Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

   Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_volga.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 37 (дошкольное образование №88)

Конспект занятия в старшей группе

по краеведению

Тема: « Волга – матушка»

Выполнила воспитатель Ермакова М.Ю.

Программное содержание.

  1. Дать детям понятие об истоке Волги.
  2. Уточнить знания детей о реке как сообществе водных обитателей: рыб, растений, насекомых, приспособившихся к жизни в воде.
  3. Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, растворимость.
  4. Ввести в словарь детей новые слова и понятия: сообщество, исток, морской путь, «Волга-матушка», явления природы, фильтр.
  5. Продолжать воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту.

 Оборудование и материалы.

     1.Карта-схема изображения верхней Волги.

     2. Карта-схема нижнего течения.

     3. Фотографии: исток Волги, на берегах Волги.

     4. Звуковое оформление (диск с музыкальной записью).

     5. Символы для экологической игры «Удивительный мир».

     6. Материал для опытов: стаканы, воронки, синтепон, паралон, ткань, вата.

     7. Экран.

     8. Проектор.

     9. Диск с записью об истоке Волги.

Организация детей.

Дети разделены на подгруппы. На занятии работает  восемь человек. Дети свободно стоят рядом  с воспитателем.

Предварительная работа.

  1. Анализ программы.
  2.  Анализ перспективного плана по краеведению.
  3. Изучение литературы: Н.Палькин «О, Волга», энциклопедический справочник «Тверская область».
  4. Экскурсия в «Березовую рощу» на берег реки.
  5. Чтение литературы о Волге.

Регламент времени:

I часть – организационный момент (2 минуты).

Постановка цели, название темы, объяснение воспитателя (5минут).

II часть – познавательная, самостоятельная деятельность детей (17 минут).

III часть – итоговая часть занятия (4 минуты).

Содержание

Методы и приемы.

Воспитатель.  Расскажу я вам , ребята.  Одну маленькую историю. Было это на Черном море. Собрались ребята на берегу, загорали, резвились. Вдруг видят в прибое что-то белое.

- Бумага, - сказал один.

- А может письмо? – отозвался другой.

- И, правда, море принесло нам весточку.

Взяли ребята письмо и начали его читать.

«Ты все Черное море расхваливаешь, а я отдыхаю на родине и нисколько об этом не жалею. «Красавица народная, как море полноводная, как Родина свободная, широка.  Глубока, сильна она…».

На этом письмо обрывается.

- Как выдумаете, о чем писал наш герой?

Дети.  ( О сестре, о матери, о городе.)

Воспитатель.  Переворачиваю письмо и обнаруживаю карту. Здесь кружочком обозначен город Тверь.

- Как вы думаете, что изображено на этой карте?

Дети.  Город, река.

Воспитатель   Кто вспомнит, на какой реке стоит наш город?

Дети ( Волга, Тьмака, Тверца ).

Воспитатель.   Вы меня убедили. Мы живем в Твери на Волге.

«Из-под камушка течет реченька.

Да Волга быстрая, ой да Волга-матушка».

-У любой реки есть начало.

- Как вы представляете себе место рождения реки?

-(Варианты ответов детей).

Воспитатель.  Маленький ручеек. Он берет начало от истока, от родника. Вот о нем я и хочу вам рассказать.

У нас в Тверской области на Волдайской возвышенности в деревне Волго-Веховье из Мохово болота течет маленький ручеек. Это место, где рождается великая русская река. Это одно такое место. И построена на этом месте избушка – часовенка, которая сохраняет рождение ручейка. Здесь    не-подалеку построен первый  мост через Волгу, он называется Волжским.

«Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

Легкий дом, как девичья  светлица.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди.

Здесь родилась Волга,

Здесь ее и дом, и колыбель».

 - Попробуем вообразить рождение реки.

Стало скучно капелькам в роднике и задумали они прогуляться   по свету. Превратился родник в ручеек. Соединился наш ручеек с остальными и превратился в реку.

С Волгой связана жизнь не только нашего города, но и многих других городов России.

«И не только берега крутые,

И не только тучи, облака.

В Волге, словно в зеркале России,

Отразились судьбы и века».

 

С давней поры  Волгу русский народ называл Волга – матушка  река.

- Как вы понимаете выражение «Волга – матушка река»?

Дети  Помогала перевозить грузы. На берегах строили города.

Воспитатель  На берегах ее построили десятки славных городов. Вот и в тринадцатом веке был построен наш город Тверь, а так же и другие города Тверской области.

- Наносим кружки-символы городов, находящихся на Волге. Отсюда, с Верхней Волги, с давних времен плыли корабли с грузами вниз по течению. Раньше люди знали только этот путь к морю. А теперь по Волге можно добраться и до Балтийского моря, Белого, Черного, Азовского.

Предлагаю вам отдохнуть на берегу Волги.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Замедляется движение, исчезает напряжение.

И становится понятно, расслабление приятно.

Пока вы отдыхали, я принесла волжской воды. Для чего люди использовали волжскую воду?

Дети. Готовили пищу, мылись, стирали и т. д.

Воспитатель.   А вы согласитесь пить такую воду?

Дети.  Нет.

Воспитатель.  Почему?

Дети.  Вода мутная, грязная.

Воспитатель.  Как же нам решить эту проблему?

Дети.  Очистить воду.

Воспитатель.  Попробуем это сделать. Но для этого необходимо профильтровать воду, сделать фильтр. Мы поместим фильтр в воронку и профильтруем. Фильтром может быть ткань, вата, синтепон, паралон.

Какой фильтр вы используете?

Почему?

Что в результате получилось?

Дети.  Вода получилась чистая.

Воспитатель.   Очень хороший цех водоочистки у нас получился.

Воспитатель.  Наше путешествие подходит к концу.  Я предлагаю вам создать картину «Удивительный мир Волги».

Волга – исключительное явление природы, связавшее воедино разных представителей живого мира. Но от нас. Людей, зависит каким богатым и ярким будет мир.

Привлечение внимания.

Вопрос – загадка.

М.П. Поиск вариантов

 

Художественное слово.

Демонстрация через проектор «Исток Волги».

Художественное слово.

«Эмпатия»

Перевоплощение в образ.

Художественное слово.

               

Речевая логическая загадка.

Рассматривание карты-схемы.

Релаксация.

Постановка проблемной ситуации.

Опытническая деятельность.

Поощрение.

Экологическая игра.