Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ерыкалова Татьяна Алексеевна

Индивидуально-творческий проект на высшую категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_erykalovoy_t.a..doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5»

Индивидуально-творческий

 проект

«Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии»

                                                                 Автор: Ерыкалова Татьяна Алексеевна

                                                                 МДОУ «Центр развития ребенка –                                  

                                                                 детский сад №5», воспитатель

                                                                 Научный руководитель: Пелевина

                                                                 Любовь Николаевна, методист              

                                                                 череповецкого филиала

                                                                 ГОУ ДПО «ВИРО»

 

Череповец

2009 г.

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Актуальность                                                                                                       7

2. Теоретические основы   формирования ценностного отношения

     к природе как к значимому социальному объекту у детей

     старшего  дошкольного возраста

    2.1. Характеристика  программ экологического воспитания

            дошкольников                                                                                           13

    2.2. Понятие ценностного отношения детей

           старшего дошкольного  возраста к природе                                           19

    2.3. Цели и задачи организации работы по данному направлению             21

    2.4. Комната экологии как средство формирования у дошкольников  

            ценностного отношения к природе                                                         23

3. Этапы работы по реализации проекта

    3.1. Подготовительный этап                                                                            26

    3.2. Основной этап                                                                                            27

    3.3. Заключительный этап                                                                                31

Выводы                                                                                                                   33

Список литературы                                                                                               36

Приложения

Введение

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является, с одной стороны, - одной из наиболее актуальных проблем, с другой - проблемой противоречивой. Связано это с тем, что человек, являясь неотъемлемой частью природы, вынужден использовать природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей и обеспечения нормальной жизнедеятельности. Длительное время использование природных ресурсов не носило разрушительного характера. Произведения народного эпоса (былины, сказания, предания и пр.) фиксируют любовное отношение к природе, поклонение ей. Человек живет как продолжение и выражение природы и грехом считает противопоставление ей.

Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре с момента развития техники и производств. Природу начинают рассматривать с позиций лишь материальной ценности как средство материального обогащения. Кроме того, развитие науки и техногенных процессов, неизбежно приводит к повышению активности людей в природе. Человечество все более видоизменяет, модифицирует, адаптирует, приспосабливает природу, «подстраивает» ее под свои все возрастающие потребности. Утилитарно-прагматический взгляд на природу неизбежно привел к тому, что люди, длительно, постоянно нарушая естественные природные процессы, создали смертельную угрозу для своего существования.

В настоящее время рассогласование в жизни людей и природы приобретает катастрофические масштабы. Использование человеком природы без учета присущих ей закономерностей, ставит под угрозу существование самого человеческого общества.

И выходом из данной ситуации на наш взгляд может стать воспитание ценностного отношения к природе.

Ценности, ценностное отношение! Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древнегреческие мыслители, философы поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке. Не случайно, основополагающими для многих наук о человеке стали сократовские вопросы о смысле жизни, добре, красоте, истине. Вот и сегодня встает проблема поиска путей, средств, способов возврата к абсолютным ценностям, «сократовскому триединству Истины, Добра и Красоты», ценности жизни, которые отражают достояние всего человеческого рода, являются его вековым культурным наследием.

Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования - Законе Российской Федерации «Об образовании» и Национальной доктрине образования Российской Федерации. Одним из приоритетов образования в данных документах выделяются общечеловеческие ценности.

Несмотря на достаточное количество работ, раскрывающих воспитательные аспекты экологической работы с подрастающим поколением процесс воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к природе как личностного образования изучен недостаточно. Открытыми остаются вопросы механизма воспитания ценности природы во всех ее проявлениях, и, в первую очередь, - ценности жизни. Результаты исследований представителей различных областей научного знания, а также анализ практики работы образовательных учреждений показывает, что у современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе. Отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включается в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений. Одной из причин обозначенного негативного факта можно, на наш взгляд, рассматривать несвоевременность и методическую неграмотность в организации экологической работы с подрастающим поколением.

Так когда же и как начинать работу по целенаправленному воспитанию ценностных ориентиров личности?

Достаточно широко применимо известное высказывание: «Все начинается с детства!». Однако мы часто забываем о том, что процесс экологического образования и воспитания ценностного отношения к миру природы необходимо начинать уже на этом этапе активной жизни человека. Дошкольный возраст - это период, когда человек делает первые шаги по достаточно сложной дороге постижения всех таинств окружающего мира. Однако у ребенка, в процессе общения с предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, не только формируется система представлений о мире. Взаимодействуя с предметами, объектами мира природы, малыш учится видеть прекрасное и безобразное, учится понимать и ценить добро и противостоять злу; у ребенка развиваются чувства, эмоции, что имеет огромное значение для воспитания у него ценностного отношения ко всему тому, что его окружает.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

В психолого-педагогической литературе рассмотрены отдельные компоненты ценностного отношения к природе и педагогические условия их формирования у дошкольников (Л.В. Безрукова, H.H. Кондратьева, С.Н. Николаева).

В качестве факторов формирования экологически значимых отношений к природе выделяются следующие:

  • природные объекты и явления (особенно ближайшего окружения);
  • люди, являющиеся референтными лицами;
  • естественнонаучные знания;
  • художественные произведения о природе;
  • творческая деятельность в природе (в том числе художественного направления).

В связи с этим, темой своего индивидуально-творческого проекта было решено выбрать «Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии».

1. Актуальность

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению привходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.

Несмотря на спад промышленного производства экологическая обстановка в стране остается сложной.

Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения. На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается экологическое невежество.

На нынешнем этапе существования человека многоаспектно: работа, быт, отдых - все это протекает в чрезвычайно трансформированной среде. На работе в промышленных предприятиях, особенно в металлургических, энергетических и других работающие в них люди мирятся с загрязнением атмосферного воздуха, важных объектов, почвы. В быту часто не обращают внимание на экологичность продуктов питания, товаров народного потребления. На отдыхе не обращают внимание на загрязненность рек (купание в грязной реке).

Отсюда мы еще раз делаем вывод, что экологическое образование должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит   одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Признание природы как самоценного субъекта взаимодействия, а не только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях.

Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной.

Формируя гуманистически направленное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что они понимают потребности других, а потому, что добро для них эмоционально объективировано позитивными оценками взрослых. Предпосылки развития моральных чувств у детей возникают слишком рано. По данным научных работников, сопереживания радости и горя проявляются у детей к полуторагодовалому возрасту. Благодаря особенной чувствительности ребенок переживает страх за других и прежде всего за тех, к кому чувствует симпатию. Такой страх является формой сочувствия, которое свидетельствует о способности к сопереживанию.

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства - обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе. Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо».

Для воспитания у детей гуманного отношения к живым существам очень полезны жители комнаты экологии и домашние животные.

Достаточно четко в дошкольной педагогике определен объем ценностных отношений, который должен быть сформирован у детей к концу дошкольного возраста (концепция дошкольного воспитания). Однако, несмотря на широкое обсуждение проблемы формирования ценностного отношения детей к окружающему миру, технология процесса формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста остается неразработанной: не выявлены педагогические условия эффективности данного процесса.

На наш взгляд, комната экологии может быть широко использована в работе по  формированию ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста.

2. Теоретические основы   формирования ценностного отношения

к природе как к значимому социальному объекту у детей

старшего  дошкольного возраста

2.1. Характеристика  программ экологического воспитания дошкольников

Перед началом работы с детьми мной были изучены разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит линостно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» - это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В   программе  «Детство»,   созданной   в   Петербурге  коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с  растениями  и  животными,  проживающими  в  одном  сообществе,  их взаимосвязанностью).

Один из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьева - вышла на разработку своей потенциальной   «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционнее виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запоржца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но эта тема не раскрыта на конкретном материале. Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития  -  познавательного,  эстетического,  нравственного  и  физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность.

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.

Наряду с комплексными в 90 - е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей   индивидуализацию личностного развития ребенка.

Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина - Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.

Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы Я - концепции ребенка его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно -  экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать. Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы:

«Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство.

Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.

Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

К той же группе можно отнести программу Н.А.Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Особенность программы - в ее организации, на каждом занятии, которое длиться два академических часа, дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Одной из первых в 90-х годах появилась программа автора статьи «Юный  эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Мы в своей работе используем следующие программы:

  • Программа «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир природы», авторы: Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова;
  • Программа «Наш дом - природа»,  автор Н.А.Рыжова;
  • Программа «Мы», автор Н.Н.Кондратьева.
  • Программа «Юный эколог», автор Николаева С.Н.

На наш взгляд, данные программы направлены на формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе, на осознание ценности и практической значимости для человека природных объектов и явлений.

2.2. Понятие ценностного отношения

детей старшего дошкольного  возраста к природе

Вопросы ценностных ориентаций интенсивно разрабатываются  в последнее  время в отечественной педагогике (З.И.Васильева, Е.н. Бондаревская. К.Ю. Белая, Л.А.Кондрыкинская и другие). Авторы С.А.Козлова, Е.И.Корнеева, Э.К.Суслова, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева и другие убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование ценностного отношения к природе при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности.

Достаточно четко в дошкольной педагогике определен объем ценностных отношений, который должен быть сформирован у детей к концу дошкольного возраста (концепция дошкольного воспитания). Однако, несмотря на широкое обсуждение проблемы формирования ценностного отношения детей к окружающему миру, технология процесса формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста остается неразработанной: не выявлены педагогические условия эффективности данного процесса.

Ценность природы можно рассмотреть в нескольких аспектах:

  • Самоценность природы. Все животные, растения, явления природы существуют сами по себе, а не для человека и удовлетворения его потребностей. Каждый объект природы, в том числе и человек, неповторим: своеобразен по внешнему виду, особенностям характера и поведения
  • Природа как среда обитания человека. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы (воды, воздуха, земли и др.) и других живых существ (людей, растений и животных). Человек взаимосвязан с природой.
  • Практическая ценность природы. Человек извлекает из природы практическую пользу: растения и животные служат ему пищей, а некоторые растения – материалом для изготовления изделий.
  • Оздоровительно-гигиеническая ценность природы. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила. С их помощью человек сохраняет здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами – животными и растениями – поднимает человеку настроение. Помогает снять усталость.
  • Эстетическая ценность природы. Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечика; от нежного запаха цветов. Особую радость человек испытывает, общаясь с детенышами животных, наблюдая за их веселым поведением, созерцая прелесть цветущих растений.
  • Познавательная ценность природы. Человек учится у природы. Его наблюдения помогают придумывать и создавать необходимые для жизни и деятельности предметы. (Наблюдая за солнцем, он придумал лампу; увидев паутину – нитки; клешни рака – ножницы; по аналогии с грибом сделал зонт).
  • Нравственная ценность природы. Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким.
  • Ценность человека для человека. Человек не может прожить без других людей. С ними интересно общаться, заниматься другими видами деятельности. Общаясь со сверстниками, взрослыми людьми, можно узнать много нового.

Под ценностным отношением детей старшего дошкольного возраста к природе мы понимаем устойчивое личностное принятие природных объектов и явлений на основе осознания их ценности и практической значимости для человека. Оно характеризуется позитивным отношением к природе и желанием познавать ее и взаимодействовать с ней. Ценностное отношение детей старшего возраста к природе включает в себя три основные группы ценностей:

  • познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию природных объектов и явлений;
  • ценности преобразования, определяющие мотивацию деятельности в природе;
  • ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы.

2.3. Цели и задачи организации работы

по данному направлению.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №11, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии.

В связи с содержанием трех основных групп ценностей в рамках разработанного нами проекта определились три основные группы задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту посредством комнаты экологии.

Первая группа задач – формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к природе.

Формирование познавательных ценностей:

  • потребность в новых знаниях, понимание значимости познания природы;
  • социальная ориентация на точку зрения других людей в отношении природы;
  • отношение к действиям другого человека в природе как к поступку;
  • экологическое мышление.

Формирование ценностей преобразования:

  • стремление к природоохранительным действиям;
  • осознание экологического опыта других и собственного экологического опыта;
  • творческое отношение к деятельности в природе;
  • стремление воздействовать на природные объекты, брать их под свою защиту, помогать им;
  • стремление передавать свои экологические знания и опыт другому.

Формирование ценностей переживания:

  • чувство красоты, совершенства природы;
  • чувство любви к природе;
  • чувство значимости природы для жизни человека;
  • личностная окрашенность переживаний, выражение сочувствия природным явлениям и объектам и переживание совместной радости;
  • нравственное экологическое сознание;
  • чувство физической и психологической  защищенности в природе, полнота разнообразных чувств.

Вторая группа задач – формирование осознанной системы знаний детей о природе, об основных взаимосвязях и  нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы экологических знаний.

Третья группа задач – формирование системы познавательных умений  детей как инструмента познания природы и нравственного развития:

  • умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
  • логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей);
  • умения теоретического познания (моделировать);
  • умение отражать картину природы в творческой деятельности (применять усвоенные знания, отражать природные объекты средствами искусства, использовать экологические знания и умения в разных видах деятельности);
  • умение выражать эмоциональное отношение к природе.

2.4. Комната экологии как средство формирования у дошкольников

ценностного отношения к природе

Важную роль в освоении задач экологического образования детей играет комната экологии, организованная как развивающая среда.

Сегодня, основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому, создавая комнату экологии, как экологически развивающую среду, мы исходили из базовой идеи, что развивает та среда, в которой ребенок, активно действует.

Комната экологии – это специально оборудованное помещение, позволяющее сосредоточить и расположить в системе, большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов, направленных на решение задач экологического воспитания и реализации программы.

Для успешной реализации поставленных задач в комнате экологии  созданы необходимые условия.

В развивающей среде имеются карта мира, различное оборудование для проведения опытов, дидактический материал, литература по экологическому воспитанию детей,  большое количество разнообразных растений, домашних животных. В нашей комнате экологии представлены макеты разнообразных экосистем: саванна, пустыня,  океан, тропики, тайга, Северный полюс, горы, луг. Макеты позволяют детям наглядно представить данную экосистему, познакомиться с ее особенностями растительного и животного мира.

Также комната экологии  содержит еще и собрание редкостей, природных достопримечательностей и много других мелочей, которые привлекают к этому помещению детей.

Комната экологии содержит большое количество разнообразных растений, которые сгруппированы по климатическим зонам. Растения одной климатической зоны имеют сходные приспособления к условиям среды. Так, например, растения пустыни имеют видоизмененные листья – колючки, чтобы меньше испарять воды, утолщенный стебель - для запаса влаги, а растения тропиков – плотные листья с глянцевой поверхностью, прорезями и отверстиями, чтобы вода, во время тропических ливней, легко скатывалась с их поверхности. Дети знакомятся с дифференцированными потребностями растений, сложившимися в разных климатических зонах и их приспособлениями к среде, учатся находить существенные признаки приспособлений (колючки и утолщенный стебель у кактуса - приспособление для жизни в пустыне), определяют способы ухода за ними.

В дальнейшем, в зоне экспериментирования, опытным путем выявляется зависимость роста и развития растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Экспериментально определяется функция органов: корень нужен, чтобы всасывать влагу и питательные вещества, стебель - чтобы проводить их ко всем органам, листья - чтобы улавливать свет. Проводятся опыты и с объектами неживой природы (на выявление растворимости веществ в воде, проницаемости песка и глины, свойств воздуха и т.д.)

Комната экологии содержит большое разнообразие животного мира. Дети наблюдают за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Проводится аналогия потребностей животных с потребностями людей, выявляется сходство органов и их функций. Определяется похожесть человека на других живых существ. Дети подводятся к элементарному пониманию идеи единства человека и природы.

Под руководством взрослого дети учатся заботиться о животных, исходя из знаний об образе их жизни и потребностей.

Организовывая деятельность по уходу за растениями и животными, делаем акцент на осуществление заботы, помощи другому живому существу, а не удовольствии себе.

Комната экологии имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей:

  • Во-первых, постоянное присутствие растений и животных позволяет формировать у детей чувство их необходимости.
  • Во-вторых, систематические наблюдения в комнате экологии и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
  • В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.
  • В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Именно мы - взрослые учим детей видеть прекрасное, воспитываем у детей интерес и любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, заботу о живых существах!

3. Этапы работы по реализации проекта

3.1. Подготовительный этап

Перед началом работы с детьми по реализации данного проекта проанализировала предметно-развивающую среду комнаты экологии. Чтобы дети успешнее усваивали  экологические знания, было решено дополнить оборудование для проведения опытнической деятельности, приобретена карта мира, созданы макеты следующих экосистем: тропики, океан, тайга.

На данном этапе мною были разработаны картотеки стихов и загадок про комнатные растения и обитателей комнаты экологии, разработаны конспекты занятий для детей старшего возраста по формированию ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту посредством комнаты экологии. Составлены паспорта комнатных растений и животных, находящихся в комнате экологии.

Также на  подготовительной этапе  для выявления достижений дошкольников в освоении экологической культуры и определения уровня их экологической воспитанности была проведена диагностика, представленная в программе Кондратьевой Н.Н. «МЫ».

По результатам диагностики на начало года 27% детей различали и  называли достаточно большое количество животных и растений, вычленяли их особенности. Могли назвать некоторые их потребности (во влаге, пище). Понимали состояние объекта и среды. Устанавливали частные связи, сравнивали объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывали затруднения. Наблюдалось ситуативное проявления гуманного отношения. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

50 % детей различали большое количество объектов природы, вычленяли характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знают признаки живого. К проявлениям негативного отношения к природе другими чаще пассивны.

Лишь 23% детей знали основные признаки живого, устанавливали связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Были эмоциональны в общении с природой, проявляли бережное отношение к объектам окружающего мира.

Перед началом работы по проекту мы провели родительское собрание, где рассказали  родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к работе с детьми в данном направлении. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования. Однако работа в рамках проекта, на наш взгляд, окажется привлекательной для многих пап и мам, бабушек и дедушек, сблизит их с детьми.

3.2. Основной этап

Система работы на этом этапе строилась в четырех направлениях:

  • повышение профессионального уровня,
  • создание условий в комнате экологии,
  • воспитательно-образовательная работа с детьми,
  • работа с родителями.

В своей педагогической работе уделяю серьезное внимание повышению профессионального уровня. Изучаю специальную методическую литературу, внимательно изучаю опыт коллег, представленный на страницах журналов: «Обруч», «Дошкольное воспитание».

С большим желанием и интересом посещала методические объединения, организованные для воспитателей, открытые занятия, достаточно часто проводимые на базе нашего дошкольного образовательного учреждения. В течение всего учебного года  посещала методическое объединение воспитателей-экологов на тему: «Организация работы по экологическому воспитанию детей с учетом особенностей комплексных и парциальных программ», в рамках которого были проведены следующие мероприятия: в октябре - экскурсия в Музей природы, в ноябре открытое занятие в д/с №124, в декабре открытое занятие в д/с №9, в феврале – экскурсия в Музей археологии, а также семинар «Современные подходы к экологическому воспитанию детей. Национальный парк» на базе ЦПК.

Система педагогического взаимодействия с детьми построена в соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования и разделена на три блока педагогического процесса.

Специально организованное обучение включает:

  • занятия по ознакомлению с природным миром;
  • изобразительную деятельность по экологической тематике;
  • обучение детей  уходу за растениями и животными;
  • речевое развитие (составление рассказов о природных объектах и явлениях, описательных, сравнительных, из опыта; этические беседы);

Разработаны и проведены занятия по ознакомлению природным миром на следующую тематику:

  • «Морское путешествие»;
  • «Наши комнатные растения»;
  • «Путешествие по свету»;
  • «Путешествие на Северный полюс»;
  • «Климат и природа тундры»;
  • «Секреты старого сундучка»;
  • «Экологическая пирамида»;
  • «Комнатные растения».

Одним из первых занятий в комнате экологии было «Секреты старого сундучка». Занятие было построено в форме путешествия. На нем мы  уточнили знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера, тундры, тайги, пустыни.

В  дальнейшем были проведены занятия по отдельным экосистемам с использованием макетов экосистем и карты мира. Дети по заданию находили на карте различные природные зоны, выбирали на макете и рассказывали про понравившегося  обитателя экосистемы. Дети с удовольствием  отправляются   то на Крайний Север, то в жаркую пустыню, то поднимаются высоко в горы, то опускаются на дно океана. Макеты позволяют детям наглядно представить данную экосистему, познакомиться с ее особенностями растительного и животного мира.

Также формированию ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, способствовали занятия по ИЗО-деятельности на тему:

  • «Еж, живущий на окне»;
  • «Жители комнаты экологии»;
  • «Комнатные растения».

Дети с большим интересом рисовали комнатные растения, старались передать в рисунке характерные особенности полюбившегося им растения. Большой интерес вызвало занятие на тему: «Еж, живущий на окне». Детям очень понравилось такое сравнение кактуса.

Совместная деятельность воспитателя и детей является основной в формировании экологической культуры у детей и включает:

  • диагностику экологической воспитанности детей (на начало и конец учебного года);
  • рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • работу с моделями;
  • работу с календарями природы, дневниками наблюдений;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  • наблюдения за животными и растениями;
  • работа с макетами экосистем;
  • труд в комнате экологии.

Очень любят дети ухаживать за комнатными растениями. Они с удовольствием надевают разноцветные фартучки, выбирают лейки, опрыскиватели, рыхлят землю, протирают листья. Большой восторг вызывает уход за животными. Дети самостоятельно меняют опилки, наполняют поилки водой, кормят обитателей нашей комнаты экологии.

Для воспитания у детей гуманного отношения к живым существам очень полезны жители комнаты экологии и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей привлекаем к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом  отмечаем, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас - людей.

Ценным является то, что дети учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды.

Самостоятельная деятельность детей:

  • работа  с литературой, энциклопедиями;
  • разные виды игр;
  • экспериментирование;
  • уход за растениями и животными.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих частей моей работы. Знания о природе детям дает системно педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка.

Важной задачей считаю показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей.

Для родителей разработаны следующие консультации:

  • «Животные в доме»;
  • «Дети в мире домашних животных»;
  • «Комнатные растения у вас дома»;
  • «Домашние животные и дети».

Консультации представлены как в красочном печатном виде в родительском уголке, так и в электронном варианте.

3.3. Заключительный этап

Активной формой в воспитании ценностного отношения дошкольников к природе, на наш взгляд, организация выставок. Создание выставки - это радость совместного творчества, осознание причастности к решению важных экологических проблем.

В  Детском музыкальном театре была организована выставка работ детей нашей группы на тему: «Мои домашние любимцы». Здесь были представлены работы, с использованием различных нетрадиционных техник рисования: пальцевая живопись, рисование ватными палочками, печать листочком, рисование солью, а также аппликация из раскрашенных гуашью макарон. Выставка работала в течение длительного времени и вызвала большой интерес и у больших и у маленьких посетителей театра.

В нашей группе постоянно проводятся фотовыставки на разнообразную тематику. В рамках проекта были организованы выставки фотографий на темы:

  • «Наша комната экологии»;
  • «Труд в комнате экологии»;
  • «Обитатели комнаты экологии»;
  • «Наши домашние любимцы».

Хочется отметить, что родители приняли активное участие в выставке на тему: «Наши домашние любимцы». Было представлено много забавных интересных снимков из домашней коллекции, на которых запечатлены дети и взрослые  со своими  домашними любимцами.

Перед участниками фотовыставки стояла задача – поделиться со всеми чуточкой тех положительных эмоций, которыми их каждый день в неограниченном количестве, совершенно искренне и бескорыстно одаривают питомцы (иногда сами того не подозревая).

Также на  данном этапе  были проведены следующие мероприятия:

  • родительское собрание на тему: «Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии»;
  • открытое занятие для родителей на тему: «Путешествие  по свету».

Для выявления достижений дошкольников в освоении экологической культуры и определения уровня их экологической воспитанности была проведена повторная диагностика.

Выводы

Таким образом, в системе работы по формированию ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у  дошкольника можно выделить три  взаимосвязанных направления:

  • Воспитание ценностей  в  процессе развития эмоций  и  чувств детей  (развитие эмпатии дошкольников по отношению к объектам, явлениям природы).
  • Воспитание ценностей в процессе экологически-ориентированной деятельности.
  • Воспитание   ценностей   в   процессе   познания   мира   природы   (формирование   у   детей дошкольного возраста элементов экологической компетентности).

Комплексный подход к реализации работы по всем направлениям, как показали  наши результаты, позволил воспитать у детей:

  • чувство ответственности за поведение в природе;
  • инициативу и элементы творчества при взаимодействии с природными объектами;
  • устойчивую   потребность   в   экологически   целесообразном,   осознанном   взаимодействии   с природными объектами, поведении в природе.

На наш взгляд, использование комнаты экологии в работе с дошкольниками привело к большим положительным результатам в экологическом развитии детей, а именно в формировании ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали более внимательно относиться ко всему живому, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.

Считаю, что выбранное мной приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи можно воспитывать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природные богатства.

У детей идет накопление эмоционально-позитивного опыта общения с природой, что благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и появления у него таких качеств как доброта, чувство собственного достоинства, любознательность, самостоятельность, ответственность.

Для выявления достижений дошкольников в освоении экологической культуры и определения уровня их экологической воспитанности воспользовалась методикой диагностики представленной в программе Кондратьевой Н.Н. «МЫ».

По результатам диагностики на начало года 27% детей различали и  называли достаточно большое количество животных и растений, вычленяли их особенности. Могли назвать некоторые их потребности (во влаге, пище). Понимали состояние объекта и среды. Устанавливали частные связи, сравнивали объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывали затруднения. Наблюдалось ситуативное проявления гуманного отношения. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

50 % детей различали большое количество объектов природы, вычленяли характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знают признаки живого. К проявлениям негативного отношения к природе другими чаще пассивны.

Лишь 23% детей знали основные признаки живого, устанавливали связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Эмоциональны в общении с природой, проявляли бережное отношение к объектам окружающего мира.

К концу подготовительной к школе группы   данные были следующими: 64% детей с высоким уровнем, 32% – средний уровень, а низкий  уровень 4% (один ребенок).

В результате проведенной  работы произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники теперь внимательнее ко всему живому, с удовольствием, по собственной инициативе общаются  с живыми существами, наблюдают за проявлениями в их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Планирую и в дальнейшем продолжать работу с родителями по данному направлению (беседы, консультации, просмотры занятий, тематические вечера, праздники природы и т.д.), так как только совместно наша работа, по формированию у детей основ культуры познания природы и осознания своего единства с ней, будет плодотворной.

Список литературы

  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 36-42.
  2. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. – № 7. - С. 38-46.
  3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004.
  4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  6. Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.
  8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
  9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.  
  10. Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. – Череповец: Порт-Апрель, 2008.
  11. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 70-73.
  12. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
  13. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
  14. Мы. Программа Экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Детств – Пресс, 2003.
  15. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М.: Мозаика - Синтез, 1999.
  16. Рыжова Н.А. Наш дом – природа: Программа. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».

Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связ...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО...

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД...