Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
статья

Долик Светлана Васильевна

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Подготовила:

Долик Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Основные компетенции педагога необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:

  • организация конструктивного взаимодействия детей в группе, в разных видах деятельности
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности
  • вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

Основным приёмом формирования социальной компетентности является игра. Игры классифицируются на:

  • подвижные
  • речевые
  • сюжетно-ролевые
  • компьютерные
  • дидактические

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создать реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекают взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых парах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражание). Собственно диалог как речевое взаимодействие, в ходе которого партнеры поочередно высказываются на одну тему, характерен для старших дошкольников. Диалог педагога и ребенка, к сожалению, нередко строится на признании того, что ребенок не понимает, ошибается, не знает, хотя у ребенка – своя логика. Игнорирование этой логике приводит к тому, что ребенок стремится угадать, чего хочет от него взрослый, и угодить ему, поскольку взрослый «всегда прав». Чем старше становится ребенок, тем меньше задает вопросов. Несостоявшийся диалог в детстве превращается в скучный монолог педагога. Игнорирование субъектного опыта ребенка приводит к искусственности, к отчуждению ребенка от процесса познания и общения.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать детям определенные знания и умения, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции». Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате,  которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правило учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитывая  у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в них и желания помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми в те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка. Сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу,   как разговаривать между собой, когда организуется,  какая – либо совместная деятельность, например игра. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правило и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том,  или ином случае,  выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных фильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делать  это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.

Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Поэтому помогает рассматриванию с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Объединение социальной коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправданы, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействия с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учиться видеть, использовать и уважать возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

  • понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • получать необходимую информацию в общении;
  • выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • отстаивать свое мнение;
  • соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
  • уважительно относиться к окружающим людям;
  • принимать и оказывать помощь;
  • не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью.

Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно. Речевая   игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека. Речевая  игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.

Из выше сказанного следует, что речевая игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации. Влияние речевой   игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников  будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:

  • развитие социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные  игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе речевых игр у детей сформируется  чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Перспективное планирование по методической теме:  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...

Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...

«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»

С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показа...