры таких зага док мы приводим ниже.

ЗАГАДКИ

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо... (осьминог).

Среди льдин рыбёшку ищет.

А пловец - каких не сыщешь!

До чего же зверь хорош –

Гладкий, сильный этот... (морж).

Солнце светит, но не греет.

Словно сахар, снег белеет.

Средь торосов целый день

Дремлет северный... (тюлень).

Что за странный круглый дом

К нам идёт со всем добром?

Вся дрожащая от страха.

В доме скрылась... (черепаха).

Властелин глубин немалых. Повелитель всех русалок,

В глубине его морей

Много кладов, кораблей.

Держит он в руке гарпун.

Грозный царь морей... (Нептун).

Что случилось с кораблём?

Всё качается на нём.

Царь морей играет в море.

Веселится на просторе.

Волны самых разных форм...

В синем морс грозный... (шторм).

Все моря он бороздил,

В штиль и в шторм корабль водил.

Человек отважный, смелый,

И морское знает дело.

Покорил немало стран

Этот бравый... (капитан).

Еще один вид игры, который развивает воображение, твор ческие способности детей, также можно провести во вре мя прогулки. Воспитатель на песке (мокром) рисует палочкой различные фигуры или их элементы. Ребенку предлагается до мыслить рисунок и дорисовать его до конца, соблюдая тема тику дня.

Воспитатель. В нашем подводном царстве случилось настоящее бедствие: большая волна набежала на берег и бук вально смыла наших морских друзей. Посмотрите, что осталось (обращает внимание детей на элементы нарисованных фигур). Давайте по можем нашим глубинным обитателям. Вы же настоящие вол шебники. Возьмите в руки свои волшебные палочки и смело приступайте к делу! Посмотрите, как можно исправить то, что натворила волна.

Воспитатель дорисовывает первый элемент, подсказывая детям, что можно изменять, дополнять. Далее дети само стоятельно выполняют задание. На рисунках элементы, кото рые рисует воспитатель, выделены четкой линией, а то, что нужно дорисовать, - тонкой штриховкой. Фантазия детей может быть безграничной, так что приготовьтесь заранее к необычным животным, сказочным персонажам. Старайтесь направлять фантазию детей на «морскую» тему.

Воспитатель. Вы у меня - настоящие художники! Всех спасли. Думаю, морские жители скажут вам большое спасибо. Ваши плавнички и хвостики не устали? Тогда предлагаю не множко подвигаться.

Воспитатель проводит небольшие физкультминутки по сво ему усмотрению, но лучше в тематике дня. Мы предлагаем одну из таких.

Воспитатель. Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

(Все слова сопровождаются движениями, которые показы вает воспитатель, а дети повторяют.)

В конце прогулки можно сделать акцент на то, что все морские жители постоянно живут в воде, поэтому всем про сто необходимо как следует вымыть свои плавнички, хвостики, чешую и так далее. Как правило, дети с огромным удовольст вием плещутся в воде.

Воспитатель. Как вы думаете, много надо сил, чтобы все время плавать в воде? А что нужно сделать, чтобы было много сил? (Ответы детей.) Итак, нужно хорошо питаться, за ниматься спортом, отдыхать и многое другое. Я предлагаю на браться сил и как следует подкрепиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию на тему "Космос"

Обобщить у детей понятия : "космос", "космическое пространство", "солнечная система"....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Хлеб наше богатство»

конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Хлеб наше богатство"...