Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
статья
Что же такое социальная компетентность?
Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по развитию социальной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
Подготовила: Долик Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ «ДС «Берёзка» г. Новый Уренгой, ЯНАО |
Методические рекомендации по развитию социальной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
Что же такое социальная компетентность?
Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.
Основные компетенции педагога необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:
- организация конструктивного взаимодействия детей в группе, в разных видах деятельности
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
Основным приёмом формирования социальной компетентности является игра. Игры классифицируются на:
- подвижные
- речевые
- сюжетно-ролевые
- компьютерные
- дидактические
Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создать реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекают взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых парах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражание). Собственно диалог как речевое взаимодействие, в ходе которого партнеры поочередно высказываются на одну тему, характерен для старших дошкольников. Диалог педагога и ребенка, к сожалению, нередко строится на признании того, что ребенок не понимает, ошибается, не знает, хотя у ребенка – своя логика. Игнорирование этой логике приводит к тому, что ребенок стремится угадать, чего хочет от него взрослый, и угодить ему, поскольку взрослый «всегда прав». Чем старше становится ребенок, тем меньше задает вопросов. Несостоявшийся диалог в детстве превращается в скучный монолог педагога. Игнорирование субъектного опыта ребенка приводит к искусственности, к отчуждению ребенка от процесса познания и общения.
Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать детям определенные знания и умения, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции». Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правило учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в них и желания помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Важно обсуждать с детьми в те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка. Сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу, как разговаривать между собой, когда организуется, какая – либо совместная деятельность, например игра. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правило и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том, или ином случае, выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.
Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных фильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делать это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.
Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Поэтому помогает рассматриванию с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.
Объединение социальной коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправданы, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействия с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учиться видеть, использовать и уважать возможности других.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:
- понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- отстаивать свое мнение;
- соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
- уважительно относиться к окружающим людям;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью.
Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно. Речевая игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека. Речевая игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.
Из выше сказанного следует, что речевая игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации. Влияние речевой игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:
- развитие социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
- создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В процессе речевых игр у детей сформируется чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»
Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Выступление на городской конференции...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...

Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...

«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»
С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показа...
