Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
статья

Долик Светлана Васильевна

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Подготовила:

Долик Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Основные компетенции педагога необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:

  • организация конструктивного взаимодействия детей в группе, в разных видах деятельности
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности
  • вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

Основным приёмом формирования социальной компетентности является игра. Игры классифицируются на:

  • подвижные
  • речевые
  • сюжетно-ролевые
  • компьютерные
  • дидактические

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создать реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекают взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых парах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражание). Собственно диалог как речевое взаимодействие, в ходе которого партнеры поочередно высказываются на одну тему, характерен для старших дошкольников. Диалог педагога и ребенка, к сожалению, нередко строится на признании того, что ребенок не понимает, ошибается, не знает, хотя у ребенка – своя логика. Игнорирование этой логике приводит к тому, что ребенок стремится угадать, чего хочет от него взрослый, и угодить ему, поскольку взрослый «всегда прав». Чем старше становится ребенок, тем меньше задает вопросов. Несостоявшийся диалог в детстве превращается в скучный монолог педагога. Игнорирование субъектного опыта ребенка приводит к искусственности, к отчуждению ребенка от процесса познания и общения.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать детям определенные знания и умения, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции». Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате,  которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правило учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитывая  у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в них и желания помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми в те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка. Сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу,   как разговаривать между собой, когда организуется,  какая – либо совместная деятельность, например игра. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правило и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том,  или ином случае,  выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных фильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делать  это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.

Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Поэтому помогает рассматриванию с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Объединение социальной коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправданы, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействия с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учиться видеть, использовать и уважать возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

  • понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • получать необходимую информацию в общении;
  • выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • отстаивать свое мнение;
  • соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
  • уважительно относиться к окружающим людям;
  • принимать и оказывать помощь;
  • не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью.

Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно. Речевая   игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека. Речевая  игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.

Из выше сказанного следует, что речевая игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации. Влияние речевой   игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников  будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:

  • развитие социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные  игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе речевых игр у детей сформируется  чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Перспективное планирование по методической теме:  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...