Конспект познавательного занятия в средней группе. Тема: «Состояние воды. Лед».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Детям очень понравилось занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  средняя образовательная школа №37 (дошкольное образование, детский сад №88).

Конспект  познавательного  занятия

в средней группе.

Тема: «Состояние воды. Лед».

                                                     

Воспитатель Ермакова Марина Юрьевна

Программное содержание:

- Познакомить детей  с качеством и свойствами льда, на основе             полученных представлений сформулировать правила безопасности.

- Расширять представление детей о неживой природе; пробуждать интерес к окружающему миру. Развивать познавательные интересы, продолжая знакомить детей со свойствами жидкостей. Развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать вывод на основе наблюдений (развитие логического мышления). Развивать творческие способности детей при выполнении опытов. Побуждать детей к импровизации.  

- Обогащать  и активизировать словарь (ледоход). Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен и т.д.)             - Формировать положительное отношение к миру природы. Воспитывать любовь к природе.

- Знакомить с основами безопасности .

Оборудование и материал к занятию:

- Отрывок из книги «Подводная газета» Н.Сладкова.

- Лед прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной.

- Блюдце со снегом.
- Вода.

- Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом.

- Иллюстрации времен  года.

- Материал для опыта: стакан с водой, формы для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки (заранее подготовленный лед в подобных формочках).

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за состоянием погоды, за явлениями природы, подкормка птиц.

- В первой половине дня в группе работа с календарем природы.

- Во второй половине дня дидактические игры  

( Когда это бывает? Угадай, что произойдет).

- На занятиях и вне занятий чтение научной и художественной литературы.

Подготовка воспитателя: 

- Анализ раздела программы.

- Анализ календарного и тематического плана.

- Изучение литературы:

 Л.Кавинько «Секреты природы – это так интересно!».

 Н.Сладков «Подводная газета».  

                                                                                                                                                                                      -Анализ материала в журналах «Дошкольное воспитание»

Регламент времени: 20-25 минут.

Организационный момент(вне регламента).

- Положить каждому на стол: краски, салфетку, кисть, блюдце, форму для заготовки льда.

- Заинтересовать детей в игровой форме: внести на подносе большой кусок льда.

Воспитатель. Ребята, что у меня в руках?

Дети. Лед.
Воспитатель. Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем кое-что новое и интересное?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. А для этого нам необходимо провести настоящее исследование, как это делают настоящие ученые. Чтобы опыты наши получились, нам надо занять рабочие места в нашей лаборатории (рассадить детей за столы).

                               Содержание

Методы, приемы, регламент

I часть. Начало занятия.

Воспитатель. Ребята. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Она не имеет цвета и вкуса. Она не имеет определенной формы (взять воду и налить в разные емкости). Видите, вода – простое вещество, но она и очень загадочная, волшебная. Про нее даже есть сказка. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка – Водица. У Матушки – Водицы была большая семья: сыновья - Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери – Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень (дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).

- А какое сейчас время года?

Дети . Зима.

Воспитатель. Давайте поговорим о тех детях Матушки – Водицы, с которыми мы встречаемся зимой.

II часть. Основная.

1.Зима – это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. А как вы думаете, как  их зовут?

Дети. Лед, снежинки.

Воспитатель. Давайте посмотрим на них (внести кубики льда и раздать детям). Ребята, потрогайте лед и скажите: теплый он или нет (холодный); твердый или мягкий? (твердый). Делаем вывод – лед холодный и твердый.  Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (выслушать ответы детей, а затем показать лед с предметом внутри). Делаем вывод – лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предмет.

Таким образом, в результате нашего исследования мы установили: лед холодный, твердый, прозрачный (повторить с детьми)

Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.

2. Воспитатель. Продолжаем наше исследование.

Скажите, пожалуйста, как можно догадаться о том, что лед – сыночек Матушки – Водицы? Посмотрите на блюдце, что вы там видите?

Дети. Воду.

Воспитатель. Неужели лед волшебный? Что с ним произошло?

Дети. Лед растаял.

Воспитатель. Почему растаял лед?

Дети. Лед занесли в тепло.

Воспитатель.  Правильно. Когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду. Мы сделали еще одно открытие (повторить с детьми).

Ребята, скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого надо сделать? (ответы, рассуждения детей).

Дети  Воду нужно заморозить.

 (Внести две баночки: со льдом и с водой).

Воспитатель. Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная.  Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете, он прозрачнее воды? Чтобы ответить на этот вопрос. Проведем исследование: поставим за обе баночки картинку. Сравните( сделать с детьми вывод о том, сто лед менее прозрачен, чем вода)

3. Физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.

Мы во двор пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

А еще с горы катались.

А потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

4. Воспитатель. Ребята, из-за того, что вода зимой замерзает, на реках, озерах лед считается шубой для подводных жителей. На дне рек, прудов, озер под ледяной крышей происходит много интересного. Вот послушайте, пожалуйста, как написал об этом в своей книге «Подводная газета» писатель Н.Сладков.

Неизвестно, отчего недалеко от берега вдруг открылась полынья: черное пятно на белом снегу. Решили проверить. Тут не глубоко, метра три. На дне полянка из песка, вокруг кусты водорослей. Странно: давно зима, а водоросли не отмерли и не легли на дно, стоят стройно и колышутся – как на ветру. И вода под ними кипит, и песчинки в воде пляшут: вверх – вниз, вверх – вниз! Ясное дело – донный родничок .Пробивается сквозь дно, заколышет тонкие водоросли, и от теплой родниковой воды тает на верху лед, шире расползается полынья.

Ребята, оказывается роднички бывают не только на поверхности земли, но и под водой. Летом родниковая вода кажется ледяной, а зимой под толстой ледяной крышей – теплой. Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое замерзло бы и погибло. Лед – это своеобразное одеяло – под таким толстым и прозрачным покрывалом подводным жителям не страшен ни какой мороз.

Ребята, а какая река протекает по нашему городу Тверь?

Дети. Волга.

Воспитатель.   Весной ото льда реки и моря освобождает ледокол. Только он по рекам не ходит, а плавает и ломает лед, который потом быстрее тает.

5. А нам с вами необходимо осторожно обходится со льдом, и другими детьми Матушки –Водицы, которые любят зиму.

Скажите, можно ли брать лед в рот? Почему?

Дети  Нет, он холодный.

Воспитатель.     А можно брать в рот снег?

Дети.      Нет. Он холодный, можно заболеть.

Воспитатель.       Ребята, а еще и лед, и снег очень грязные. Вот, посмотрите, мы положили на блюдце снег и льдинки с улицы. Что же мы видим?

Дети.   Мутная вода, грязная каемка по краям.

Воспитатель.  Теперь и вы убедились, что лед и снег грязные  , их нельзя брать в рот не только потому, что они холодные, но и потому, что они грязные.

А еще льдом нельзя кидаться. Как  вы думаете, почему?(ответы детей)

Нельзя ходить по льду на реках! Почему? (можно провалиться).

Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему? (лед скользкий, можно поскользнуться и упасть).

Молодцы. А теперь повторим все правила.

6.Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый, цветной, как в сказке. (Внести и показать образец).

Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).

Возьмите кисточки, обмакните в краску любого цвета и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу все формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.

III часть. Итоговая.

1. Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним(повторяем с детьми): лед твердый, холодный; менее прозрачный, чем вода. Лед - теплая шуба для подводных жителей.

2.(после повтора внести заготовки цветного льда и показать детям) Ребята, вот что у вас получилось(дать возможность детям рассмотреть и обсудить)

Спасибо всем исследователям! Занятие окончено.

IV часть. Закрепительная часть.

- На прогулке наблюдаем за замерзшим льдом. Вспоминаем качества и свойства.

-Наблюдаем за снежинками и узорами на окнах.

- Вспоминаем правила обращения со льдом.

- Весной с детьми наблюдаем за сосульками, отмечаем их качества и свойства, вспоминаем, что это тоже лед.

3 минуты.

Активизация внимания, речи, мотивация к деятельности.

Обращение к предыдущему опыту детей

15 минут.

Активизация сенсорного восприятия

Исследовательская деятельность

Наблюдение.

Показ, сопровождающийся объяснением.

Сравнение.

2-3 минуты.

Знакомство с научно – популярной литературой.

В процессе работы  воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно они работают, поэтому у них все получается  

Прием, направленный на формирование ОБЖ.

Повторение.

Сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей.

Опытническая деятельность.

4 минуты.

Закрепление полученных знаний. Создание эмоционального настроя.

Перспектива дальнейшей деятельности